Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
История
культуры Узбекистана………………………………………………....4
Литература
и искусство………………………………………………………….8
Гостеприимство
- Значительная часть узбекской культуры………...………20
История
неповторимых городов Узбекистана…………………………..……21
Национальные
праздники……………………………………..………………..26
Список
использованных источников…………………….……………………28
Введение
Культура Узбекистана одна из
самых ярких и самобытных культур
Востока. Это неподражаемая народная
музыка, танцы и живопись, неповторимая
национальная кухня и одежда.
Узбекское народное музыкальное
творчество характеризуется многогранностью
тематики и разнообразием жанров.
Песни и инструментальные пьесы
в соответствии с их функциями
и формами бытования можно
разделить на две группы: исполняемые
в определенное время и при
определенных обстоятельствах и
исполняемые в любое время.
К первой группе относятся
песни, связанные с обрядами, трудовыми
процессами, различными церемониями,
театрализованными зрелищными представлениями,
играми.
Уклад жизни коренного населения
Узбекистана отражает влияние
многих культур, элементы которых
были привнесены сюда завоевателями,
миссионерами, купцами и переселенцами.
В советское время вопросы
истории этих культур и их
влияния приобретали отчетливо
политический аспект. Многие черты
т.н. «феодального прошлого», включая
религиозные традиции и общественные
отношения, сохранившиеся с дореволюционных
времен, рассматривались как проявление
угнетения или отсталости. Однако
с середины 1980-х годов началось
возрождение национальных культурных
традиций. Многие «пережитки прошлого»
теперь пропагандируются средствами
массовой информации и учреждениями
культуры; правительство и руководство
правящей партии официально признали
традиционные праздники и обычаи.
Несколько самых знаменитых и
великолепных образцов исламской
культовой архитектуры находятся
в узбекскистане. Большинство
монументальных мечетей, минаретов
и мавзолеев относятся ко времени
тимуридов. Народное искусство
Узбекистана носило прикладной
характер: одежда, украшения, ткани,
вышивка и ковры, - что оправдывалось
их полукочевым образом
жизни.
История
культуры Узбекистана
Узбекистан - древний очаг культуры,
расположенный между реками Амударья
и Сырдарья, - самая волнующая
с исторической точки зрения
республика Центральной Азии. На
её территории находятся самые
древние в мире города, несколько
главных центров Великого Шелкового
Пути и самые изумительные
архитектурные сокровища региона.
Узбекистан находится в самом
сердце Центральной Азии, граничит
с со всеми другими государствами
этого региона, вот почему он
сам считает себя главной страной
из всех бывших центрально-азиатских
советских республик, и вот
почему он все чаще и чаще
берет на себя роль регионального
жандарма.
Узбекистан, государство с богатой
историей, которая непосредственно
связана с историей Великого
шелкового пути, поэтому много
исторических памятников, которые
входят в сокровищницу мирового
культурного наследия. Но, в то
же время отдых в Узбекистане,
это экстремальный вид туризма.
Курорты Узбекистана, это, прежде
всего, его древнейшие города
- Ташкент, Самарканд и Бухара.
Эти города являются поистине
бесценным наследием мировой
цивилизации. Государство расположено
в Центральной Азии, и через
его территорию проходил Великий
Шелковый путь, что требовала
опорных пунктов, для того чтобы
защитить свои жизни и товар
от разных людей с плохими
привычками. Так и начали создаваться
опорные пункты, которые в последствие
стали крупными торговыми центрами.
Но были на территории Узбекистана
и более древние поселения.
Ведь расположение таково, что
с одной стороны бескрайние
степи, а с другой неприступные
горные массивыю.
Основной целью туристических
маршрутов, которые предполагают
отдых в Узбекистане, является
посещение Ташкента, столицы страны,
который вот уже более двух
тысяч лет, гордо стоит на
берегах реки Чирчик. Образован
Ташкент был, как небольшое
поселение, а превратился со
временем в мощный оплот, который
защищал границы тюркского государства.
