Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание

Слово «культура» происходит от латинского cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Если человек отличается утонченностью, воспитанностью и начитанностью, его считают культурным.
Если исходить из этимологии слова «культура», можно сказать, что культура - это своеобразный социальный гумус (слой почвы), от которого зависят результаты общественного развития.

Содержание

1. Эволюция представлений о культуре в современной социологии. стр. 3-6
2. Основные компоненты культуры. стр. 7-10
3. Типы и функции культуры в обществе. стр. 11-16
4. Проблемы развития культуры в современной социологии. стр. 17-19
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

3.Культура как социальное явление .doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Мне кажется, что в будущем социология вернется к своим истокам, давным-давно  обозначенным молодым П. Сорокиным. Он считал, что “все виды мировой  энергии или мирового бытия... in abstracto могут быть разделены на известные разряды, из которых каждый разряд обладает своим специфическими свойствами” и выделял три основных вида энергии (и, соответственно, взаимодействия): неорганическую (физико-химическую), органическую (жизнь), психо-социальную (или психическую) (общество). Сообразно с этим и науки могут быть разделены на три группы: физико-химические, биологические, социальные. Далее он говорил, что “все процессы взаимодействия, обладающие психической природой, совершенно независимо от того, между кем или чем они совершаются, представляют социальное взаимодействие и тем самым являются объектом социологии”.

     Но  еще важнее этого, заимствованного  у Тарда или Петражицкого, определения  представляется убеждение П. Сорокина в том, что в область социологии переместится огромный массив явлений, ныне считающихся биологическими: “В мире людей и высших животных биологические функции приобретают новый, а именно, психический характер, который их и делает объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы”.

     Конечно, следует отличать социологию как  эмпирическое изучение общественных фактов, известное (применяемое) с древних времен, от социологии как теоретической науки, ставшей возможной, согласно открытому Огюстом Контом закону развития человеческих знаний, лишь в наше время, после научного обоснования сперва теоретической химии, а затем и отвлеченной биологии.

     Как видим, современная социология развилась  сравнительно недавно. Причем, когда  О. Конт начал читать в Париже лекции, из которых позднее составилось  шеститомное сочинение о “Положительной философии”, его слушали всего несколько десятков человек.

     Социология  тесно связана с философией. В  основе связи -- изначальная целостность  социальной мысли человечества. Важнейшей  задачей в разработке современной  философской мысли выступает  обоснование модели формирующейся информа-ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз- действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со- обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно - это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – М., 2003.
  2. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2001.
  3. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. Проф. А.Г. Эфендиева. – М., 2002.
  4. Культурология XX век. Словарь - СПб.: Университетская книга. С. 509.
  5. Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Колл. авторов; Под ред. Н.Г. Багдасарьян 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001.
  6. Культурология. Учебное пособие. / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин - М.: Центр, 2001.
  7. Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Колл. авторов; Под ред. Н.Г. Багдасарьян 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001.
  8. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие 4-е изд. - М.: Академический Проект, Трикста, 2003.
  9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М., 1995.
  10. Социология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2001.
  11. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
  12. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - № 3.
  13. Луков В.Л. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. - 2002. - № 10.
  14. Маршак А.Л., Заклинский П.А. Целостное осмысление социального многообразия культуры // Социально-гуманитарные знания.–2000.- № 2.
  15. Петровский Н.Е. Социология, социология культуры и их место в современном российском обществе // Общественные науки и современность. – 2002. - № 2.

Информация о работе Культура как социальное явление