Культура Узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Уклад жизни коренного населения Узбекистана отражает влияние многих культур, элементы которых были привнесены сюда завоевателями, миссионерами, купцами и переселенцами. В советское время вопросы истории этих культур и их влияния приобретали отчетливо политический аспект. Многие черты т.н. «феодального прошлого», включая религиозные традиции и общественные отношения, сохранившиеся с дореволюционных времен, рассматривались как проявление угнетения или отсталости. Однако с середины 1980-х годов началось возрождение национальных культурных традиций. Многие «пережитки прошлого» теперь пропагандируются средствами массовой информации и учреждениями культуры; правительство и руководство правящей партии официально признали традиционные праздники и обычаи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
История культуры Узбекистана………………………………………………....4
Литература и искусство………………………………………………………….8
Гостеприимство - Значительная часть узбекской культуры………...………20
История неповторимых городов Узбекистана…………………………..……21
Национальные праздники……………………………………..………………..26
Список использованных источников…………………….……………………28

Работа состоит из  1 файл

Готово 1.docx

— 46.37 Кб (Скачать документ)

                                                   Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

История культуры Узбекистана………………………………………………....4

Литература  и искусство………………………………………………………….8

Гостеприимство - Значительная часть узбекской культуры………...………20

История неповторимых городов Узбекистана…………………………..……21

Национальные  праздники……………………………………..………………..26

Список  использованных источников…………………….……………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение

     Культура Узбекистана одна из  самых ярких и самобытных культур  Востока. Это неподражаемая народная  музыка, танцы и живопись, неповторимая  национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное  творчество характеризуется многогранностью  тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы  в соответствии с их функциями  и формами бытования можно  разделить на две группы: исполняемые  в определенное время и при  определенных обстоятельствах и  исполняемые в любое время.  К первой группе относятся  песни, связанные с обрядами, трудовыми  процессами, различными церемониями,  театрализованными зрелищными представлениями,  играми.

      Уклад жизни коренного населения  Узбекистана отражает влияние  многих культур, элементы которых  были привнесены сюда завоевателями,  миссионерами, купцами и переселенцами.  В советское время вопросы  истории этих культур и их  влияния приобретали отчетливо  политический аспект. Многие черты  т.н. «феодального прошлого», включая  религиозные традиции и общественные  отношения, сохранившиеся с дореволюционных  времен, рассматривались как проявление  угнетения или отсталости. Однако  с середины 1980-х годов началось  возрождение национальных культурных  традиций. Многие «пережитки прошлого»  теперь пропагандируются средствами  массовой информации и учреждениями  культуры; правительство и руководство  правящей партии официально признали  традиционные праздники и обычаи.

     Несколько самых знаменитых и  великолепных образцов исламской  культовой архитектуры находятся  в узбекскистане. Большинство  монументальных мечетей, минаретов  и мавзолеев относятся ко времени  тимуридов. Народное искусство  Узбекистана носило прикладной  характер: одежда, украшения, ткани,  вышивка и ковры, - что оправдывалось   их    полукочевым    образом      жизни.                              

                                 История культуры Узбекистана

     Узбекистан - древний очаг культуры, расположенный между реками Амударья  и Сырдарья, - самая волнующая  с исторической точки зрения  республика Центральной Азии. На  её территории находятся самые  древние в мире города, несколько  главных центров Великого Шелкового  Пути и самые изумительные  архитектурные сокровища региона.  Узбекистан находится в самом  сердце Центральной Азии, граничит  с со всеми другими государствами  этого региона, вот почему он  сам считает себя главной страной  из всех бывших центрально-азиатских  советских республик, и вот  почему он все чаще и чаще  берет на себя роль регионального  жандарма.

      Узбекистан, государство с богатой  историей, которая непосредственно  связана с историей Великого  шелкового пути, поэтому много  исторических памятников, которые  входят в сокровищницу мирового  культурного наследия. Но, в то  же время отдых в Узбекистане,  это экстремальный вид туризма.  Курорты Узбекистана, это, прежде  всего, его древнейшие города - Ташкент, Самарканд и Бухара. Эти города являются поистине  бесценным наследием мировой  цивилизации. Государство расположено  в Центральной Азии, и через  его территорию проходил Великий  Шелковый путь, что требовала  опорных пунктов, для того чтобы  защитить свои жизни и товар  от разных людей с плохими  привычками. Так и начали создаваться  опорные пункты, которые в последствие  стали крупными торговыми центрами. Но были на территории Узбекистана  и более древние поселения.  Ведь расположение таково, что  с одной стороны бескрайние  степи, а с другой неприступные  горные массивыю.

