Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:46, контрольная работа
1. Для того чтобы понять соотношение личности и общества необходимо уточнить эти понятия и проанализировать их взаимосвязь. Эти два понятия неразрывно связаны между собой и оказывают друг на друга определенное влияние. Общество, среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, но и сам человек своими активными действиями может изменять и среду обитания, и социальную среду, в которой он находится.
1. Введение.
2. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
3. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности.
4. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории.
5. Заключение.
План.
2. Сначала рассмотрим понятие личности с точки зрения социологии, а также проанализируем социальные статусы и роли личности.
Проблема личности исследуется многими науками и является предметом междисциплинарного изучения. В научной литературе проводится разграничение таких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
Человек – самое общее понятие, оно указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств. Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности.
Личность – это устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, которые присущи человеку как общественному существу, включенному в систему социальных связей и отношений.
Личность в структуре любой деятельности понимается как:
– реальный участник социальных взаимодействий, субъект и объект социальных отношений общества, в котором человек осуществляет свою деятельность;
– продукт социальной среды, системы общественных отношений, носитель и исполнитель социальных ролей;
– реальный носитель и фигурант социальных отношений общества, общее социально-историческое в индивиде, характеристика его социально-типических черт и сущностная социальная характеристика индивида.
К основным характеристикам личности, думается, можно отнести - ценностные ориентации, мораль, направленность личности, нравственность.
Ценностные ориентации – это определенная система ценностей, сформировавшаяся в процессе ознакомления человека с окружающей его действительностью в связи с активным вхождением и включением человека в эту действительность. Ценностные ориентации могут рассматриваться как система установок личности на социокультурные и нравственные нормы общества.
На формирование и развитие личности, на мой взгляд, также влияет непосредственное прямое общение и взаимодействие с людьми, к примеру, в процессе физкультурно-спортивной деятельности и антропогенная среда обитания.
Ведь среди различных видов деятельности, формирующих ценностные ориентации учащейся молодежи, физической культуре принадлежит особое место. Ее особое место заключается в том, что она выполняет социальный заказ общества, формирует качественный состав молодого поколения.
Направленность личности
– это эмоциональные, когнитивные
и поведенческие компоненты отношения
человека к обстоятельствам
Нравственность – это проявление потенциальной универсальности человека в установлении отношений к другим людям и к самому себе на основе осознания социального смысла решений, поступков и деятельности.
Мораль – это внешняя
целесообразность поведения и действий
индивида как члена социальной группы
и конкретная система общих требований
и норм поведения, обязательная для
каждого члена данного
Личность имеет три взаимосвязанные структуры. Нейрофизическая структура – генетические, природные субстанциональные функциональные качества и способности, биогенные, психофизические, психомоторные свойства индивида, развиваемые в процессе жизнедеятельности и обеспечивающие индивидуально-конкретный стиль поведения и деятельности человека. Они отражаются в его темпераменте, типе вышей нервной деятельности индивида, в индивидуальном стиле поведения.
Социальная структура определяется социальными ролями и опытом деятельности человека в определенной социальной среде, накоплением знаний, умений и навыков социального взаимодействия и подкрепляется энергетикой индивида.
Психическая структура – высший уровень личности, информационный комплекс духовных устремлений, ценностных ориентаций и нравственности, включающий направленность личности, индивидуальные влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, этические принципы и мировоззрение человека.
Развитие и формирование личности фундаментально связано с развитием культуры общества и личной культуры индивида. Культура – это совокупность исторически развитых идей, которые связаны с удовлетворением жизненных потребностей, и воплощенных в целесообразно произведенных духовных и материальных ценностях, определяющих образ и стиль общественной жизни людей.
В обществе часто встречаются люди, которые по своему поведению и чертам повторяют действия друг друга.
Базисная личность – комплекс свойств и черт, относительно чаще проявляющихся у членов данного общества. Она иногда понимается как всем известный «национальный характер».
Нормальная личность:
– средняя в статистическом смысле личность, которой присущи наиболее распространенные и традиционные в данной социальной среде качества и способы действий, манеры поведения и стиль жизни;
– конформистски приспособившаяся и действующая в рамках установленных социальных критериев и регламентаций личность;
– целостная личность, в которой все элементы функционируют в координации друг с другом.
Каждый человек использует свои возможности и реализует культурный идеал личности различными индивидуализированными способами в зависимости от социальных компонентов образа жизни – своего общественного положения и социальной роли.
Возможности можно определить как – потенциальные условия реализации интересов. Возможности могут быть индивидуальными, непосредственно свойственными природным и жизненным качествам конкретного человека. Также уже само общество создает и предоставляет в распоряжение индивида законодательные, нормативно-правовые, социокультурные, экономические, информационные, охранительно-защитные, образовательные, здравоохранительные обстоятельства жизнедеятельности человека в реальных социально-исторических условиях.
В процессе жизнедеятельности человек развивается и совершенствуется, иными словами он приобретает определенный статус. Статус определяется, с одной стороны, как достигнутое в результате самосовершенствования за счет собственных усилий положение в обществе, а с другой – как обеспечиваемое обществом положение по принципам, устойчиво действующим на данном историческом этапе.
Роли – это устойчиво сохраняемые и выполняемые конкретные социальные функции, соответствующие социальному статусу индивида:
а) инициативно избираемые, принимаемые и осваиваемые;
б) ожидаемые и предписываемые социальной средой.
Социальная роль – относительно постоянная и внутренне связанная система поступков и действий, выполняемых в соответствии с образцом, которых ожидает окружающая социальная среда в зависимости от социального положения (статуса) индивида. Роли – институ-циализированные функции, соответствующие социальному статусу, положению в обществе позиции в группе, подлежащие социальному контролю. В зависимости от социальных ролей личность в обществе наделена правами и обязанностями.
Права – действия, которые основаны на ожидании индивидом того, что другие будут вести себя по отношению к нему, как это принято в группе, предписано установлениями. Обязанности – это ожидание другими от индивида поведения, соответствующего его социальному статусу, положению.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Однако чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто главный статус человека обусловлен его должностью (к примеру, тренер команды и т.п.). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (манерах, одежде и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, позициях и др.)
Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – значит, как бы навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг самой личности непосредственно. Он определяется этническим происхождением, семьей, местом рождения. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (член сборной команды страны, например, или олимпийский чемпион и т.д.). Выделяют естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, детство, юность). Профессионально-должностной – это базисный статус личности. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (спортивный чиновник, к примеру.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль можно определить как – совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает ряд ролей, а каждая роль описывается пятью основными характеристиками:
- эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;
- способ получения: одни предписываются, другие завоевываются;
- масштаб: часть ролей
сформулирована и строго
- нормализация: действие
в строго установленных
- мотивация: на личную прибыль, на общее благо.
Социальная роль может рассматриваться в двух аспектах: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Между ними не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Роль индивида определяется, прежде всего, тем, что ожидают от него другие индивиды. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
Неправильно было бы утверждать, что любая роль является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер самого индивида, т.е. поведение конкретного человека в реальности не укладывается в чистую схему.
Фактически «Я» личности, Я-концепция индивида формируется и развивается в процессе взаимного социального взаимодействия и общения, во многом зависит от реакции окружающих людей, от их оценки индивида.
Самооценка приводит к неадекватным, несогласованным с ожиданиями окружающих действиям. Заниженная самооценка приводит к комплексу неполноценности, неуверенности в своих силах, а также в своем положении в социальной среде.
Деловая и жизненная уверенность индивида базируется на его самоуважении, которое определяется отношением успех/притязания. Повысить уровень самоуважения возможно двумя путями: увеличить достижения или же сделать свои притязания более скромными.
Социальные роли предписываются индивиду обществом в разных количествах и сочетаниях, что зависит от жизненных условий индивида. Сумма социальных ролей (в семье, в кругу друзей и т.д.) становится и ощущается внутренней сущностью «Я» социального происхождения. Когда индивид сталкивается с конфликтом нескольких ролей и требований, то руководствуется субъективным «Я», которое обычно являет собой комплекс положительных представлений о себе, часто противопоставляемый невыгодным оценкам окружающих. Отраженное Я («зеркальное») – комплекс, сформированный на основе того, что, по мнению индивида, о нем думают другие люди.
Общество, в котором живет
человек, в некоторой степени
ограничивает удовлетворение его потребностей
вводимыми нормами социального
поведения и общественно
Ценности – информационные, энергетические и/или предметно-вещные образования, объекты, которые человек наделяет значением, важным для удовлетворения своих потребностей. Ценность – предмет, материальный или идеальный, действительный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость. Ценности в общественной жизни – коллективный продукт, составная часть культуры индивида и коллектива. Они во многом проявляют себя регуляторами человеческих стремлений и поступков.