Культура как социальное явление. Понятие культурного шока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение культуры, как социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;
2) изучить содержание, структуру и функции культуры;
3) дать понятие «культурного шока»;
4)рассмотреть формационный и цивилизационный подход к культуре.

Содержание

Введение 3
1 Культура как предмет социологического анализа 5
2 Содержание, структура и функции культуры 7
3 Понятие «Культурного шока» 11
4 Формационный и цивилизационный подходы к культуре 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 43.05 Кб (Скачать документ)

     Один  из основоположников теории локальных  цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это  процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций  в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории  человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации  замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

     Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная  агрессия); ответ цивилизации в  целом на этот вызов; деятельность великих  людей, талантливых, «богоизбранных»  личностей.

     Существует  творческое меньшинство, которое ведёт  за собой инертное большинство, чтобы  дать ответ на вызовы, брошенные  цивилизации. В то же время инертное большинство склонно «тушить», поглощать  энергию меньшинства. Это ведёт  к прекращению развития, застою.

     Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся  смертью и полным исчезновением  цивилизации.

     Согласно  формационному подходу общество в своём развитии проходит через  определённые, сменяющие друг друга  этапы - общественно-экономические  формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и  коммунистическую формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов  идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Цивилизационный подход отталкивается от определения, что цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Культура  — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

     Вместе  с тем культура — это также  процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

     Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих – актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.

     История развития социологической науки  дала немало различных подходов к  пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

     1. Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Минск: НТООО «Тетрасинтемс», 2002. - 640 с

     2. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.

     3. Девятко И.Ф. Методы социологическо-го  исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург, 1998. - 265 с.

     4. Зборовский Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - М.: ГАРДАРИКИ, 2004. - 592 с.

     5. Кузнецов И.Н. Технологии социологического  исследования / И.Н. Кузнецов. - М. - Ростов  н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 144 с. 

     6. Социология: Хрестоматия. – М., 1993

     7. Фролов С.С. Социология. – М., 1996

     8. Харчева В. Основы социологии. – М., 1997

Информация о работе Культура как социальное явление. Понятие культурного шока