Развитие национальной живописи
началось много веков тому
назад. В 16-17 веках в столичной
Бухаре, и некоторых иных городских
центрах значительных успехов
достигло искусство рукописи
и переплётного дела. Художественное
оформление манускрипта включало
изысканную каллиграфию, выполнение
водяными красками тонкие орнаменты
на полях. В Самарканде и
особенно Бухаре достигла расцвета
среднеазиатская школа миниатюры.
В ней развивалась несколько стилевых
направлений. Одно из них, связанно с традициями
Бехзода (великий художник средневековья,
основатель одного из направлений восточной
миниатюры), характеризуется утончённостью
письма и архитектурных фонов.
Исламские традиции запрещают
изображать живых людей, поэтому
традиционное изобразительное искусство
включает каллиграфию, сочетающую
исламский шрифт с арабесками,
а также изготовление резных
дверей и ширм. При Советской
власти развивалась живопись, представлявшая
собой любопытное сочетание социалистического
реализма и насмешливого традиционализма,
возьмите, к примеру, улыбающихся
узбеков, сидящих в чайной, с
футуристическими трубами на
заднем плане. Мужчины обычно
носят темную одежду, за исключением
ярких шарфов, которыми пожилые
мужчины обматываются вокруг
пояса поверх длинных стеганых
халатов. Почти все носят тюбетейки,
черные, четырехгранные шапочки,
расшитую белыми нитками.
Узбекские женщины носят одежду
из переливающихся тканей, чаще
всего это платья до колен
и шаровары из такой же такни.
Одна или две заплетенные косички
означают, что женщина замужем;
если косичек много - значит, женщина
не замужем. Сросшиеся у переносицы
брови считаются признаком красоты,
и часто для достижения нужного
эффекта их подводят карандашом.
Узбекистан по праву гордится
своей самобытной культурой, которая
формировалась в течение тысячелетий.
Как богата и разнообразна
история этого древнего края,
так и насыщенна его культура,
как мозаика, сложившаяся под
влиянием разных правящих династий
и народов, населяющих Узбекистан.
Восточные мастера всегда славились
своим особым художественным
талантом, который в полной мере
проявился в отделке и украшениях
величественных дворцов, мавзолеев
и других культовых зданий. Как
правило, основные мотивы творчества
– это орнамент, узор и калиграфия.
Исламские традиции запрещают
изображение людей и животных,
поэтому мастера принялись развивать
более абстрактные направления,
доведя их практически до совершенства.
Позже появляется новый вид искусства
– миниатюра – маленькие яркие красочные
картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры
дворцов и богатых домов.
В XIV-XV веках – эпоху правления
Тимуридов – во всеобщем культурном
подъеме пережило свой небывалый
расцвет и художественное искусство.
В самаркандских мавзолеях сохранились
детали изумительных пейзажных
росписей. Некоторые дворцы Амира
Темура украшались живописными
панно с портретами самого
правителя, его жен, сыновей
и сподвижников, с богатыми, пиршественными
сценами. В это время рождается
творчество Камолиддина Бехзода
– величайшего художника средневековья,
непревзойденного мастера восточной
миниатюры. Новый взлет изобразительного
искусства приходится на начало
XIX века. Искусство миниатюры достигает
наивысшего расцвета, его прославляют
такие имена как Ахмад Дониш
(1827-1897), Абдулхалик-Махмум и другие.
Декоративно-прикладное
искусство
Прикладное искусство Узбекистана
– это самобытное и эксклюзивное
творчество народных мастеров-умельцев,
ремесленников. Своими руками, вкладывая
в каждую вещь частичку души,
они на протяжении веков создавали
уникальные образцы изделий: будь
то утварь для дома, или украшение
жилища, или неповторимая ткань
для праздничного платья… Творения
самаркандских, бухарских, хивинских
и других мастеров славились
далеко за пределами родины
и не утратили с тех пор
своей актуальности. Ручные работы
местных умельцев – это то,
что составляет неповторимую
экзотику Узбекистана. На территории
Узбекистана в течение веков
формировались своеобразные центры
народных художественных ремесел.
У каждого региона свое направление.
Чуст широко известен своими
тюбетейками, ножами, Риштан - лазурной
керамикой, Маргилан - радужно переливающимся
атласом, Бухара - золотым шитьем.