      Основной целью туристических  маршрутов, которые предполагают  отдых в Узбекистане, является  посещение Ташкента, столицы страны, который вот уже более двух  тысяч лет, гордо стоит на  берегах реки Чирчик. Образован  Ташкент был, как небольшое  поселение, а превратился со  временем в мощный оплот, который  защищал границы тюркского государства.  В долине реки Чирчик развито  земледелие.

     Сегодня в Ташкенте можно посмотреть  много памятников древней архитектуры,  посетить восточный базар, ну  какой без этого мероприятия  отдых в Узбекистане, цены на  рынке довольно сносны, а основная  прелесть, можно торговаться, а  здесь вам и восточные сладости, и фрукты разные. Можно бесконечно  долго ходить  по исторической  части города, осматривая памятники  и посещая музеи, обратите внимание  на медресе Кукелдаш и Барак-Хан,  мавзолей Абу-Бакра Каффали Шаши, не пытайтесь выговорить вслух,  побывайте на площадь Хаст-Имом.

     Курорты Узбекистана - это не  только Ташкент. Особое внимание  необходимо уделить посещению  Самарканда. Сколько этому городу  лет, одному богу известно, ученые  к однозначному выводу не пришли, то что Самарканд оставил глубокий  след в мировой культуре , не  оставляет сомнения. Так в разное  время в этом городе побывали  Александр Македонский, во время  своей туристической поездки  по Азии, а также Тамерлан, который  из года столицу сделал. Поэтому,  запланировав поездку в Узбекистан, отдых в Самарканде и посещение  исторических достопримечательностей, должны быть само собой разумеющимся  фактом. Кто тут только не правил. Персы и греки, китайцы и  арабы, но больше всего постарался  Тамерлан. Самарканд был столицей  его необъятной империи. Перечислять  многочисленные памятники архитектуры  не хватит и целой страницы, это необходимо увидеть своими  глазами.

 Социализация

     Воспитания детей и образования.  Дети должны поощряться как  причина для жизни. Мать первичной  сторож, и в случае развода,  она практически всегда имеют  детей. Расширенной семьи и  сообщества в целом, однако, также  принимают заинтересованность в  воспитании ребенка.Уходу за грудным  ребенком. Узбекских детей скрыты  от глаз за первые сорок  дней. Они плотно пеленали, когда  в своих кроватках и перевозимые  на своих матерей. Мужчины,  как правило, не заботиться  о чистой или детей.Когда дети  маленькие, они имеют большую свободу, чтобы играть и разыгрывать. Но, как они становятся старше, особенно в школе, дисциплина увеличивается. Хороший ребенок становится тот, кто тихий и внимательный, и все должны помочь в трудовой семьи.

     Все дети ходят в школу в  течение девяти лет, с некоторыми  происходит в одиннадцатом классе, правительство увеличения обязательного  образования до двенадцати лет.

     Официальным языком в Узбекистане  является узбекский, хотя русский  продолжает оставаться языком  правительства и учебных заведений,  а в Самарканде и Бухаре  говорят на таджикском. Центрально-азиатская  кухня напоминает  ближневосточную  и средиземноморскую по количеству  используемого риса, острых приправ,  овощей и специй, йогуртов и  жареного на гриле мяса. На  севере Узбекистана едят, в основном, плов, кебабы, макароны, рагу, домашний  хлеб и лепешки. Отличительной  чертой кухни южной части Узбекистана  являются тонкие приправы и  изысканные сладости.

Закон о языке

     В октябре 1989 был принят закон,  согласно которому государственным  языком республики объявлялся  узбекский. К концу 1990-х годов  значительно расширилось использование  узбекского языка, однако русский  язык все еще сохраняет большое  значение, особенно в городах.  В 1993 правительство объявило о  переводе письменности на латинский  алфавит до 2000, однако финансовые  и экономические трудности переносят  дату перевода на следующее  десятилетие.

Образование

     Хотя после обретения независимости  Узбекистан начал преобразовывать  систему образования, до сих  пор сохраняются многие особенности  советской системы. Многие учителя  и официальные лица в системе  народного образования пытаются возродить традиции мектебов (мусульманских религиозных школ). Возобновлено изучение староарабского алфавита, на котором ранее основывалась узбекская письменность, а учебные планы пересмотрены с целью более полного освещения среднеазиатской истории, литературы и культуры.

     По существующему закону все  дети должны посещать школу  в течение 9 лет. Согласно официальным  данным, грамотно более 94% населения.  В Узбекистане существует Академия  наук; научные институты, принадлежащие  к системе Академии, ведут исследования  в самых различных областях  науки, в том числе в математике, ядерной физике и геологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Литература и искусство

     В основе развития узбекской  литературы лежит богатый народный  фольклор - устное народное творчество. Народ сочинял и передавал  из уст в уста героические  эпосы, персонажами которых становились  богатыри, боровшиеся против угнетателей  и поработителей, изображенных  в образах злых сил. Так родились  такие эпические произведения  узбекского фольклора как «Кёр-оглы»  и «Алпамыш». Поэма «Алпамыш»,  повествующая о мужестве и  отваге узбекских богатырей, пережила  столетия и стала настоящим  памятником восточной литературы. Другим поистине народным произведением  стал цикл баек и сказаний  о Насреддине Афанди – ловком, остроумном хитреце, который своими  проделками преподносит урок  жадным богатеям и толстосумам.

      В XI веке создается множество  произведений, в основу которых  положены религиозные нормы исламской  морали. Это поучительные поэмы  «Знание, дающее счастье» (1069) Юсуфа  Баласагунского, «Подарок истин»  Ахмада Югнаки и особенно «Словарь  тюркских наречий» (1072-74), составленный  Махмудом Кашгари.

     Высокого расцвета художественная  литература достигла в историческую  эпоху Амира Темура и Темуридов.  Популярность ее обоснована тем,  что произведения приобретают  более светский характер, освобождаясь  от излишней религиозности. В  этот период творит великий  восточный поэт, мыслитель и политический  деятель Алишер Навои, которого  считают классиком узбекской  литературы. Его нетленные произведения: «Чордевон», «Хамса», «Фархад и  Ширин» и «Лейли и Меджнун»  входят в сокровищницу мировой  литературы и переведены на  сотни языков мира. Последний  из династии Тимуридов – Захириддин  Бабур – также прославился  как яркий поэт своего времени.  Его эпическая поэма «Бабурнаме»  является шедевром узбекской  литературы.

    Литература XVIII-XIX веков, в основном, лирическая, и посвящена любовной теме. В этот период становятся известны такие замечательные поэты как Надира, Увайси и многие другие.

      Родоначальником узбекской литературы  был поэт и общественный деятель  Алишер Навои (1441–1501). Классиками  современной узбекской литературы  являются Хамза Хаким-заде Ниязи  (1889–1929) и Садриддин Айни (1878–1954). Роль искусства и литературы  в культурной жизни Узбекистана  в советское время была исключительно  велика. Популярные писатели, художники,  артисты занимали привилегированное  положение. Начиная с периода  «оттепели» 1960-х годов писатели (в  том числе Х.Гулям, А.Мухтар, П.Кадыров)  играли важную роль в формировании  национального самосознания. В середине 1980-х годов многие из них  активно включились в общественно-политическую  деятельность. В 1990-е годы многие  поэты, сценаристы, представители  других творческих профессий  вернулись в систему образования  и театра. В стране работают  ок. 40 театров; Ташкентский театрально-художественный  институт является крупнейшим  в Средней Азии центром театрального  образования. Музеи и библиотеки. В советское время в Узбекистане  были созданы многочисленные  музеи и библиотеки. Крупные художественные, этнографические и исторические  музеи находятся в Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Хиве, Нукусе и других  городах. Практически каждый город  Узбекистана имеет собственный  краеведческий музей. В библиотеках  Ташкента, Самарканда и Бухары  хранятся обширные собрания не  только книг, но и древних рукописей.  В 1996 в Ташкенте был открыт  музей, посвященный жизни и  деятельности Тамерлана, великого  завоевателя 14 в.

Информация о работе Культура Узбекистана