Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание

Слово «культура» происходит от латинского cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Если человек отличается утонченностью, воспитанностью и начитанностью, его считают культурным.
Если исходить из этимологии слова «культура», можно сказать, что культура - это своеобразный социальный гумус (слой почвы), от которого зависят результаты общественного развития.

Содержание

1. Эволюция представлений о культуре в современной социологии. стр. 3-6
2. Основные компоненты культуры. стр. 7-10
3. Типы и функции культуры в обществе. стр. 11-16
4. Проблемы развития культуры в современной социологии. стр. 17-19
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

3.Культура как социальное явление .doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Но  есть ценности, общие для всех культур  и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях  и т.д.). Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.

     Ценностью называется любой объект, способный  удовлетворить общественную или  индивидуальную потребность. В систему  ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:

     смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.);

       универсальные, которые, в свою очередь подразделяются на:

     а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация и т.д..);

     б)  общественного признания (высокое социальное поло-жение, трудолюбие и т.д.);

     в)  межличностного общения (честность, доброжелатель-ность, бескорыстие и т.д.);

     г) демократические (свобода слова, совести, националь-ный суверенитет и т.д.);

     партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).

     Система ценностей крайне важна для человека: ценностная установка представляет собой своеобразную программу деятельности и общения, связанную с выбором вариантов поведения, которые сделали бы эту деятельность и общение успешными. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения, воспитания и т.д. Они ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Процесс усвоения ценностей происходит в ходе социализации личности.

     Ценности  являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.

     Способом  закрепления и сохранения самих  культурных ценностей выступают нормы культуры.

     Культурная  норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.

     Норма служит главным образом для регуляции  поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.

     Совокупность  норм образует нормативную систему.

     К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

     Остановимся подробнее на обычае и морали.

     Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей. Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы.

     Примерами обычаев являются свадьба, празднование Нового года, хождение в гости и  т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы – мы ведем себя так, как предписывает обычай, не задаваясь вопросом почему следует вести себя именно таким образом, а не иначе. Реализация обычных норм часто выражается в обрядах и ритуалах – строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные явления.

     Обряды  сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рождение (крещение, внесение новорожденного в специальные книги записи актов гражданского состояния), взросление (инициация), создание семьи (венчание или регистрация брака), смерть (гражданская панихида, отпевание, погребение). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом групповых ценностей и норм, а сила обряда заключается в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. На это направлена эстетическая сторона обряда – музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д., сопровождающие ритуальные действия.

     Обрядность  связана не только с религией. Фактически обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т.п.

     Разновидностью  обычая являются нравы.

     Нравы - особо значимые для группы высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.

     Слово “нравы” (mores) также древнеримского происхождения, оно означало “священный обычай”. Именно от него происходит понятие морали.

     Мораль (нравственность) – совокупность культурных норм, в основе которых лежат присущие данной культуре идеалы добра, справедливости, честности и т.д.

     Например, обычай праздновать день рождения не относится к нравам, а обычай гостеприимства – относится.

     Особой  формой нравов является табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, слово. Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не исчезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений - например, запрет на инцест (брачные и сексуальные связи с родственниками), процесс питания – запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман и др.

     Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio - передача, предание).

     Традиция - это способ воспроизводства, процесс  передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содержания культуры - ценностей и норм.

     Традиции  сохраняют все самое ценное в  культуре. Механизмами такой передачи являются фольклор, т.е. изустное предание, и имитация, т.е. повторение образца поведения. Адекватность достигается путем многократного повтора имитируемых действий, и в этом велика роль ритуалов.

     В доиндустриальных обществах большинство, а в дописьменных все содержание культуры передавалось через традиции. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. созданием принципиально новых носителей информации в результате технического прогресса культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться. Если в догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем по мере развития общества, основную роль стали играть институциализированные системы, например, право.

     Значение  традиций для жизни общества огромно. В обществе они играют роль, подобно наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества. Традиции аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки.

     Прерывание  культурной традиции (в результате природных катастроф или войн) ведет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти, в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории, подобно тому, как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Типы и функции культуры в обществе

     Культура  выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.

     Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

     Культура  обладает также коммуникативной  функцией, что позволяет закрепить  связь личности и общества, увидеть  связь времен, установить связь прогрессивных  традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.

     Можно назвать также такие аспекты  назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

     Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.

     Социальной  базой формирования субкультуры  могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные  общности (горожане, сельские жители, население  малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.

     Активное  развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению  новых культурных форм. Среди них  особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового  производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

     Массовой  культуре часто противопоставляется  так называемая элитарная культура. Она ориентирована на более узкий  круг потребителей. В конечном счете  элитарная культура призвана поднять  уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.

     В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

     Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

     Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что  практически любая субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.). Наличие и распространение контркультуры расценивается социологами как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей существующей системой ценностей культуры.

     Культура - социальный феномен и в своих  основных подсистемах (материальной и  духовной) выполняет следующие основные функции:

     1)      созидание и преобразование окружающей среды;

     2)  созидание и преобразование самого человека;

     3)потребление:  от элементарного жизнеобеспечения до 
эстетического наслаждения;

     4)коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой 
общество существует как слаженная иерархия коллективов.

Информация о работе Культура как социальное явление