Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:11, сочинение
В современном, информационном обществе невозможно рассматривать человека, лишь как трудовой ресурс, не учитывая его личностные качества, культурные и этнические особенности. Менеджмент индустриальной эпохи их игнорирует, как неспособные в значительной мере повлиять на производственный процесс, оценивая качества работников по их эффективности-результативности, что не может более представлять практический интерес.1 Подобный тип управления начинает давать сбои, причем не только в информационном секторе, но – по закону соединяющихся сосудов - во всей экономике (в силу единства общества как социокультурной системы)2
1 Введение……………………………………………………………………….. 2
2 Исторические факторы складывания русской трудовой культуры………... 3
2.1 Цивилизационно-экономический фактор……………………………... 3
2.2 Геоклиматический фактор………………………………………………. 4
2.3 Этноконфессиальный фактор…………………………………………… 5
3 Особенности национального менеджмента …………………………………. 5
4 Заключение…………………………………………………………………….. 7
5 Список литературы……………
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет – Высшая школа экономики»
Пермский филиал
Факультет менеджмента
Кафедра
общего менеджмента
ЭССЕ
на тему:
«КУЛЬТУРА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Студент группы М-10-2
Пермь, 2010 г
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение…………………………………………………………
2 Исторические факторы складывания русской трудовой культуры………... 3
2.1 Цивилизационно-экономический фактор……………………………... 3
2.2 Геоклиматический фактор………………………………………………. 4
2.3 Этноконфессиальный фактор…………………………………………… 5
3 Особенности национального менеджмента …………………………………. 5
4 Заключение……………………………………………………
5 Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
В
современном, информационном обществе
невозможно рассматривать человека,
лишь как трудовой ресурс, не учитывая
его личностные качества, культурные и
этнические особенности. Менеджмент индустриальной
эпохи их игнорирует, как неспособные
в значительной мере повлиять на производственный
процесс, оценивая качества работников
по их эффективности-
На основе литературных источников [Кастельс, 2000: Моисеев, 1998; Человек... 1994; Шкаратан, Тихонова, 1996; Реструктуризация... 1998; Васильчук, 2001] и исследований, проведенных в начале 1990-х годов, можно предложить следующий перечень качеств, необходимых работнику в информационном обществе:
Особую роль в формировании трудового потенциала, прежде всего его инновационной составляющей, играет национальная культура, формирующая устойчивые поведенческие стереотипы работника. 1
Здесь же возникает острый вопрос - востребованы ли качества русских работников и русских традиций менеджмента в глобальной информационной экономике?
1 Шкаратан О.И. 2003
2 Лапин И.М. 2000
2 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СКЛАДЫВАНИЯ РУССКОЙ ТРУДОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Среди всех элементов национальной культуры в современном промышленном
производстве в наибольшей степени на деятельность человека влияют система цен-
ностей , социальные нормативы и трудовые традиции, сформировавшиеся в течение всей истории данного народа. Система ценностей - универсальная мотивационная структура, имеющая лишь определенный национально-культурный колорит1. Как известно, впервые вопрос о воздействии на производственное поведение системы ценностей был исследован М. Вебером, вычленившим в мировых религиях этнический компонент, т.е. "коренящиеся в психологических и прагматических религиозных связях практические импульсы к действию".2
Наиболее позитивными, с точки зрения капиталистического общества, являются протестантская, конфуцианская и буддистско-синтоистская этики, в которых упорный труд, рассматривается как обязанность каждого человека. По словам Вебера “идеал протестантизма - кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". Что касается рабочих, то "призвание" делает их приверженными идее "долга по отношению к труду", восприятию труда как самоцели, оцениванию "своего заработка с трезвым самообладанием и умеренностью" - и все это в надежде на загробное воздаяние [Вебер, 1990, с. 73, 83].
Западная
протестантская этика делает
упор на индивидуалистскую
Для того, чтобы определить, какое место в этой классификации занимает Россия, рассмотрим исторические факторы, повлиявшие на складывание русской трудовой культуры. Формулировка следующих факторов предложена О.Шкаратаном.
2.1 Цивилизационно-экономический фактор
По словам О.Шкаратана все разнообразие линий общественного развития в конечном
1 Шкаратан О.И. 2003
2 Вебер, 1994, с. 43.