В долине реки Чирчик развито
земледелие.
Сегодня в Ташкенте можно посмотреть
много памятников древней архитектуры,
посетить восточный базар, ну
какой без этого мероприятия
отдых в Узбекистане, цены на
рынке довольно сносны, а основная
прелесть, можно торговаться, а
здесь вам и восточные сладости,
и фрукты разные. Можно бесконечно
долго ходить по исторической
части города, осматривая памятники
и посещая музеи, обратите внимание
на медресе Кукелдаш и Барак-Хан,
мавзолей Абу-Бакра Каффали Шаши,
не пытайтесь выговорить вслух,
побывайте на площадь Хаст-Имом.
Курорты Узбекистана - это не
только Ташкент. Особое внимание
необходимо уделить посещению
Самарканда. Сколько этому городу
лет, одному богу известно, ученые
к однозначному выводу не пришли,
то что Самарканд оставил глубокий
след в мировой культуре , не
оставляет сомнения. Так в разное
время в этом городе побывали
Александр Македонский, во время
своей туристической поездки
по Азии, а также Тамерлан, который
из года столицу сделал. Поэтому,
запланировав поездку в Узбекистан,
отдых в Самарканде и посещение
исторических достопримечательностей,
должны быть само собой разумеющимся
фактом. Кто тут только не правил.
Персы и греки, китайцы и
арабы, но больше всего постарался
Тамерлан. Самарканд был столицей
его необъятной империи. Перечислять
многочисленные памятники архитектуры
не хватит и целой страницы,
это необходимо увидеть своими
глазами.
Социализация
Воспитания детей и образования.
Дети должны поощряться как
причина для жизни. Мать первичной
сторож, и в случае развода,
она практически всегда имеют
детей. Расширенной семьи и
сообщества в целом, однако, также
принимают заинтересованность в
воспитании ребенка.Уходу за грудным
ребенком. Узбекских детей скрыты
от глаз за первые сорок
дней. Они плотно пеленали, когда
в своих кроватках и перевозимые
на своих матерей. Мужчины,
как правило, не заботиться
о чистой или детей.Когда дети
маленькие, они имеют большую свободу,
чтобы играть и разыгрывать. Но, как они
становятся старше, особенно в школе, дисциплина
увеличивается. Хороший ребенок становится
тот, кто тихий и внимательный, и все должны
помочь в трудовой семьи.
Все дети ходят в школу в
течение девяти лет, с некоторыми
происходит в одиннадцатом классе,
правительство увеличения обязательного
образования до двенадцати лет.
Официальным языком в Узбекистане
является узбекский, хотя русский
продолжает оставаться языком
правительства и учебных заведений,
а в Самарканде и Бухаре
говорят на таджикском. Центрально-азиатская
кухня напоминает ближневосточную
и средиземноморскую по количеству
используемого риса, острых приправ,
овощей и специй, йогуртов и
жареного на гриле мяса. На
севере Узбекистана едят, в основном,
плов, кебабы, макароны, рагу, домашний
хлеб и лепешки. Отличительной
чертой кухни южной части Узбекистана
являются тонкие приправы и
изысканные сладости.
Закон
о языке
В октябре 1989 был принят закон,
согласно которому государственным
языком республики объявлялся
узбекский. К концу 1990-х годов
значительно расширилось использование
узбекского языка, однако русский
язык все еще сохраняет большое
значение, особенно в городах.
В 1993 правительство объявило о
переводе письменности на латинский
алфавит до 2000, однако финансовые
и экономические трудности переносят
дату перевода на следующее
десятилетие.
Образование
Хотя после обретения независимости
Узбекистан начал преобразовывать
систему образования, до сих
пор сохраняются многие особенности
советской системы. Многие учителя
и официальные лица в системе
народного образования пытаются возродить
традиции мектебов (мусульманских религиозных
школ). Возобновлено изучение староарабского
алфавита, на котором ранее основывалась
узбекская письменность, а учебные планы
пересмотрены с целью более полного освещения
среднеазиатской истории, литературы
и культуры.
