Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа
Слово «культура» происходит от латинского cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Если человек отличается утонченностью, воспитанностью и начитанностью, его считают культурным.
Если исходить из этимологии слова «культура», можно сказать, что культура - это своеобразный социальный гумус (слой почвы), от которого зависят результаты общественного развития.
1. Эволюция представлений о культуре в современной социологии. стр. 3-6
2. Основные компоненты культуры. стр. 7-10
3. Типы и функции культуры в обществе. стр. 11-16
4. Проблемы развития культуры в современной социологии. стр. 17-19
Список используемой литературы
1. | Эволюция представлений о культуре в современной социологии. | стр. 3-6 |
2. | Основные компоненты культуры. | стр. 7-10 |
3. | Типы и функции культуры в обществе. | стр. 11-16 |
4. | Проблемы развития культуры в современной социологии. | стр. 17-19 |
Список используемой литературы | стр. 20 |
Эволюция представлений о культуре в современной социологии
Слово «культура» происходит от латинского cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Если человек отличается утонченностью, воспитанностью и начитанностью, его считают культурным.
Если исходить из этимологии слова «культура», можно сказать, что культура - это своеобразный социальный гумус (слой почвы), от которого зависят результаты общественного развития.
Ключевой характеристикой культуры является то, что она отбирает для тиражирования определенные образцы поведения и опыта людей. Все человеческие сообщества выстраивают свои собственные культурные суперструктуры, которые сопровождают людей от юности до смерти и даже после их ухода из жизни. В результате этой селекции на земле сформировались совершенно различные культуры.
В XIX веке появились теории локальных культурно-исторических типов, подчеркивающих существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицающих единство всемирно-исторического развития человечества.
Одна из первых теорий культурно-исторических типов была разработана русским социологом Н.Я. Данилевским, выделивший 13 культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку.
Славянский тип культуры, будучи наиболее перспективным, и призванный осуществить руководство всемирно - историческим процессом, объединяет различные виды деятельности (а в каждом культурном типе преобладают различные типы деятельности: религиозная - в еврейском, политическая - в римском и т.д.).
Другой вариант теории предложен О. Шпенглером, который выделил 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, апполоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую), фаустовскую (западно-европейскую), майя, и предсказал возникновение русско-сибирской. Каждая культура существует около 1000 лет и умирая превращается в цивилизацию.
Наиболее развернутый и обоснованный вариант теории культурно-исторических типов представлен в концепции А.Дж. Тойнби. По его мнению, культура имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь - от самых грубых ее проявлений до высоких взлетов творческой фантазии.
Каждая культура проходит стадии возникновения, расцвета, надлома и заката. «Возникновение и рост» происходят за счет энергии «жизненного порыва», а надлом, упадок, разложение связаны с «истощением жизненных сил».
Но не всем цивилизациям суждено пройти свой исторический путь от начала до конца, некоторые из них, не успев расцвести, погибают, иные останавливаются в своем развитии.
К историческим факторам культурного процесса А.Дж. Тойнби относил «закон вызова и ответа». Само возникновение цивилизации, а также ее дальнейший прогресс определяются способностью людей дать адекватный ответ на вызов исторической ситуации. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые накапливаясь приводят к «надлому», а затем и к упадку.
Выработка адекватной реакции на вызов исторической ситуации принадлежит «творческому меньшинству», элите, которая выдвигает новые идеи и самоотверженно проводит их в жизнь, увлекая за собой остальных.
А.Дж. Тойнби - противник интерпретации истории как процесса движения в его классическом варианте. Не случайно он отвергает непрерывность истории, построенную по аналогии с представлениями классической физики.
Для него не столь убедительна и другая аналогия - непрерывность истории как непрерывность жизни, хотя она и представлялась ему более органичной.
Непрерывность истории, как и непрерывность пространства, времени, есть, по его мнению «перетекание» дискретности существования человечества. Каждый момент движения представляет собой порождающее начало следующего и в то же время некую самоопределяемую, внутренне завершенную целостность.
