Культура как социальное явление. Понятие культурного шока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение культуры, как социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;
2) изучить содержание, структуру и функции культуры;
3) дать понятие «культурного шока»;
4)рассмотреть формационный и цивилизационный подход к культуре.

Содержание

Введение 3
1 Культура как предмет социологического анализа 5
2 Содержание, структура и функции культуры 7
3 Понятие «Культурного шока» 11
4 Формационный и цивилизационный подходы к культуре 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 43.05 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1 Культура как предмет  социологического  анализа 5

2 Содержание, структура  и функции культуры 7

3 Понятие «Культурного  шока» 11

4 Формационный и  цивилизационный  подходы к культуре 13

Заключение 20

Список  использованной литературы 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Человек – это единственный из живых существ  во всем мире, обитающий как бы в  двух мирах одновременно. С одной  стороны, он – это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и  вне природного мира его существование  немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка  и ограничена во времени и в пространстве. Но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

          Культура  не просто формирует  и реализует  сущностные силы  человека, но реализует их в  диалоге, в обмене информацией,  эмоциями, знаниями. Освоение и развитие  социального опыта невозможно  вне общения. Культура возникает  вместе с людьми и вместе  с ними претерпевает исторические  изменения. Первый, еще самый тонкий  пласт культуры - зарождение языка  и речи послужил той разграничительной  линией, которая отделила мир  животных от мира людей, мир  биологический - от мира социального.

          Общество, создавая искусственную  природу, одновременно формирует  и людей, способных потреблять  зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет  свою двойственную природу. С  одной стороны, она - окаменевшие  накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с  другой стороны - мысленные формы  деятельности, закрепленные в сознании  людей (живая культура). Живая  культура общества возникает  из единства предметного и  мыслимого компонентов. Материальные  и духовные, объективные и субъективные  составляющие культуры одного  общества могут не совпадать  с элементами культуры других  народов или эпох. Каждое общество  создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и  возникают конкретно-исторические  типы культур. 

          Как видим, культура - это сложное  и  многоплановое явление, которое   отнюдь не сводится только  к этике поведения, искусству  или гуманитарным знаниям. Созданная  человеком и потому неприродная,  она включает в себя и отношение  к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому  как к природному телу (культура  физическая) и отношение к себе  же, но как к явлению социальному  (культура экономическая и политическая).

       Данная тема особенно актуальна,  потому как именно культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной  степени регулирует их поведение.  О том, насколько важна культура  для функционирования индивида  и общества, можно судить по  поведению людей, не охваченных  социализацией. Неконтролируемое, или  инфантильное, поведение так называемых  детей джунглей, которые оказались  полностью лишенными общения  с людьми, свидетельствует о том,  что без социализации люди  не способны усвоить упорядоченный  образ жизни, овладеть языком  и научиться добывать средства  к существованию.

          Основной  целью данной работы  является изучение культуры, как  социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

     1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;

     2) изучить содержание, структуру и функции культуры;

     3) дать понятие «культурного шока»;

     4)рассмотреть  формационный и цивилизационный  подход к культуре.

     Объектом  изучения данной работы являются общественные отношения, возникающие в культурной сфере, как социальном явлении.

     Предметом исследования является культура как социальное явление.

     Структура контрольной работы: данная работа состоит из введения, 4 пунктов, заключения и списка использованной литературы.

1 Культура как предмет социологического анализа

     Социальная  культура - это система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

     Общество  как большая социальная группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социального взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

     В социологии культура проявляется как  в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом  человеческой деятельности и усвоено  обществом.

     Социальную  роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого социального явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей1. В истории социологической и социально-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалистического понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

     Социальная роль культуры проявляется в 3 аспектах:

     Культура  служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

     Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

     Культура  – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика социальная роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества .

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Содержание, структура и функции культуры

     Изучение  человеческих обществ, социальных групп  и жизни отдельных индивидов  ведется в нескольких основных направлениях.

     Во-первых, многие науки рассматривают человека как особый биологический вид  и особенности его естественного  существования в окружении природных  условий. При таком "природном" подходе чело-век по своему поведению  не отличается от животных. В этом отношении  его можно объединить с некоторыми видами млекопитающих, создающих сообщества высшего типа.

     Во-вторых, в изучении общества можно выделить сферу целенаправленной деятельности человека в освоении и преобразовании природы для удовлетворения им своих  потребностей. В эту сферу входят прежде всего материальное производство, распределение производимых продуктов, их обмен и потребление. Удовлетворение потребностей и развитый обмен продуктами позволяют видеть в человеке существо "экономическое". В ходе преобразующей  природу деятельности люди объединяются на основе производственных отношений, пытаясь стать независимыми от сил  природы.

     В-третьих, учеными выделяется чисто социальная особенность человеческих сообществ, необходимая для осуществления  всех видов совместной деятельности. При таком подходе предметом  исследования будут все человеческие знания, умения и навыки, общие нормы  взаимопонимания между людьми, которые  необходимы для упорядочения человеческих отношений, создания социальных институтов и системы контроля за распределением материальных благ. В данном случае речь идет об изучении человеческой культуры.

     Структура культуры

     Культура - явление многосложное, имеющее  свою структуру. Она делится на духовную и материальную2, что явилось следствием исторического разделения труда на: умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники.

     Культура  тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и  развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина  тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка  передачи от поколения к поколению  этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры - религия и искусство - стояли у  истоков ее возникновения, задолго  до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).

     Проблема  соотношения религии и искусства  является одной из центральных при  рассмотрении необъятного мира человеческой культуры и созданных им общечеловеческих ценностей, имеющих специфические  средства и формы выражения в  каждой национальной культуре. Имея своим  предметом «внутреннюю реальность», искусство и религия своими корнями  были тесно связаны с ритуальным опытом древнего человека. Глубинные  пласты сакрального питали искусство  на всем протяжении его истории. Визуально  и вербально воплощались в  образы, содержащие в себе «проект» связи с миром «внутренней (подлинной) реальности», миром идеальных сущностей. Древние люди хорошо знали, что прикасаться  к миру божественных тайн необходимо со всей осторожностью и соблюдая определенные условия. Мир европейской  христианской культуры был наполнен символами и образами божественных откровений, созданными по Образу и  подобию, закрепленный и свято оберегаемый  традицией. Однако со временем традиция пошатнулась, и уже «то, что было откровением для людей, живших в  эпоху Просвещения, древние явно разумели…»

     Действительно, культура человечества богата и многообразна в своих проявлениях. Она включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека - начиная от орудий труда, средств  транспорта, технических изобретений  и научных открытий, норм, философских  учений, систем политической власти, права, религиозных верований, разнообразных  традиций, ритуалов и праздников. Весь окружающий человека мир это мир  созданной им культуры, которая пронизывает  собой все сферы человеческой личности и общественную жизнь. Являясь  для человека естественной средой обитания, культуру называют также «второй  природой».

     Функции культуры

     Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению  к сообществу людей, порождающих  и использующих (практикующих) ее в  своих интересах; совокупность селектированных  историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и  последствиям способов (технологий) осуществления  коллективной жизнедеятельности людей3. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.

     Чем значительнее роль культуры в жизни  общества, тем многообразнее ее функции.

Информация о работе Культура как социальное явление. Понятие культурного шока