Контрольная работа по "Основам социально-гуманитарных наук"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:51, контрольная работа

Описание

Под объектом познавательной деятельности в самом широком смысле слова следует понимать все то, на что направлена мысль познающего субъекта. Соответственно, не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Объект и объективная реальность - вещи совершенно разные. Например, человек что-то не может сделать объектом познания в силу чисто исторических причин: неразвитости технических средств наблюдения, несформировавшегося методологического аппарата анализа и т.д.

Содержание

Структура и динамика процесса познания
Субъект и объект в процессе познания; 3
Чувственное познание, его формы и возможности; 8
Рациональное познание, его формы и возможности. 11
Социальные организации
Социальная организация как разновидность социального института; 17
Формальные и неформальные отношения в социальной организации; 19
Власть и авторитет в социальной организации. 21
Правовое государство и гражданское общество
Понятие правового социального государства; 28
Понятие гражданского общества; 30
Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа. 32
Литература 34

Работа состоит из  1 файл

Контрольная соц.-гум. наук.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

Повседневная жизнь  индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует  согласования и интеграции устремлений  индивидов и социальных групп  для поддержания целостности и прогресса всего общества. Равновесие, взаимосвязь общественных, групповых и индивидуальных интересов осуществляет государство посредством управленческих функций. Следовательно, глобальное общество, т. е. всеохватывающая человеческая общность, состоит из гражданского общества и государства.

Гражданское общество и  государство представляют собой  социальные универсалии, идеальные  типы, отражающие различные стороны  и состояния жизни общества, противостоящие друг другу.

 

 

 

 

3.3 Принципы демократии и их роль в осуществлении власти народа.

Термин «демократия» производно от двух греческих слов - demos - народ и сгаtos - власть и переводится буквально «власть народа». В политологическом словаре демократия определяется как «власть народа, народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества».

Местом рождения демократии является город-государство Афины, V век до н. э. (Перикловы Афины). Центральным политическим институтом в Афинах            VI-V века до н. э. было Собрание, привлекавшее обычно 5-6 тысяч участников и открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключалось). Собрание простым большинством голосов могло решать любые внутренние проблемы без всяких правовых ограничений. Суды проводились присяжными в составе 501 гражданина, также большинством голосов решавших, виновен человек или нет.

  Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание международным  сообществом основных принципов  демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода  - свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй, обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан  - означает равенство всех перед  законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов  государства и постоянный контакт  с ними населения - предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

4) разделение властей  - означает взаимозависимость и  взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;

5) принятие решений  по воле большинства при обязательном  соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном, политическом;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции.

Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим.

Только в совокупности с другими принципами плюрализм  приобретает универсальное значение для современной демократии.

Литература

 

1. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов / Б.Н.  Бессонов. - М.: Норма, 2006.

2. Миронов, В.В. Философия: учебник для ВУЗов / В.В. Миронов. - Изд. 3-е переработанно и дополнено - М., Изд. ГЕРМЕС. - 2002.

3. Митрошенков, О.А. Философия: учебник / О.А. Митрошенков. - Изд-во «Контур». М., 2000.

4. Петров, М.К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров.                Ростов н/Д., 1992.

5. Хоманс, Дж. Социальное поведение как обмен. / Дж.  Хоманс. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984.

6. Дизель, П.М. Поведение человека в организации / П.М.Дизель,                         Р.У. Мак-Кинли. Пер. с англ. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993.

7. Иванцевич, Д.М. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом / Д.М. Иванцевич, А.А. Лобанов. – М.: Дело, 1993.

8. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник / С.С. Алексеев. - М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.

9. Бутенко А.П., Государство и гражданское общество / А.П. Бутенко,                А.В. Миронов. Социально-политический журнал № 1, 1997.

 




Информация о работе Контрольная работа по "Основам социально-гуманитарных наук"