История существует там, где есть время. Собственно человеческая история началась не с момента сотворения человека, ибо райское его существование протекало вне сущностных изменений, т.е. вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени, стал смертным.
В то же время Л.Дж. Тойнби поддержал идею, столь характерную для мышления XX века, отражающую осознание отношения времени к биологической, а затем и социальной эволюции, идею, одной из модификаций которой является гипотеза о смене биосферы ноосферой, представленная у В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена.
Локальные цивилизации - вехи времени, а не острова замкнутой в самой себя истории. Разомкнутая история - аналог разомкнутой вселенной. Она раскрыта постоянно расширяющемуся и углубляющемуся постижению.
Первый акт свободного выбора человека (грехопадение) открывает путь истории и ставит человека в ситуацию диалога с богом. Этот диалог первоначально запечатлен в Ветхом Завете, где содержатся и пророчества относительно его будущего.
Воплощение божественного ЛОГОСА в лице Иисуса Христа есть свершение раннего обетования. С этого момента история разворачивается как процесс спасения человечества, который есть в то же время и полное выявление человеческой сущности.
В основе истории лежит взаимодействие мирового закона -божественного ЛОГОСА и человечества, которое каждый раз дает ответ на божественное вопрошение, выраженное в форме природного или иного вызова.
История,
на поверхности явлений обещающая
многообразие
вариантов развития, на уровне своего
истинного содержания оказывается
однонаправленной, ориентированной на
постижение бога через
самораскрытие человека.
Таким
образом, история приобретает
И если разум компенсировал человеку зависимость
от природы, то
нравственный закон дал надежду на гармонизацию
взаимоотношений!
истории и личности.
История
имеет глубокий смысл, но он не доступен
человеческому
пониманию.
В
большинстве современных
следующих основных формах:
1)
высокая, или элитарная культура - изящное
искусство,
классическая музыка и литература, создаваемая
и потребляемая элитой;
2)
народная культура - сказки, песни, фольклор,
мифы, традиции,
обычаи;
3)
массовая культура - культура, сложившаяся
с развитием средств
массовой информации, создаваемая для
массы и потребляемая массой.
От
А. Шопенгауэра и Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета
господствовало убеждение, что подлинная
культура всегда элитарна. Можно
вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого,
что о степени культурности
страны следует судить не по степени распространенности
грамотности и
образования среди массы, а по степени
образованности высшего слоя
населения.
Массовая культура - надстройка над базовой культурой.
Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы.
Другая
точка зрения заключается в том,
что массовая культура
продукт интеллигенции, нанятой владельцами
средств массовой
информации. Это средство манипулирования
массами, навязывания им
своих ценностей и стандартов жизни.
Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.
Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.
В
обществе могут появляться и группы,
стремящиеся выработать нормы и ценности,
которые противоречат основным аспектам
господствующей культуры. Эти нормы и
ценности образуют контркультуру, которая
может вступить в конфликт с господствующей
культурой.
Основные
компоненты культуры
Самая мелкая, далее неделимая единица культуры называется элементом культуры. В материальной культуре таким элементом будет какой-то глубже неделимый предмет, например, гайка, в нематериальной - рукопожатие как составляющая ритуала приветствия. Таких единиц в любой культуре можно насчитать тысячи и тысячи.
Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называется культурным комплексом. Например, спортивная игра (футбол) является культурным комплексом. В него входят как материальные элементы (мяч, ворота), так и нематериальные (правила игры, этика судейства). Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт (семья, школа). Например, институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т.д.
Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся:
язык;
ценность;
культурная норма.
Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы и изменения, с ними происходящие, как-то по-своему, немного не так, как другие. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.
В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базисных ценностей - защита и сохранение целостности социальной группы - носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т.д.).
Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения. Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, США и др., но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая европейская базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама.