Коррупция как вид социально-патологических явлений: причины существования, способы борьбы и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:48, реферат

Описание

Активные преобразования в России начала 1990-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов.

Содержание

Введение
1.
Основания для коррупции в системе государственного управления
1.1 Системные дисфункции государственной службы
1.2 Коррупция как явление, имеющее тяжкие социальные последствия
2. Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий
2.1 Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти
2.2 Технологии деятельности по предупреждению и пресечению коррупции
2.3 Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

Названные отклонения усиливают аномалии служебного поведения. Формируясь таким образом, служебная среда оказывается вне сферы продуктивного социального контроля. Это создает условия для распространения фактов злоупотребления властью, превышения полномочий, безнаказанного бездействия, предательства интересов службы. Эпидемическое распространение этих фактов порождает самую опасную для государства и общества служебную аномалию - коррупцию.

1.2 Коррупция как  явление, имеющее  тяжкие социальные  последствия

В современном  федеральном законодательстве отсутствует  легальное определение коррупции. Современное международно-правовое определение коррупции дано в комментарии к ст. 7 принятого Генеральной Ассамблеей ООН Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место действие или бездейстие) и в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г. (просьба, предложение, дача или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового).

Коррупция - это социальное явление, заключающееся  в разложении власти. Государственные  служащие или иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, используют свое должностное положение, авторитет  занимаемой должности в корыстных  целях, для личного обогащения или  в групповых интересах.

Из этого  следует, что в типичном виде механизм коррупции выглядит следующим образом. Это использование уполномоченными  на выполнение государственных и  приравненных к ним функций лицами своего служебного статуса и связанных  с ним возможностей для незаконного  получения материальных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им таких благ и преимуществ физическими  и юридическими лицами.

Необходимо  различать коррупционное действие и коррупцию как явление. Это  различие принципиально важно при  определении причин и условий  коррупции, ее диагностике, а также  при разработке и реализации противокоррупционных мер и оценке их результативности. Коррупционное действие - это конкретный случай взаимодействия субъекта и объекта подкупа, процесс реализации в этой форме их частных интересов. Коррупция как явление раскрывается совокупностью распространенных, устойчиво повторяющихся коррупционных действий, производимых и обусловленных общими в системах социального управления факторами.

Коррупция представляет собой опаснейший вид социальной патологии, поражающий систему государственного и муниципального управления. Сложность  преодоления коррупции заключается  в том, что она реализуется  в сфере действия сверхактивных  факторов мотивации поведения людей - богатства и власти. Происходящий в коррупционном процессе саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией (управленческим решением) наделяет ее способностью самоорганизации и, следовательно, устойчивого самосохранения.

Большая и  длительно сохраняющаяся распространенность любого негативного социального  явления непременно вызывает «привыкание» к нему и формирует отношение  как к неизбежности и даже норме  жизни.

Коррупция увеличивает  диспропорцию социальной структуры  общества, усиливает имущественную  дифференциацию граждан, социальную напряженность.

Социальная  цена коррупции и прямая стоимость  коррупционной сделки зависят от уровня управления, на котором принимается  решение, подвергаемое продаже. Чем выше этот уровень, тем тяжелее и распространеннее негативные социальные последствия, больше коррупционный риск и, соответственно, компенсирующая его цена подкупа.

Итак, проблема коррупции в России далеко переступила  этические и правовые границы. Это  не просто отсутствие морали или игнорирование  этических ценностей, приводящее высокопоставленных государственных чиновников и лидеров  бизнеса к взяточничеству и обману общественности. Главный корень проблемы и его разветвления заключаются  в отсутствии реально действующих  институтов жизнеспособного гражданского общества, включая: правовые нормы, независимую  судебную систему, публичный аудит, способные к принципиальному  расследованию средства массовой информации и многое другое.

Во многом производными от экономических являются политические причины и условия коррупционной преступности. Среди этих причин российские криминологи справедливо называют:

отчуждение  большинства населения от власти, в частности от управления государственной  и муниципальной собственностью, от правотворчества и правоприменения, которыми фактически воспроизводятся основания зависимости граждан от чиновников;

отсутствие  эффективного парламентского контроля за проявлениями коррумпированности высших должностных лиц государства;

разрушение  прежней системы негосударственного (главным образом, политического, партийного) контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, почти не компенсированное новыми средствами.

Что касается социально-психологического аспекта  детерминации коррупционной преступности, то здесь также присутствует несколько  очень специфичных для России криминогенных обстоятельств, среди  которых специалисты традиционно  отмечают многовековые традиции мздоимства и лихоимства на российской государственной  службе и во многом связанную с  этим психологическую готовность большой  части населения к подкупу государственных служащих для реализации своих законных и незаконных интересов.