Керамика
Гончарное производство на протяжении
многих веков являлось самым
высокоразвитым видом ремесла
в этом регионе. Из глины
делали самое главное – посуду:
чаши, пиалы, блюда, кувшины. А
затем расписывали ее глазурью,
наносили оригинальные рисунки
и орнаменты. К числу традиционных
центров керамического производства,
сохранивших свои древние традиции,
относятся Риштан, Гиждуван, Хина, Самарканд,
Гурумсарай, Шахрисабз, Ургут, Хорезм,
Ташкент. Самая знаменитая в
Узбекистане – риштанская керамика.
Ее особенность – яркая голубая
глазурь – «ишкор» - красителя,
полученного из золы растений.
Декор риштанской керамики преимущественно
растительный, а также изображения
кумганов, ножей, птиц, рыб, элементов
архитектурного декора.
Чеканка
Искусство обработки металла
зародилось в Средней Азии
очень давно. Вслед за изготовлением
из металла оружия, предметов
утвари, интерьера и других вещей,
возникла необходимость украшать
их, придавать самобытный привлекательный
вид. Тогда-то и возникла чеканка
по меди – способ оживлять
холодную безликую гладь металла
с помощью красивых узоров
и картин. Со временем узбекская
школа чеканки стала славиться
далеко за пределами края. В
XIX веке полностью складываются
школы художественной чеканки
Узбекистана. У каждой из школ
своя орнаментация, мотив узора,
форма и, конечно, своя неповторимая
техника.
Резьба
по дереву
Издавна традиционными для Востока
предметами из дерева были: шкатулки
- кутича, подставки для книг - лавхи,
резные столики. Все они щедро
передают все богатство традиционного
растительного геометрического
орнамента. Также резьба украшала
и створки дверей, колонны и
капители, потолки и т.д. Резчики
использовали древесину таких
деревьев, как карагач, орех, платан,
арча, тутовник. Признанными центрами
резьбы по дереву были и
остаются Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент,
Фергана.
Золотое
шитье
Праздничные национальные костюмы
и головные уборы немыслимы
без изящно вышитых золотом
узоров и орнаментов. А ведь
такая вышивка – это целое
искусство. О золотом шитье,
как о народном промысле, впервые
упоминается в XIV века. В конце
XIX - начале ХХ века центром
золотошвейного промысла становится
Бухара. «Калёбатун» - так называлась
у бухарских золотошвей и золотая
и серебряная нити. Вышивают в
основном на шелке и бархате.
Орнамент зависит от фантазии
вышивальщика. Но обычно это диковинные
цветы, птицы и замысловатые
рисунки.
Вышивка
С давних пор красивой вышивкой
принято было украшать одежду,
скатерти, полотенца и т.д. Искусство
художественной вышивки уходит
своими корнями в далекое прошлое.
Многовековые традиции определили
специфику орнамента, композиции,
технику шитья, своеобразных для
каждого района. Для ташкентских
вышивок характерны бордовые
и ярко-красные тона и крупные
мотивы. Для самаркандских - также
крупные мотивы, но более холодные
тона. А бухарскую вышивку отличает
изящный цветочный орнамент значительно
меньших размеров и переливчатое
многоцветье. Особенно показательны
в этом плане сюзане, которые
могли служить настенными украшениями,
покрывалом для постели и т.д.
Своеобразие вышивок ярко сказывается
и на всех мелких изделиях,
особенно тюбетейках. К числу
традиционных центров изготовления
сюзане относятся Нурата, Бухара,
Самарканд, Шахрисабз, Ташкент,
Фергана.
Куклы
Кажется, не так давно оригинальные
кукольные представления собирали
на базарных площадях толпы
благодарных зрителей. Однако искусство
создавать куклы со временем
было забыто, но благодаря мастерам,
искренне радеющим за возрождение
истоков народного промысла, было восстановлено.
Теперь куклы, одетые в национальные костюмы,
стали традиционным узбекским сувениром,
который можно использовать не только
в качестве игрушки, но и как интересную,
яркую деталь интерьера. Они представляют
различные народные типы или героев литературных
произведений.
Ковроткачество
Древние традиции ковроткачества
сегодня возрождаются во многих
областях Узбекистана. Яркие,
оригинальные, затейливые узоры,
самобытный колорит (от красно-коричневого
до красно-синего), яркость, бесчисленные
варианты узоров все это позволило
местным коврам завоевать большую
известность во многих странах.
Домашнее ковроделие развивается
в Ферганской долине, Нуратинском
междугорье, Кашкадарьинском, Сурхандарьинском,
Сырдарьинском вилоятах, Каракалпакстане.
