Лидеры и лидерство в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:09, контрольная работа

Описание

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3 Глава 1.Основы лидерства ………………………………………………………5
Глава 2.Теории лидерства… …………………………………………………...11
Глава 3. Управление лидерством в организации ……………………………..19
Заключение…………………………………………………………………..…….24
Список использованных источников литературы……………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.20 Кб (Скачать документ)
 

Санкт-Петербургская  академия управления и экономики

Петрозаводский  филиал

Факультет экономики и финансов

Кафедра «Социология»

Контрольная работа

 

По дисциплинеСоциология

На тему: Лидеры и лидерство в управлении 
 

                               Выполнила студентка 3 курса,

                     заочного отделения

                                  группа 12-194346д/2-2,3-3

                                  направление «Экономика »

                                  Старченкова Ольга Вячеславовна

                        Руководитель:

                                  Шахов Николай

                                  Павлович, д.б.н. профессор

                                                         Оценка _____________________

                  Подпись                            преподавателя______________ 
                   

               Петрозаводск

                  2010  г.

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………....3 Глава 1.Основы лидерства  ………………………………………………………5

Глава 2.Теории лидерства…  …………………………………………………...11

Глава 3. Управление лидерством в организации   ……………………………..19

Заключение…………………………………………………………………..…….24

Список  использованных источников литературы……………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение  людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

     Лидерство отличается от руководства, которое  предполагает достаточно жесткую и  формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

     Людей, имеющих власть в организации, можно  разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и  формальный лидер.

     Формальный  лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший  шанс на успех.

     Анализ  природы лидерства показывает, что  оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять  лидеры. Более детально природу лидерства  раскрывают его различные теории.

     Теория  черт объясняет феномен лидерства  выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские  способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства  последователи испытывают вдохновение  от лидера и стремятся во всем ему  подражать. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют его поведение.

       Психологические теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.

     Значимость  лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

     Эффективность лидерства непосредственно связана  со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

     Роль  лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных  претендентов на членство в рабочей  группе, он должен направлять групповую  энергию на решение организационных  целей. Лидерство также находит  выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его  способностях управлять социальными  конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно  повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера  конфликта и особенностей его  участников лидер, старающийся управлять  конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

     Стратегия развития организации и эффективность  лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями  лидера, его способностью  управлять коалициями, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

     Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений  состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

 

1. Основы лидерства

1.1. Понятие  и содержание лидерства

     Практика  показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов  с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех  или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

     Лидерство можно определить как тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что  лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

     Феномен лидерства коренится в самой  природе человека и общества.

     Явления, во многом схожие с лидерством встречаются  в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная  особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями  со средой и являются биологически запрограммированными.

     Четкость  выделения лидирующих позиций зависит  от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах, характеризующихся  низкой групповой интеграцией и  высокой степенью автономии и  свободы различных элементов  и уровней организации, функции  лидера выражены слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей  в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

     Именно  к такому типу объединений относится  современное производство. В нем  преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых  требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования  на основе разделения труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна институциализация лидерства, его конституирование в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.

     Этот  процесс является гораздо более  сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие  в организации последователей, а  не подчиненных. Собственно отношения  «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер –  последователь» .

  Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство, есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологически. Руководство – явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем лидерство.

     По  механизму своего выдвижения лидер  может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают  сверху или же выдвигают и избирают и он приобретает, таким образом, официальный статус руководителя.

     Неформальный  же лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации  в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

     Сила  и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением и  воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти.

     Способность лидера влиять на людей дает ему  возможность использовать власть и  авторитет, получаемые от его последователей.

     В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидера составной частью организации только тогда, когда он доказал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку  они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции  лидер должен предоставлять им возможность  удовлетворять свои потребности, которые  не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют  лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также  оказывают ему необходимую поддержку  в достижении организационных целей.

     Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

     В современных условиях эффективное  лидерство – это не железная или  твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

1.2. Типология  лидерства.

     Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации  является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое  лидерство. Оно характерно для  групп, возникающих на основе  производственных целей. В его  основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение  лучше других решать организационные  задачи, деловой авторитет, опыт  и т.п. Деловое лидерство наиболее  сильно влияет на эффективность  руководства.

2. Эмоциональное  лидерство. Оно возникает в  социально-психологических группах  на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного  общения. Эмоциональный лидер  вызывает у людей доверие, излучает  теплоту, вселяет уверенность,  снимает психологическую напряженность,  создает атмосферу психологического  комфорта.

3. Ситуативное  лидерство. Строго говоря, по своей  природе оно может быть и  деловым, и эмоциональным. Однако  его отличительной чертой является  неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной  ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Информация о работе Лидеры и лидерство в управлении