Коррупция как вид социально-патологических явлений: причины существования, способы борьбы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:48, реферат

Описание

Активные преобразования в России начала 1990-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов.

Содержание

Введение
1.
Основания для коррупции в системе государственного управления
1.1 Системные дисфункции государственной службы
1.2 Коррупция как явление, имеющее тяжкие социальные последствия
2. Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий
2.1 Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти
2.2 Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции
2.3 Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

на  тему:

«Коррупция  как вид социально-патологических явлений: причины  существования, способы  борьбы и результаты»

План

Введение

1.

Основания для коррупции  в системе государственного управления

1.1 Системные  дисфункции государственной службы

1.2 Коррупция  как явление, имеющее тяжкие  социальные последствия

2. Реформирование  государственной службы как способ  регулирования управленческих аномалий 

2.1 Внедрение  механизмов противодействия коррупции  в органах государственной власти 

2.2 Технологии  деятельности по предупреждению  и пресечению коррупции

2.3 Меры борьбы  с коррупцией в Федеральной  миграционной службе

Заключение

Список  литературы

Введение

Активные  преобразования в России начала 1990-х  гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного  устройства, в нашей стране так  и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов.

Причинами этого  явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и  нарождающейся общественной элитой. Отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально опасных  явлений: организованная преступность, бюрократизм, коррупция буквально  захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов  управления, деформировали не только ее структуру, но и "кадровый ресурс". Это привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала  средством удовлетворения личных и  клановых интересов отдельных групп  государственных служащих, произошло  их сращивание, как с представителями  бизнеса, так и с организованной преступностью.

Эти проблемы особенно актуализировались в последние  пять лет в условиях попыток государственной  власти и ее верховных институтов провести конкретные мероприятия по укреплению государственности, наведению  порядка в системе государственного управления, "разъединению" государственного управления и предпринимательской  деятельности. В условиях слияния  чиновничества и представителей бизнеса коррумпированность государственного аппарата стала серьезной угрозой  для обеспечения стабильности и  развития России.

Проблема  масштабной коррупции, характеризующаяся  многообразием и высокой организованностью  ее форм (подкуп, лоббизм, повальное  мздоимство, олигополия, политическая и транснациональная коррупция, завуалированные хищения и злоупотребления, совершаемые чиновниками, и т.п.) - вот с чем столкнулась Россия на пути к интеграции в мировое сообщество. В нашей стране появились социальные "болезни" высокоразвитых стран, в отношении которых они уже накопили опыт противодействия и к которым нам необходимо выработать собственный национальный "иммунитет", иначе Россия лишится своей экономической и внешнеполитической независимости и влияния.

В последнее 10-12 лет в России наблюдается превалирование неформальных способов регулирования  общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции  на природу властных отношений. В  этой связи необходимость исследования явления коррупции очевидна, для  чего уместно объединить усилия специалистов различных областей науки, работающих над данной проблемой: политологов, социологов, правоведов, философов и др.

Современные возможности российского общества и государства (правовые, организационные, идеологические, материальные и т.д.) в противостоянии коррупции крайне ограничены, так как до настоящего времени этой проблеме в нашей  стране не уделялось достаточного внимания. Несмотря на серьезность ее социальных последствий и многообразие форм проявления, в России не велось необходимых  комплексных исследований в данной области.

Следствием  этого явилось упрощенное представление  о коррупции. Представления о  ней формируются лишь по отдельным  ее формам (взяточничество, подкуп). Это  не раскрывает сути коррупции как  явления, ее механизма негативного  воздействия на государственные  и социальные институты. Отсутствие теоретического осмысления данной проблемы породило множество неверных подходов к ее практическому решению, не принесших  ощутимых результатов.

По своей  природе коррупция представляет собой социально-правовое явление, обуславливающее необходимость  борьбы с ней различными методами и средствами, в том числе и  правовыми. Сказанное объясняется  двумя причинами. Во-первых, тем, что  коррупция деформирует существующие легальные методы и механизмы  управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия. Во-вторых, деятельность участников коррупционных отношений неправомерна, поэтому важнейшие свойства права, его формальная определенность, нормативность, государственная гарантированность, системность при умелом и последовательном их использовании способны надежно противостоять неписаным теневым правилам.

Кроме того, коррупция разлагающе воздействует на такие важнейшие сферы общественных отношений, как власть и собственность. Именно в этом коренится ее общественная опасность и вредность. Рост коррупции, изменение ее форм - не только российская, но и мировая тенденция. Отсюда ее изучение - остроактуальная и вместе с тем сложная и практически значимая проблема.

Проблема  коррупции на сегодняшний день является одной из важнейших в органах  исполнительной власти. Особенно остро  она стоит в тех органах  власти, которые осуществляют интенсивное  и непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями  по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг и исполнения государственных функций.

Однако на сегодняшней день не уделяется должное  внимание анализу ошибок, пробелов и коллизий миграционного законодательства, приводящего к его коррупциогенности и ненадлежащей практике правоприменения, выражающейся в использовании государственным гражданским служащим ФМС России.

