Конфликт интересов на государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:26, реферат

Описание

Конфликты как разновидность социальных процессов и взаимодействий возникают и проявляются в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области государственного управления
Конфликт в социологии рассматривается как специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.

Работа состоит из  1 файл

Конфликты интересов.doc

— 267.24 Кб (Скачать документ)

Конфликтная ситуация в системе государственной службы должна регулироваться в немалой степени нравственными средствами и способами, путем формирования соответствующих кодексов и создания реальных механизмов их вне­дрения в повседневную деятельность государственных служащих. Последние должны принимать подлинно моральные решения.

Следует подчеркнуть то, что руководители практически не используют моральные регуляторы в практике управления персона­ лом государственной службы. Свидетельством тому являются следующие результаты социологических исследований:

•          из числа уволенных с государственной службы ни один не уволен за нарушение норм морали;

•          лишь 5,8 % государственных служащих получили взыскания за нарушения норм морали;

•          поощрения за высоконравственный поступок были объявлены лишь 4,3 % государственных служащих.

Приведенные данные красноречиво иллюстрируют отношение к мо­ральной составляющей государственной службы со стороны поли­тического руководства страны. Прямое же подтверждение дают ре­зультаты опроса экспертов: лишь 8,3 % респондентов указали, что руководители государства этим проблемам уделяют большое внима­ние, 33,7 % сочли внимание небольшим, а 41,3 % опрошенных отме­тили его незначительность[12].

Таким образом, ситуация “конфликта интересов” имеет помимо других факторов и моральную составляющую, ибо во многом зависит от уровня нравственной культуры государст­венных служащих, от их умения принимать должные моральные ре­шения. Моральные усилия государственного служащего должны быть подкреплены четкой правовой регламентацией его деятельности, комплексом мер по предупреждению подобных ситуаций, их выявлению, недопущению или минимизации вредных для личности, общества и государства последствий.

              Конфликт интересов проявляется в причинении имущественного ущерба третьим лицам, в том числе в результате нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным  ресурсам и услугам.             Если, например, согласиться, что создание административных барьеров для развития малого бизнеса - это следствие распространенности конфликтов интересов, то можно вспомнить, что по экспертным оценкам для малого бизнеса России терпимость к подобным конфликтам обходится в 10% его выручки.

•          Причинение имущественного ущерба государству (в том числе в виде упущенной выгоды).

В системе государственной службы ситуация конфликта интересов может возникать не только на индивидуальном/персональном уровне (у физического лица), но и на уровне организации в целом. В связи с этим конфликт интересов можно четко разделить на «личностный» и «корпоративный». Эти виды конфликта интересов различаются как по предпосылкам возникновения, так и по их проявлениям.

Среди предпосылок возникновения «личностного» конфликта интересов можно выделяют[13]:

•          невысокий моральный уровень конкретного госслужащего;

•          наличие в служебной деятельности (должностных функциях) областей подразумевающих принятие решений на основе субъективных оценок;

•          несовершенство системы отчетности, контроля и аудита деятельности;

•          отсутствие норм и правил разрешения возникшего «личностного» конфликта интересов.

В свою очередь предпосылками возникновения «корпоративного» конфликта интересов являются:

•          различие целей ведомства и государства в целом, в силу неправильного понимания ведомственных задач или их неточной/нечеткой формулировки;

•          превалирование краткосрочных планов организации над долгосрочными;

•          несовершенство законодательства и системы контроля и аудита деятельности.

Наиболее полное перечисление примеров проявления «личностных» конфликтов интересов на государственной службе дают канадские политологи Кен Кернаган и Джон Лангфорд в книге «Ответственный государственный служащий»[14]:

•          Использование служебного положения для лоббирования чьих-либо интересов.

•          Использование конфиденциальной информации.

•          Работа по совместительству.

•          Использование ресурсов организации в личных интересах.

•          Использование служебного положения для целей развития личного бизнеса.

•          Деятельность после увольнения со службы (ухода на пенсию).

•          Конфликты интересов, связанные с подарками и взяточничеством.

Проявлениями «корпоративного» конфликта интересов может стать:

•          Неэффективное и неэкономное расходование выделенных государством средств.

•          Лоббирование конкретных поставщиков или их групп.

В международной практике вопрос управления либо предотвращения конфликта интересов рассматривается как один из ключевых элементов стратегии противодействия коррупции на государственной службе.

 

 



[1]  Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в 2001-2006 гг. – Ульяновск, 2007. С.232 – 233.

[2] Статья 3 п.1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., № 79-ФЗ.

[3] Социологическая энциклопедия. Т. 1. – М., 2003. – С.382.

[4] См. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.

[5] См. Маккиавели Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве.- М.: «Мысль», 1992.

 

[6]См.: Платон. Диалоги. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

[7] Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М., 2007. С. 205-206.

[8]Менделеев Д.И. К познанию России. – СПб., 1907. С. 96.

[9] Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в 2001-2006 гг. – Ульяновск, 2007. С. 233.

 

[10] Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие / Общ. ред. Соколова В.М., Турчинова А.И.- М.: Изд-во РАГС: Статут, 2006.

[11] Граждаская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие/ Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006. С. 89-101.

[12] Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие / Общ. ред. Соколова В.М., Турчинова А.И.- М.: Изд-во РАГС: Статут, 2006.

 

[13] Храмкин А.А. Конфликт интересов в системе государственной службы: особенности государственных закупок./ www.strategy-spb.ru

 

 

[14] www.ethics.ubc.ca/mcdonald/conflict.htm


Информация о работе Конфликт интересов на государственной службе