Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, контрольная работа
Основной целью данной работы является изучение культуры, как социального явления. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать культуру как предмет социологического анализа;
2) изучить содержание, структуру и функции культуры;
3) дать понятие «культурного шока»;
4)рассмотреть формационный и цивилизационный подход к культуре.
Введение 3
1 Культура как предмет социологического анализа 5
2 Содержание, структура и функции культуры 7
3 Понятие «Культурного шока» 11
4 Формационный и цивилизационный подходы к культуре 13
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, «богоизбранных» личностей.
Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно «тушить», поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою.
Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Согласно
формационному подходу общество
в своём развитии проходит через
определённые, сменяющие друг друга
этапы - общественно-экономические
формации - первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и
коммунистическую формационный подход
исходит из того, что развитие общества,
различных стран и народов
идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный
строй, рабовладельческий строй, феодализм,
капитализм и коммунизм. Цивилизационный
подход отталкивается от определения,
что цивилизация - это совокупность материальных
и духовных достижений общества.
Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.
Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.
Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих – актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.
История
развития социологической науки
дала немало различных подходов к
пониманию социологии и ее структуры,
к определению ее предмета. В процессе
формирования и развития социологии
сложилось два уровня изучения общества:
микросоциологический и макросоциологический.
1. Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Минск: НТООО «Тетрасинтемс», 2002. - 640 с
2. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.
3.
Девятко И.Ф. Методы
4.
Зборовский Г.Е. Общая
5.
Кузнецов И.Н. Технологии
6. Социология: Хрестоматия. – М., 1993
7. Фролов С.С. Социология. – М., 1996
8. Харчева В. Основы социологии. – М., 1997
Информация о работе Культура как социальное явление. Понятие культурного шока