Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:46, контрольная работа
1. Для того чтобы понять соотношение личности и общества необходимо уточнить эти понятия и проанализировать их взаимосвязь. Эти два понятия неразрывно связаны между собой и оказывают друг на друга определенное влияние. Общество, среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, но и сам человек своими активными действиями может изменять и среду обитания, и социальную среду, в которой он находится.
1. Введение.
2. Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
3. Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности.
4. Девиантное поведение личности: понятие, социологические теории.
5. Заключение.
Теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение может вызываться теми же процессами социализации, что и социально одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Но с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; непрофессиональные магазинные воришки; люди, совершающие преступление «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.
Теория конфликта. Сторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: «Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчиняться этим законам?» Поскольку институциональный порядок вызывает столкновение интересов основных групп – классов, полов, расовых и этнических групп, организаций бизнеса, профсоюзов и т.п., возникает еще один вопрос: «Кто получает львиную долю преимуществ от конкретной социальной системы?» Или другими словами: «Почему структура общества дает преимущества одним социальным группам, а другие группы остаются в невыгодном положении и даже клеймятся как преступающие закон?»
В теории конфликта
многое справедливо.
Теория стигматизации. Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересуем процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.
Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным, по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.
У теории стигматизации есть
свои критики. Во-первых, хотя теория стигматизации
позволяет понять, как индивиды становятся
«профессиональными»
Можно резюмировать, что ни одна социологическая теория не дает полного объяснения девиантному поведению. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. На мой взгляд, следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов.
5. В заключении хотелось бы заметить, что, безусловно, главными факторами, которые определяют процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы проявляются в процессе социализации личности.
У человека, по мнению ряда исследователей, поведение более чем на 80% - социально приобретаемое. А чем больше в своем поведении живое существо руководствуется инстинктами, тем меньшую роль в его «научении» принимают родители. Так, у насекомых, функцию родителей выполняет природа. Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Ранее считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Почти треть своей жизни человек учится жить в мире общественных отношений.
В процессе этого реализуются социальные отношения. По сути это отношения, складывающиеся между людьми, которые состоят, в том числе, в разных социальных группах. Они взаимодействует друг с другом в условиях данного общества.
Все, что делает человек, является
результатом социальных отношений,
он постоянно воспроизводит эти
отношения. И если человек в чем-либо
преуспел, то, значит, прежде всего, он
сумел преуспеть в построении
отношений с другими
Можно заключить, что взаимоотношения личности и общества следует рассматривать и как деятельность общества, и как деятельность личности, которая в определенных социальных условиях удовлетворяет свои потребности и при этом преследует определенные личные цели.
Список использлванной литературы.