По существующему закону все
дети должны посещать школу
в течение 9 лет. Согласно официальным
данным, грамотно более 94% населения.
В Узбекистане существует Академия
наук; научные институты, принадлежащие
к системе Академии, ведут исследования
в самых различных областях
науки, в том числе в математике,
ядерной физике и геологии.
Литература
и искусство
В основе развития узбекской
литературы лежит богатый народный
фольклор - устное народное творчество.
Народ сочинял и передавал
из уст в уста героические
эпосы, персонажами которых становились
богатыри, боровшиеся против угнетателей
и поработителей, изображенных
в образах злых сил. Так родились
такие эпические произведения
узбекского фольклора как «Кёр-оглы»
и «Алпамыш». Поэма «Алпамыш»,
повествующая о мужестве и
отваге узбекских богатырей, пережила
столетия и стала настоящим
памятником восточной литературы.
Другим поистине народным произведением
стал цикл баек и сказаний
о Насреддине Афанди – ловком,
остроумном хитреце, который своими
проделками преподносит урок
жадным богатеям и толстосумам.
В XI веке создается множество
произведений, в основу которых
положены религиозные нормы исламской
морали. Это поучительные поэмы
«Знание, дающее счастье» (1069) Юсуфа
Баласагунского, «Подарок истин»
Ахмада Югнаки и особенно «Словарь
тюркских наречий» (1072-74), составленный
Махмудом Кашгари.
Высокого расцвета художественная
литература достигла в историческую
эпоху Амира Темура и Темуридов.
Популярность ее обоснована тем,
что произведения приобретают
более светский характер, освобождаясь
от излишней религиозности. В
этот период творит великий
восточный поэт, мыслитель и политический
деятель Алишер Навои, которого
считают классиком узбекской
литературы. Его нетленные произведения:
«Чордевон», «Хамса», «Фархад и
Ширин» и «Лейли и Меджнун»
входят в сокровищницу мировой
литературы и переведены на
сотни языков мира. Последний
из династии Тимуридов – Захириддин
Бабур – также прославился
как яркий поэт своего времени.
Его эпическая поэма «Бабурнаме»
является шедевром узбекской
литературы.
Литература XVIII-XIX веков, в основном,
лирическая, и посвящена любовной
теме. В этот период становятся известны
такие замечательные поэты как Надира,
Увайси и многие другие.
Родоначальником узбекской литературы
был поэт и общественный деятель
Алишер Навои (1441–1501). Классиками
современной узбекской литературы
являются Хамза Хаким-заде Ниязи
(1889–1929) и Садриддин Айни (1878–1954).
Роль искусства и литературы
в культурной жизни Узбекистана
в советское время была исключительно
велика. Популярные писатели, художники,
артисты занимали привилегированное
положение. Начиная с периода
«оттепели» 1960-х годов писатели (в
том числе Х.Гулям, А.Мухтар, П.Кадыров)
играли важную роль в формировании
национального самосознания. В середине
1980-х годов многие из них
активно включились в общественно-политическую
деятельность. В 1990-е годы многие
поэты, сценаристы, представители
других творческих профессий
вернулись в систему образования
и театра. В стране работают
ок. 40 театров; Ташкентский театрально-художественный
институт является крупнейшим
в Средней Азии центром театрального
образования. Музеи и библиотеки.
В советское время в Узбекистане
были созданы многочисленные
музеи и библиотеки. Крупные художественные,
этнографические и исторические
музеи находятся в Ташкенте, Бухаре,
Самарканде, Хиве, Нукусе и других
городах. Практически каждый город
Узбекистана имеет собственный
краеведческий музей. В библиотеках
Ташкента, Самарканда и Бухары
хранятся обширные собрания не
только книг, но и древних рукописей.
В 1996 в Ташкенте был открыт
музей, посвященный жизни и
деятельности Тамерлана, великого
завоевателя 14 в.