Центрами по производству и
сбыту ковров являются также
Самарканд, Ургут, Коканд, Хорезм.
Мастерицы изготовляют длинноворсовые
и коротковорсовые ковры (джульхирсы,
гилямы), безворсовые ковры (паласы).
Лаковая
роспись
В возрождении лаковой росписи,
традиции которой были полностью
утрачены, используется технология
палехской и восточной миниатюрной
живописи. Лаковой росписью украшаются
в основном небольшие разнообразные
шкатулки, пеналы для ручек и
карандашей. Роспись выполняется
натуральными красителями, вымешанными
на яичном желтке.
Музыка
Узбекский народ популярен своими
песнями. Кошук - бытовая песня
куплетного строения с мелодией
небольшого диапазона, охватывающей
одну или две строфы поэтического
текста. Ряд общих с кошуком
черт имеют лапар и ялла - песни
также куплетного строения. Танцевальный
характер мелодии этого жанра
предусматривает их исполнение в сопровождении
шуточных танцев. Лапар - это песня-диалог.
В Хорезме называют песни, исполняемые
одним певцом. В некоторых районах термин
- лапар применяется к свадебным песня
"Улан" (исполняются как диалог мужчины
и женщины). Жанр ялла включает два вида
песен: мелодия узкого диапазона, а запев
- соло одновременно с танцем. Поэтическими
текстами для песен служат народные и
профессиональные стихи поэтов Востока.
Наиболее развитые образцы ашулы по существу
являются жанром профессиональной музыки
устной традиции. Особое место в узбекской
музыкальной наследии занимают дастаны
- эпическое сказание лирико-героического
содержания. Макомы - составляют основной
классический фонд профессиональной музыки
устной традиции.
Узбекская традиционная музыка
имеет древние истоки. Фольклорная
музыка, так сказать музыка из
народа, имеет множество жанров.
Среди них детские песни, обрядовые,
трудовые, колыбельные, бытовые,
песни-диалоги, песенно-танцевальные,
лирико-протяжные. Классика узбекской
музыки – это макомы – особый
музыкальный жанр, которому свойственно
протяжное трогательное исполнение.
Их поют лирические певцы на
стихи поэтов Востока (Джами,
Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира,
Мукими, Огахи и др.). Говорит о
богатстве узбекских музыкальных
традиций и все разнообразие
народных инструментов: гиджак, кобуз,
домбра, дутар, танбур, уд, рубаб,
чанг, сурнай, най, карнай, дойра,
нагора, чиндаул и другие.
Танцы
Национальный узбекский танец
необычайно выразителен. Он олицетворяет
собой всю красоту узбекской
нации. Главные отличия узбекского
танца от других танцев народов
Востока – это, во-первых, акцент
на сложные и выразительные
движение рук, а во-вторых –
богатая мимика. Различают два
вида узбекского танца - традиционный
классический танец и народный
(фольклорный) танец. Классический
традиционный танец – это искусство,
которое культивируется в особых
танцевальных школах, а затем
демонстрируется на большой сцене. Можно
выделить три школы узбекского танца:
ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Танцы
ферганской группы отличают мягкость,
плавность и выразительность движений,
лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения
на месте и по кругу. Бухарский танец также
отличает резкость движений, откинутые
плечи и очень красивый золотошвейный
костюм. Оригинальные и самобытные движения
отличают хорезмский стиль.
В народном узбекском танце
представлены практически все
регионы, здесь царит необыкновенное
разнообразие. Эти танцы оживают
на всех семейных, деревенских,
городских праздниках. Эти танцы
передаются от поколения к
поколению, в них сохраняются
старинные танцевальные традиции,
а также реальный или уходящий
быт.
Национальная
одежда
Узбекская национальная одежда
конца 19 века остаётся неизменной,
и по сей день.Мужчины в то
время носили прямого покроя
рубахи, нижние и верхние халаты.
Халаты были лёгкие и стёганные
на вате. По бокам халата имелись
разрезы для удобства при ходьбе.
Пояса в парадной одежде знати
были нарядными - бархатные или
вышитые, с серебряными узорными
бляхами и пряжками, футлярчиками
для гребня. В повседневной одежде
подпоясывались длинным шарфообразным
кушаком, сложенным косячком. Штаны
делались широкими, прямого покроя,
ссужавшимися книзу. Головной
убор составляли кулохи и тюбетейки.
Женская одежда - халаты, платья, паранджа
- также широкого покроя.