Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:50, реферат
Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Понятие культуры................................................................................4
Глава 2. Духовная культура...............................................................................9
Понятие духовной культуры..........................................................9
Современные сведения о духовной культуре в России..............11
Глава 3. Материальная культура.......................................................................13
Глава 4. Взаимосвязь духовной и материальной культуры............................17
Заключение..........................................................................................................20
Спсисок литературы............................................................................................21
Самарский
государственный
экономический университет
Реферат
на тему: « Материальная
и духовная кулькура»
Выполнила стунентка 2 курса
ИНЭ специальности ФиКр1
Рожек О.А
Проверала ксн доцент кафедры социологии и педагогити
Данченко-
Морозова Л.В
Самара 2011
Содержание:
Введение......................
Глава 1. Понятие
культуры......................
Глава 2. Духовная
культура......................
Глава 3. Материальная
культура......................
Глава 4. Взаимосвязь
духовной и материальной культуры......................
Заключение....................
Спсисок литературы....................
Введение.
Человек дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная.
В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры.
Культура
функционирует как живая
Культура
предстает перед человеком как
смысловой мир, который входнойляет
людей и сплачивает их в некоторое
общество( нацию, религиозную или
профессиональную группу. Этот смысловой
мир передается из поколения в
поколение и определяет способ бытия
и мироощущения людей.
Глава
1. Понятие культуры
Слово "культура" в переводе с латинского - "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование.
Термин этот черезвычайно многозначен: он описывает абсолютно все, созданное человеком, и выделяет высочайшего уровня уникальные образцы, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно созданное им.Культура так многообразна, что для ее уточнения люди используют массу специальных определений, выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленчискую, музыкальную, физиологическую, городскую, сельскую, этническую, молодежную.
В настоящее время известно
более пятисот вариантов
В
самом широком контексте
В
узком смысле слова под этим термином
понимается художественная, духовная
культура. В социологическом контексте
характерный для данного
Все, что связано с возделанным, окультуренным в жизни человека, определяется сознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной деятельности или политике, новых технологиях, поведении в быту, восприятии художественных ценностей - все это связано с культурой общества, человека. Довольно часто применяется выражение: культурный человек или, наоборот, малокультурный человек.
Поведение животных, насекомых при всей высоте их организации в значительной мере диктуется программой, заложенной в генах. Человеку программа его поведения не передается по наследству. Такой генетической программой является именно культура и ее составные элементы. Освоение культуры происходит постепенно в процессе учебы, воспитания, социализации и продолжается практически всю сознательную жизнь человека. Без культуры люди были бы полностью дезориентированы и не смогли бы жить в обществе. Достаточно вспомнить Маугли и подобных ему детей джунглей. После определенного возраста они уже не могут освоить язык, научиться добывать средства к существованию. Дело в том, что у таких детенышей не было общения с людьми, они не могли усвоить самую элементарную культуру.
Именно культура регулирует поведение людей в обществе, и потому не случайно Зигмунд Фрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения.
Конечно,
возможности таких элементов
культуры, как обычаи, нравственные
нормы в регулировании
Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей. Поэтическое выражение "Обычай - Деспот средь людей" показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы необходимого поведения.
Если
в обществе или отдельной социальной
группе появляются культурные нормы, которые
перестают соответствовать
Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно из повседневной жизни и социальной практики людей.
То же самое происходит и с социальными институтами. В одном обществе устанавливается такая норма культуры, как многоженство, в другом она осуждается. В одном галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматривают как высшую форму сознания, "мистические видения", пророчества.
Даже поверхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленные различия. В одних странах правостороннее движение, в других - левостороннее, в одних отношение к корове как священному животному, в других - совсем наоборот. Однако практически во всех культурах имеются вещи, которые можно было бы назвать культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил их порядка. Среди них спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, праздники, свадебные и похоронные ритуалы, подарки, гостеприимство, запрет на кровосмешение. По всей вероятности, культурные универсалии формируются на основе важнейших биологических потребностей: продолжение рода, сохранение жизни, здоровое потомство и т.п.
Культура как феномен сознания является и способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая отслеживается в отношении к миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.
Культура как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и внутренней. Понятно, что в процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, отбираются цели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообщества составляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура - виновник содержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытывает активное воздействие внешней среды, социально-экономических обстоятельств, модифицируется.
Культура включает в себя три вида элементов:
1.
Понятия (концепты). Они содержатся
главным образом в языке и
помогают людям организовать
и упорядочить свой опыт. Мы
все воспринимаем мир через
формы, цвет и вкус предметов,
но разные культуры организуют
свой мир по-разному. Изучение
слов определенного языка,
2.
Отношения. Культура в
3.
Ценности. Этот элемент культуры
представляет собой
Культура
представляет собой целостный системный
объект, обладающий сложной структурой.
При этом само бытие культуры выступает
как единый процесс, который можно
разделить на две сферы: материальную
и духовную.
Глава 2 Духовная культура