Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа
Основной целью данной работы является изучение культуры, как социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;
2) изучить содержание, структуру и функции культуры;
3) дать понятие «культурного шока»;
4)рассмотреть формационный и цивилизационный подход к культуре.
Введение 3
1 Культура как предмет социологического анализа 5
2 Содержание, структура и функции культуры 7
3 Понятие «Культурного шока» 11
4 Формационный и цивилизационный подходы к культуре 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Важнейшая - гуманистическая функция свидетельствует о том, что благодаря культуре смягчаются противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. В отличие от животных человек не только пользуется тем, что предоставляет ему природа, но и создает свой, «очеловеченный» мир - культурную среду, которая является «второй природой».
Благодаря присущему человеку стремлению к красоте, он реализует эстетическую функцию, которая проявляется в том, что создавая разнообразный мир культуры, человек развивает и свои творческие силы и потребности. Он формирует свой духовный облик, являясь в то же время мерой создаваемой им культуры.
В сочетании традиций и новаторства осуществляется процесс исторической преемственности культурных ценностей. Тем самым, проявляется коммуникативная функция культуры - сохранение и передача социально-значимой информации, которую человек усваивает, совершенствует и вновь передает новым поколениям. Благодаря науке и искусству человек не утрачивает свои знания и опыт, а постоянно их обновляет, расширяя горизонты познания (гносеологическая, или познавательная функция).
И,
наконец, в процессе воспитания и
образования формируются
Стрессогенное
воздействие новой культуры на человека
специалисты называют культурным шоком.
В той или иной степени его
переживают практически все иммигранты,
оказывающиеся в чужой культуре
Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:
• напряжение из-за усилий, прилагаемых
для достижения
• чувство потери из-за
• чувство одиночества (
• нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
• тревога, переходящая в
• чувство неполноценности из-
Главной
причиной культурного шока является
различие культур (например, Германия
- Украина). Каждая культура имеет множество
символов и образов, а также стереотипов
поведения, с помощью которых
мы можем автоматически
Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от преувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, бессонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству.
Разумеется, культурный шок имеет
не только негативные
Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы - общественно-экономические формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения7. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения - это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.
В
чём же выражается зависимость производственных
отношений от формы собственности
на средства производства? Возьмём
для примера первобытное
Как
же идёт развитие общества согласно формационному
подходу? Дело в том, что существует
закономерность: производительные силы
развиваются быстрее, чем производственные
отношения. Совершенствуются средства
труда, знания и навыки человека, занятого
в производстве. Со временем возникает
противоречие: старые производственные
отношения начинают сдерживать развитие
новых производительных сил. Для
того чтобы производительные силы имели
возможность развиваться
Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство - земля - принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него).
Низка
покупательная способность
Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек8. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.
У
формационного подхода есть свои
недостатки. Как показывает история,
далеко не все страны вписываются
в ту «стройную» схему, которую предложили
сторонники этого подхода. Например,
во многих странах не было рабовладельческой
общественно-экономической
Цивилизационный подход к развитию общества. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» - «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие «цивилизация» приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
На
сегодня существует около 200 определений
этого понятия. Например, Арнольд
Тойнби (1889-1975), сторонник теории локальных
цивилизаций, называл цивилизацией
устойчивую общность людей, объединённых
духовными традициями, сходным образом
жизни, географическими, историческими
рамками. А Освальд Шпенглер (1880 -
1936), основоположник культурологического
подхода к историческому
Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.
Теории
стадиального развития цивилизации (К.
Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер
и др.) рассматривают цивилизацию
как единый процесс прогрессивного
развития человечества, в котором
выделяются определённые этапы (стадии).
Этот процесс начался в глубокой
древности, когда человечество перешло
от первобытности к
Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять: 1) Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. 2) Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности - предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. 3) Стадия «сдвига». Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования. 4) Стадия «зрелости». Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения. 5) Эра «высокого массового потребления». Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики9 .
Теории локальных (локальный с лат, - «местный») цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.
Локальные
цивилизации - это своего рода элементы,
составляющие общий поток истории.
Они могут совпадать с
Информация о работе Культура как социальное явление. Понятие культурного шока