Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:08, курс лекций

Описание

В целях реализации гарантированных Конституцией РФ социальных права и свобод в Российском государстве функционирует целая система социальных организаций. Деятельность работников этих организаций с необходимостью предполагает неуклонное исполнение требований законодательства связанных с выполнением государственной политики в сфере социального развития.
Защита социальных интересов населения требует от работников этой системы не только узкоспециализированных знаний в области социального законодательства, но и с необходимостью предполагает изучение основ всей правовой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..…….4

Тема 1: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ …………….…5
Понятие и признаки государства и права. Теории их возникновений………………5
Форма, функции и механизм государства……………………………………………..8
Государственная власть и правовое государство……………………………………..9
Понятие и виды источников права……………………………………………………10
Система права и его виды……………………………………………………………...11
Понятие и структура правовой нормы………………………………………………...13

Тема 2: ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ УЧАСТНИКИ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………………..15
Определение правоотношения. Ее структура………………………………………….15
Юридические факты и их виды…………………………………………………………17
Понятие и виды правонарушения……………………………………………………….18
Юридическая ответственность: понятие и виды……………………………………….22

Тема 3: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО …………………………….…………….………....26
Конституционное право Российской Федерации, его источники…………………….26
Система отрасли конституционного права……………………………………………..27

Тема 4: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО……………………………………………………………....34
Понятие, предмет и система гражданского права……………………………………...34
Гражданское правоотношение. …………………………………………………………35
Представительство в гражданском праве………………………………………………37
Исковая давность…………………………………………………………………………38
Граждане и юридические лица как участники гражданских правоотношений………38
Право собственности и другие вещные права…………………………………………..42
Обязательственное право…………………………………………………………………45
Наследственное право. Порядок наследования по закону и по завещанию…………..45
Семейное право……………………………………………………………………………47

Тема 6: УГОЛОВНОЕ ПРАВО …………...……………………..………………………………49
Понятие, задачи и принципы уголовного права…………………………………………49
Уголовная ответственность и состав преступления…………………………………….50
Стадии совершения преступления. Соучастие в преступлении………………………..53
Обстоятельства, исключающие преступность деяния…………………………………..54
Уголовное наказание и его виды…………………………………………………………56

Тема 7: ТРУДОВОЕ ПРАВО……………………………………………………………………...58
Трудовое право Российской Федерации…………………………………………………58
Понятие трудового договора. Порядок его заключения и расторжения………………60
Рабочее время и время отдыха……………………………………………………………68
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение……………………………..71

Тема 8: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО………………………………………………………74
Понятие и источники административного права………………………………………..74
Система и метод административного права……………………………………………..75
Содержание административно-правовых норм, их виды……………………………76
Понятие и виды административного принуждения………………………………….78
Ответственность и наказание в административном праве…………………………..79

Тема 9: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО………………………………………………………….83
Понятие и источники экологического права…………………………………………83
Система экологического права России……………………………………………….84
Качество окружающей природной среды……………………………………………..85
Эколого-правовая ответственность……………………………………………………87

Тема 10: ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, СЛУЖЕБНОЙ, КОММЕРЧЕСКОЙ, БАНКОВСКОЙ И НОТАРИАЛЬНОЙ ТАЙН…………………………89
Государственная тайна. Доступ к государственной тайне…………………………...89
Служебная и коммерческая тайны……………………………………………………..90

Тема 11: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ………………………………………………..93
Сущность социальной деятельности…………………………………………………...93
Социальное право. Источники социального права…………………………………...93
Право социального обеспечения, его принципы………………………………………95

Работа состоит из  1 файл

Kurs_lektsy_po_pravovedeniyu.doc

— 593.00 Кб (Скачать документ)

Вопрос о понятии  права – дискуссионный. Существуют различные определения права, которые  давали и дают представители разных направлений юриспруденции.

Представители теории естественного права, одной из наиболее старых теорий, исходят из того, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости, что оно исходит от самой природы. Естественное право как бы противопоставляется тому, которое действует в данном государстве в виде системы юридических норм (так называемому позитивному праву).

Таким образом, естественное право представляет собой некий  идеал, к достижению которого должна быть направлена правотворческая деятельность государства.

Историческая  школа права считает, что право развивается органически: подобно зерну, брошенному в землю, оно зреет в народном сознании и проявляется в виде обычаев и законов. Право исходит не от природы: оно таково, каким его делает историческая жизнь данного народа.

Психологическая школа права объясняет возникновение и действие права не социально-экономическими условиями жизни общества, а психологией личности (группы лиц). Право рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов.

Марксистко-ленинская  теория права особый акцент делала и делает на классовой сущности права – воле господствующего класса, возведенной в закон.

Существуют и иные подходы к определению права, пониманию его природы как  социального.

Широкое распространение в нашей литературе получило следующее определение права.

Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных  или санкционированных государством и охраняемых его силой.

Право, как и государство, есть продукт развития общества на определенном его этапе. Право развивается вместе с государством, с которым находится в тесной взаимосвязи. Эта взаимосвязь проявляется в следующем: 

  1. Право не может развиваться и функционировать без государства, ибо государство – это тот политический механизм, который формирует право в виде общеобязательных правил поведения (юридических норм).

Право – результат  правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т.д.). Нормы поведения становятся общеобязательными, юридическими нормами, коль скоро они с одобрения общества устанавливаются (либо санкционируется) государством.