При этом до сих пор в нашей стране отсутствует  единая общепринятая методика оценки уровня коррупции и анализа наиболее коррупционных сфер деятельности отдельных  органов власти в части проведения должной и системной работы по выявлению коррупционных возможностей и анализу наиболее коррупционных  сфер деятельности федеральных органов  государственной власти, по установлению причин существования присущих деятельности их сотрудников коррупционных факторов, создающих повышенный риск совершения коррупционных действий указанными субъектами, реализующими нормативные предписания, по определению уровня закрытости, а также иных отдельных специфических особенностей деятельности органов власти и показателей, образующих коррупционные риски.

1.  
Основания для коррупции в системе государственного управления

1.1 Системные дисфункции  государственной  службы

Под воздействием внешних факторов или внутренних дисфункций возникают аномалии системы  государственного управления - отклонения от нормальных параметров функционирования. Государственная служба предназначена  для реализации функций государства, направленных на обеспечение целостности  и условий эффективной жизнедеятельности  национального сообщества (страны). Предметом ее практики является предупреждение и преодоление патологических отклонений в социальной жизни, с которыми гражданское  общество путем самоорганизации  и самоуправления справиться не может. Решение этих задач осуществляется посредством служебных функций.

Информационно-аналитическая  функция имеет целью диагностику  происходящих в обществе процессов: выявляются факты социально-патологических отклонений или признаки их формирования, исследуются причины и условия  их генезиса, изучаются спонтанно  образующиеся факторы противодействия  социальным дисфункциям.

Проектно-нормативная  функция реализует задачу разработки проектов решений государственных  органов по профилактике, социально-экономическому регулированию или властной нейтрализации  социально-патологических отклонений.

Нормативно-постановляющая функция осуществляется в процессе принятия законодательных, постановляющих и распорядительных актов на уровне полномочных в этом отношении  органов государственной власти.

Социально-контрольная  функция - осуществление контроля исполнения гражданскими структурами государственных  нормативных и распорядительных актов, оценка происходящих в обществе изменений в связи с исполнением  решений государственных органов  и общей динамики состояния социального  организма.

Указанные служебные  функции реализуются в специализированных структурах органов государственной  власти. Главным условиям нормальности структурирования государственной  системы является соответствие структур социально-организационным (упорядочивающим) функциям государства в необходимом  и достаточном их определении.

Нормальность  процесса государственно-служебной  деятельности в целом определяется по качественным критериям отношений  государства и общества, структурно-функционированному состоянию системы государственной службы и характеру поведения (деятельности) индивидов и групп. Соответственно указанным уровням рассматриваются и аномальные проявления (служебные дезорганизации).

Отклонения, происходящие в отношениях между  гражданским обществом и государством, и структурно-функциональные расстройства системы государственной службы проявляются в:

смещении цели государственной службы, когда она переключается на обслуживание социально непродуктивной элиты в политической и экономической сферах, обеспечивая ее жизнеспособность и благополучие в ущерб интересам общества;

неадекватности  структуры государственных органов  задачам и функциям социально-организационной  практики;

нарушении субординационных (властная вертикаль) и координационных внутриструктурных связей, рассогласование деятельности ветвей и уровней государственной власти;

неспособности сбора и анализа информации о  социальных процессах или избирательном, социально непродуктивном ее использовании;

нормотворческой дисфункции, проявляющейся неоперативностью и несовершенством разрабатываемых проектов государственных решений или расхождением между социально обоснованными предложениями и политическими установками;

правоприменительной несостоятельности - неспособности  обеспечения исполнения принимаемых  органами государственной власти решений, проявляющаяся в распространенности правонарушений в управленческой деятельности и жизни общества.

Интегральными проявлениями указанных дисфункций являются профессиональная некомпетентность, бюрократизация и коррумпированность государственной службы.

Аномалии  государственной службы начинаются с нарушения открытости государственно-общественных отношений. Это происходит, когда:

а) государство  всесильно и тотально контролирует социальные и экономические процессы, навязывая гражданскому обществу свои проекты его деятельности, что приводит фактически к ликвидации гражданской свободы. Власть служит себе и ставит на службу государству все общество;

б) государство  подчиняется воле доминирующей части  гражданского общества и обслуживает  ее интересы (служба олигархии);

в) государство  бессильно или заинтересовано в  спонтанном формировании гражданского общества. В этой ситуации государство  дистанцируется от общества, закрывается  от него и обслуживает само себя, оставляя для своего оправдания лишь имитацию социально-управленческой деятельности.

Испытывая давление факта смещения государственно-служебной  цели и бюрократизации управления, функции системы государственной  службы становятся также аномальными: информационно-аналитическая функция  или превращается в средство тотального контроля социальных процессов в  интересах власти, или становится самоцелью в процессе имитации социального  управления; проектно-нормативная деятельность приобретает характер нормативного оформления воли верхов; организационно-исполнительная и контрольная функции или  концентрируются во внутриструктурном  управленческом пространстве, или также  превращаются в средство тотального социального контроля.

При таком  отклонении функций утрачивается потребность  профессионализации служащих, ориентированной  на знание человека, процессов социальной самоорганизации, умение диагностировать состояние общества и его систем, творчески подходить к разработке и применению технологий регулирования социальных аномалий.

Информация о работе Коррупция как вид социально-патологических явлений: причины существования, способы борьбы и результаты