2.  
Реформирование государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий

2.1 Внедрение механизмов  противодействия  коррупции в органах  государственной  власти

Реформирование  государственной службы предусмотрено  в рамках проводимой реформы, которая  предусматривает оптимизацию функционирования органов исполнительной власти и  введение механизмов противодействия  коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.

Применение  всех технологий борьбы с коррупцией должно включать в себя комплекс политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических мер:

К комплексу  политико-идеологических мер можно  отнести меры, направленные на обеспечение  прозрачности принятия решений государственными органами всех уровней и органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов и т.д.; правовое воспитание и культурно-просветительскую работу для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.

Среди конкретных мер можно выделить следующие: четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими государственными органами; сокращение прямого вмешательства государственных  органов в экономику, прежде всего  в части, касающейся разрешительных функций; информационная поддержка  антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках; обеспечение доступа любого гражданина к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации; формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы; активное привлечение общественных организаций, средств массовой информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров;

В рамках правовых мер наиболее четко реализуется  работа с текущим законодательством  по приведению его в соответствие с нормами антикоррупционной политики. Правовые меры противодействия коррупции должны предполагать следующее: противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе; ориентация законодательства на борьбу, главным образом, с коррупцией, а не с коррупционерами; введение дисциплинарной или административной ответственности (а при определенных условиях - и уголовной) за совершение деяний, создающих условия для коррупции либо коррупционных правонарушений; уменьшение диспозитивных норм законодательства в целях уменьшения у чиновников возможности выбора вариантов поведения; ограничение иммунитетов высших должностных лиц государства для обеспечения расследования и привлечения к ответственности виновных в совершении коррупционных преступлений; рассмотрение вопроса об установлении в качестве основной меры наказания за коррупционное действие запрещения работать в государственных организациях и потери всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба; введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом; продолжение наращивания (в качественном плане) действенной системы финансового контроля, представление коррупции как серьезной проблемы национальной безопасности; совершенствование взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации и общественными организациями в вопросах обеспечения достоверной и всесторонней информации о деятельности органов государственной власти; конфискация имущества корыстных преступников, которая могла бы явиться источником доходов, необходимых для обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Массив организационно-технических  мер может предусматривать создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой; улучшением материального обеспечения государственных служащих; проведением взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную службу.

Среди конкретных мер можно выделить следующие: создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне федерального центра и в регионах; проведение непредвиденных проверок деятельности государственных служащих, в том числе особым независимым органом; создание благоприятных условий для граждан, которые обращаются с жалобой на того или иного чиновника; обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях; введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3 года; разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих «точках»; одной из наиболее действенных форм воспитания государственных служащих, особенно впервые принятых, должна стать пропаганда высших ценностей нашего общества и неприятия любых, даже, казалось бы, самых безобидных проявлений коррупции; упразднение различных внебюджетных фондов, осуществляющих выплаты чиновникам; существенное увеличение денежного содержания государственных служащих; отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев»; организация системы поощрений, при которой чиновнику было бы выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно; реорганизация системы государственной службы в целях значительного сокращения непомерно разросшегося государственного аппарата; изменение административно-правовых отношений в системе государственной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом; создание системы возмещения вреда, который причинен лицам в результате коррупционных деяний, для чего организовать специальный фонд, куда перечисляется определенный процент от жалования чиновника; ратификация международных договоров и конвенций.

В рамках социально-экономических  мер представляется необходимым  выполнение следующих действий: уменьшение наличного оборота, расширение современных  электронных средств расчета  внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде, что особенно важно для борьбы с низовой коррупцией; коммерциализация части социальных (в том числе коммунальных) услуг, ибо введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг; введение реальной зависимости системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления; использование опыта международных и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.

На основе возможных механизмов противодействия  коррупции должны выстраиваться  технологии противодействия коррупции.

2.2 Технологии деятельности  по предупреждению  и пресечению коррупции

Изучение  проблемы курсового проекта позволяет  выделить конкретные направления, связанные  с определением приемов и методов, обеспечивающих эффективное противодействие  коррупции.

Технологии  деятельности по предупреждению и пресечению коррупции политико-идеологического  характера предусматривают:

введение  открытых конкурсов на государственные  заказы и закупки (там, где это  невозможно, должны применяться жесткие  спецификации и стандарты на продукцию  и услуги);

информационная  поддержка антикоррупционнных мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;

все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему  национальной безопасности, в обязательном порядке делать доступными для общественности;

для доступа  граждан к информации о работе государственных и муниципальных  органов недостаточно закрепления  права граждан на информацию в  ст. 29 Конституции РФ, необходимо принять  специальные законы, устанавливающие  порядок доступа к информации, находящейся в государственных  органах;

создание  специальной государственной программы, в рамках которой через центры по информированию граждан обеспечен  доступ любого гражданина к административной информации;

Информация о работе Коррупция как вид социально-патологических явлений: причины существования, способы борьбы и результаты