Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:26, реферат
Конфликты как разновидность социальных процессов и взаимодействий возникают и проявляются в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области государственного управления
Конфликт в социологии рассматривается как специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.
Конфликтная ситуация в системе государственной службы должна регулироваться в немалой степени нравственными средствами и способами, путем формирования соответствующих кодексов и создания реальных механизмов их внедрения в повседневную деятельность государственных служащих. Последние должны принимать подлинно моральные решения.
Следует подчеркнуть то, что руководители практически не используют моральные регуляторы в практике управления персона лом государственной службы. Свидетельством тому являются следующие результаты социологических исследований:
• из числа уволенных с государственной службы ни один не уволен за нарушение норм морали;
• лишь 5,8 % государственных служащих получили взыскания за нарушения норм морали;
• поощрения за высоконравственный поступок были объявлены лишь 4,3 % государственных служащих.
Приведенные данные красноречиво иллюстрируют отношение к моральной составляющей государственной службы со стороны политического руководства страны. Прямое же подтверждение дают результаты опроса экспертов: лишь 8,3 % респондентов указали, что руководители государства этим проблемам уделяют большое внимание, 33,7 % сочли внимание небольшим, а 41,3 % опрошенных отметили его незначительность[12].
Таким образом, ситуация “конфликта интересов” имеет помимо других факторов и моральную составляющую, ибо во многом зависит от уровня нравственной культуры государственных служащих, от их умения принимать должные моральные решения. Моральные усилия государственного служащего должны быть подкреплены четкой правовой регламентацией его деятельности, комплексом мер по предупреждению подобных ситуаций, их выявлению, недопущению или минимизации вредных для личности, общества и государства последствий.
Конфликт интересов проявляется в причинении имущественного ущерба третьим лицам, в том числе в результате нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным ресурсам и услугам. Если, например, согласиться, что создание административных барьеров для развития малого бизнеса - это следствие распространенности конфликтов интересов, то можно вспомнить, что по экспертным оценкам для малого бизнеса России терпимость к подобным конфликтам обходится в 10% его выручки.
• Причинение имущественного ущерба государству (в том числе в виде упущенной выгоды).
В системе государственной службы ситуация конфликта интересов может возникать не только на индивидуальном/персональном уровне (у физического лица), но и на уровне организации в целом. В связи с этим конфликт интересов можно четко разделить на «личностный» и «корпоративный». Эти виды конфликта интересов различаются как по предпосылкам возникновения, так и по их проявлениям.
Среди предпосылок возникновения «личностного» конфликта интересов можно выделяют[13]:
• невысокий моральный уровень конкретного госслужащего;
• наличие в служебной деятельности (должностных функциях) областей подразумевающих принятие решений на основе субъективных оценок;
• несовершенство системы отчетности, контроля и аудита деятельности;
• отсутствие норм и правил разрешения возникшего «личностного» конфликта интересов.
В свою очередь предпосылками возникновения «корпоративного» конфликта интересов являются:
• различие целей ведомства и государства в целом, в силу неправильного понимания ведомственных задач или их неточной/нечеткой формулировки;
• превалирование краткосрочных планов организации над долгосрочными;
• несовершенство законодательства и системы контроля и аудита деятельности.
Наиболее полное перечисление примеров проявления «личностных» конфликтов интересов на государственной службе дают канадские политологи Кен Кернаган и Джон Лангфорд в книге «Ответственный государственный служащий»[14]:
• Использование служебного положения для лоббирования чьих-либо интересов.
• Использование конфиденциальной информации.
• Работа по совместительству.
• Использование ресурсов организации в личных интересах.
• Использование служебного положения для целей развития личного бизнеса.
• Деятельность после увольнения со службы (ухода на пенсию).
• Конфликты интересов, связанные с подарками и взяточничеством.
Проявлениями «корпоративного» конфликта интересов может стать:
• Неэффективное и неэкономное расходование выделенных государством средств.
• Лоббирование конкретных поставщиков или их групп.
В международной практике вопрос управления либо предотвращения конфликта интересов рассматривается как один из ключевых элементов стратегии противодействия коррупции на государственной службе.
[1] Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в 2001-2006 гг. – Ульяновск, 2007. С.232 – 233.
[2] Статья 3 п.1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., № 79-ФЗ.
[3] Социологическая энциклопедия. Т. 1. – М., 2003. – С.382.
[4] См. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.
[5] См. Маккиавели Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве.- М.: «Мысль», 1992.
[6]См.: Платон. Диалоги. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
[7] Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М., 2007. С. 205-206.
[8]Менделеев Д.И. К познанию России. – СПб., 1907. С. 96.
[9] Магомедов К.О., Турчинов А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в 2001-2006 гг. – Ульяновск, 2007. С. 233.
[10] Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие / Общ. ред. Соколова В.М., Турчинова А.И.- М.: Изд-во РАГС: Статут, 2006.
[11] Граждаская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие/ Под общ. ред. В.М. Соколова и А.И. Турчинова. – М.: Изд-во РАГС; Статут, 2006. С. 89-101.
[12] Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие / Общ. ред. Соколова В.М., Турчинова А.И.- М.: Изд-во РАГС: Статут, 2006.
[14] www.ethics.ubc.ca/mcdonald/con
Информация о работе Конфликт интересов на государственной службе