Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа
Основной целью данной работы является изучение культуры, как социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;
2) изучить содержание, структуру и функции культуры;
3) дать понятие «культурного шока»;
4)рассмотреть формационный и цивилизационный подход к культуре.
Введение 3
1 Культура как предмет социологического анализа 5
2 Содержание, структура и функции культуры 7
3 Понятие «Культурного шока» 11
4 Формационный и цивилизационный подходы к культуре 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Оглавление
Введение 3
1 Культура как предмет социологического анализа 5
2 Содержание, структура и функции культуры 7
3 Понятие «Культурного шока» 11
4 Формационный и цивилизационный подходы к культуре 13
Заключение 20
Список
использованной литературы 22
Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.
Культура не просто формирует
и реализует сущностные силы
человека, но реализует их в
диалоге, в обмене информацией,
Общество, создавая искусственную
природу, одновременно
Как видим, культура - это сложное
и многоплановое явление,
Данная тема особенно
Основной целью данной работы является изучение культуры, как социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;
2) изучить содержание, структуру и функции культуры;
3)
дать понятие «культурного
4)рассмотреть
формационный и
Объектом изучения данной работы являются общественные отношения, возникающие в культурной сфере, как социальном явлении.
Предметом исследования является культура как социальное явление.
Структура контрольной работы: данная работа состоит из введения, 4 пунктов, заключения и списка использованной литературы.
Социальная культура - это система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.
Общество как большая социальная группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социального взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.
В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.
Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого социального явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей1. В истории социологической и социально-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалистического понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.
Социальная роль культуры проявляется в 3 аспектах:
Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.
Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.
Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика социальная роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества .
Изучение человеческих обществ, социальных групп и жизни отдельных индивидов ведется в нескольких основных направлениях.
Во-первых,
многие науки рассматривают человека
как особый биологический вид
и особенности его
Во-вторых, в изучении общества можно выделить сферу целенаправленной деятельности человека в освоении и преобразовании природы для удовлетворения им своих потребностей. В эту сферу входят прежде всего материальное производство, распределение производимых продуктов, их обмен и потребление. Удовлетворение потребностей и развитый обмен продуктами позволяют видеть в человеке существо "экономическое". В ходе преобразующей природу деятельности люди объединяются на основе производственных отношений, пытаясь стать независимыми от сил природы.
В-третьих, учеными выделяется чисто социальная особенность человеческих сообществ, необходимая для осуществления всех видов совместной деятельности. При таком подходе предметом исследования будут все человеческие знания, умения и навыки, общие нормы взаимопонимания между людьми, которые необходимы для упорядочения человеческих отношений, создания социальных институтов и системы контроля за распределением материальных благ. В данном случае речь идет об изучении человеческой культуры.
Структура культуры
Культура - явление многосложное, имеющее свою структуру. Она делится на духовную и материальную2, что явилось следствием исторического разделения труда на: умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники.
Культура тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка передачи от поколения к поколению этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры - религия и искусство - стояли у истоков ее возникновения, задолго до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).
Проблема
соотношения религии и
Действительно, культура человечества богата и многообразна в своих проявлениях. Она включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека - начиная от орудий труда, средств транспорта, технических изобретений и научных открытий, норм, философских учений, систем политической власти, права, религиозных верований, разнообразных традиций, ритуалов и праздников. Весь окружающий человека мир это мир созданной им культуры, которая пронизывает собой все сферы человеческой личности и общественную жизнь. Являясь для человека естественной средой обитания, культуру называют также «второй природой».
Функции культуры
Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей3. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.
Чем значительнее роль культуры в жизни общества, тем многообразнее ее функции.
Информация о работе Культура как социальное явление. Понятие культурного шока