итоге основывается на различиях двух доминирующих типов цивилизации, которые условно можно именовать "европейским" и "азиатским". Первая идет от античного полиса, это цепочка обществ, характеризующихся частной собственностью, балансом отношений "гражданское общество - государственные институты", развитой личностью и приоритетом ценностей индивидуализма. Второй тип исторически связан с азиатскими деспотиями, доминированием государственной собственности, всевластием государственных институциональных структур при отсутствии гражданского общества, подданством, приоритетом общинных ценностей при подавлении индивидуальности.
Какую сторону в противостоянии этих двух цивилизаций исторически занимала Россия?
Согласно концепции Пивоварова, Фурсова основополагающим элементом русской истории выступала власть, как метафизическое явление.1 Она рушилась каждый раз, когда пыталась преобразовать российскую реальность на западный манер. Подобная разрушительная программа властных отношений по мнению Пивоварова, Фурсова – результат влияния татаро-монгольского нашествия, которое разрушило зачатки феодальной системы и на несколько столетий отбросило Россию от Запада в правовом оформлении частной собственности. Лишь при Екатерине II эти права были закреплены Жалованной грамотой. Хотя оформление европейской модели так и не было закончено, и с приходом к власти большевиков была обратно установлена восточная линия.
Согласно А.Тойнби “Россия претерпела вызов природы, вызов Азии и вызов Запада.
Тяжелые природные условия заставляли ее развиваться экстенсивно, расширяя
географические пространства. Ответом на вызов Азии, а именно - монгольского
нашествия, стало оседлое земледелие и укрепление православия”.2
2.2 Геоклиматический фактор
Огромную роль в формировании типа хозяйства, трудовых навыков и менталитета общества в целом играет климатическая среда. На протяжении многих лет системы воспитания складывали психику людей и были ориентированы преимущественно на формирование работника. Взаимосвязь особенностей климата, трудовой деятельности и национальных традиций была замечена еще В. Ключевским, который писал:
"В одном уверен великороссчто надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что
1 Пивоваров, Фурсов, 1999а, с. 188-189
2 Тойнби, 1995, с. 156
природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, , чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля... Так, великоросс приучился к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и скоро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья".1
Подобные навыки некропотливого, неритмичного труда, достижение цели «одним рывком», неумение продолжительное время сосредоточенно работать – всё это плотно впитались в умы русских людей. Академик И.Павлов писал: “Мы все достоинство полагаем в том, чтобы гнать до предела, не считаясь ни с какими условиями. Это наша основная черта”.2
2.3 Этноконфессиальный фактор
Православная доктрина с точки зрения трудовой этики подвергается критике за «непродуктивность», коренным образом в этом отношении отличаясь от протестантства. Тогда как в протестантской этике путь к Богу лежит через усердный труд, православие рисует иную картину. Согласно Жижко: "человек усердно молится и вдруг - результат,
это означает, что он божий избранник... При отсутствии идеи труда как процесса в
образах святых они, тем не менее, характеризуются идеей результата. Точнее - идеей одномоментного достижения результата посредством чуда"3
Более того, православная этика не распространяла влияния на бытовую жизнь. В связи с этим, экономическая культура в России была не столь развита.
3 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Под влиянием рассмотренных выше факторов в России сформировалась вполне конкретная трудовая этика. Японский ученый Хакамада писал о ней следующее:
“Русские, однажды взявшись за дело, могут с энтузиазмом его выполнить; если
прикажут, могут привести в образцовый порядок контору или особняк. А в целом для
1Ключевский. 1956, с. 313-314
2Павлов, 1991
3Жижко, 2000, с. 204
них работа - не более чем насилие со стороны, и если их не контролировать, они от нее отлынивают.” В то же время исследователь пишет о существовании совершенно других социальных типов поведения русских людей - “обязательность, ответственность, свойственные отдельным религиозным группам, интеллигенции, многим представителям высшего общества”.1
Ниже приведена
сравнительная таблица Р.
По результатам исследований, проведенных под руководством О.Шкаратана с начала 1980-х годов, был выделен ряд качеств русского работника. Эти данные можно структурировать в следующую таблицу.