  1. Государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Именно государственная охрана, возможность государственного принуждения, стоящие за правом, и отличают правовые нормы от других социальных норм, действующих в обществе (н-р, нравственность).
  2. Не только право нуждается в государстве, но и государство в праве. Оно не может нормально и эффективно функционировать, не опираясь на право.

Так, законодательного, правового  закрепления требует организация  и деятельность государственного аппарата. Речь идет об оптимизации системы  государственных органов, основа для  взаимоотношений должностных лиц и граждан.

 

2. Форма, функции и  механизм  государства.

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными, застывшими, раз и навсегда данными.

Государство изменяется вместе с изменением общества как политическая форма его организации.

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется  также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной  власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением (разные виды республик и монархий).

Форма государственного устройства характеризует взаимоотношения центральных органов власти и управления с органами составных частей государства и местными органами власти, управления и самоуправления (унитарные государства, федерации, конфедерации).

Государственный (политический) режим означает совокупность методов осуществления государственной власти (демократический, авторитарный и т.д.).

 

Основные направления  деятельности государства – его  основные функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

К внутренним функциям относятся: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая.

К внешним функциям: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства.

 

Осуществление функций  государства требует образования  властных структур, механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности.

Можно выделить следующие  структуры механизма:

    1. Законодательные органы (парламенты, советы, собрания и т.д.), призванные к установлению основополагающих норм права.
    2. Исполнительные органы (кабинеты министров, ведомства, администрация и т.п.) призванные обеспечить исполнение законов, в том числе и посредством издания подзаконных нормативных актов.
    3. Органы юрисдикции (суд, арбитраж, прокуроры, следственные органы), которые следят за законностью, возлагают ответственность, решают споры.
    4. Материальные придатки (армия, полиция, милиция, тюрьмы и т.п.) в задачи которых входит принуждение к правомерному поведению, реагирование на правонарушения, проведение карательных мер, исполнение наказаний.

 

Отличительные признаки государства накладывают отпечаток  на характер государственной власти.

 

 

 

 

3. Государственная власть и правовое государство.

Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание  чьей-то воли, а с другой – подчинение ей.

Государственную власть можно определить как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления. Легитимность власти означает также ее признание обществом.

В демократических государствах придается серьезное значение разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вмешивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самостоятельна и как бы сдерживает другую.

Государственная власть должна основываться на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, т.е. действуют в строгом соответствии с Конституцией, законами, в рамках своей компетенции. Власть подчинена праву.

Правовое  государство мыслиться как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Это продукт нового времени – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.

Верховенство  закона (законность) - предполагает неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.

Обеспечение законности важное условие для установления правопорядка в обществе. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

 

4. Понятие и  виды источников права.

Для понимания того, откуда брать право при решении юридических дел, необходимо обратиться к источникам права. Под источниками права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.

Наиболее узкий смысл  понятия «источник права»: то, чем  практика руководствуется в решении  юридических дел. В российском государстве  это в основном нормативные акты – государственно-правовой акт, который содержит нормы поведения, общие правила. ( Н-р, Указы Президента о присвоении различных почетных званий – государственно-правовой акт но не нормативный, так как не содержит общих правил.)

Разновидностями источников права также являются:

правовой  обычай, т.е. правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного:

правовой  прецедент – решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.

договор – акт волеизъявления самих участников общественных отношений, который получает поддержку государства

Наиболее распространенными  источниками Российского права  являются закон и подзаконные акты.

Закон- это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства (парламентом) или непосредственно народом в ходе референдума, регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. По своему назначению они делятся на:

  1. основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);
  2. федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень которых содержится в ст. 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 70 Конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;
  3. федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;
  4. законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ. Законы субъектов РФ (республик, областей и т.д.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

 

Подзаконный акт- правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Правовые акты принимаются на основании и во исполнении законов. В РФ на федеральном уровне к правовым актам относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты Центрального банка РФ, министерств, гос. Комитетов и др. органов исполнительной власти, а также постановления палат Федерального Собрания РФ, решения судов и арбитражных судов.

 

5. Система права  и его виды.

Право – один из регуляторов  общественных отношений, среди которых  обычаи, религиозные нормы, нормы  морали и т.д.

Право в современной  науке: 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение права (Права в объективном смысле) следует отличать от юридического права (Права в субъективном смысле). Субъективное право- это возможность конкретного лица действовать в рамках закона, возможность избирать вид и меру своего поведения.

Право, как система, дифференцировано по отраслям права, каждая из которых  имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (гражданское, семейное, конституционное и др.).

По «географическому» принципу выделяют следующие правовые системы, так называемые «семьи права»: континентальная (или Романо-германская), англо-саксонская, религиозная.

Континентальная правовая система складывалась в результате восприятия римского права. Главное ее отличие состоит в признании главенствующим источником права писанных законов, формирующих весь правопорядок.

 Особенность системы англо-саксонского права («общего права») состоит в признании основным источником права судебные решения. Не законодатель, а судьи формулируют подавляющую часть правовых требований.

 Религиозные правовые системы  ориентируются в поисках права  на Священное писание, на пророческие положения, изложенные в священных книгах, на волю Бога, формулируемую священнослужителями, осуществляющими юрисдикционную деятельность.

 

Не менее основополагающим является деление права на международное, создаваемое совместной волей двух и более государств и право национальное, целиком находящееся в компетенции одного государства.

Учитывая, что особая роль в решении проблем обеспечения  мирового правопорядка принадлежит  международному праву, хотелось бы более  подробно остановиться на нем.

Информация о работе Лекции по "Социологии"