Материальная и духовная кулькура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:50, реферат

Описание

Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Понятие культуры................................................................................4
Глава 2. Духовная культура...............................................................................9
Понятие духовной культуры..........................................................9
Современные сведения о духовной культуре в России..............11
Глава 3. Материальная культура.......................................................................13
Глава 4. Взаимосвязь духовной и материальной культуры............................17
Заключение..........................................................................................................20
Спсисок литературы............................................................................................21

Работа состоит из  1 файл

Понятие культуры реферат.docx

— 44.46 Кб (Скачать документ)

Самарский государственный  экономический университет 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: « Материальная и духовная кулькура» 
 
 
 
 

Выполнила стунентка 2 курса

  ИНЭ специальности  ФиКр1

  Рожек О.А

Проверала ксн доцент кафедры социологии и педагогити

Данченко- Морозова Л.В 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011

 

Содержание:

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Понятие  культуры................................................................................4

Глава 2. Духовная культура...............................................................................9

    1. Понятие духовной культуры..........................................................9
    2. Современные сведения о духовной культуре в России..............11

Глава 3. Материальная культура.......................................................................13

Глава 4. Взаимосвязь духовной и материальной культуры............................17

Заключение..........................................................................................................20

Спсисок литературы............................................................................................21 
 

 

Введение.

       Человек  дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько  социальное, а его природа не столько  материальная, сколько духовная.

       В силу того, что человек по своей  природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает  и потребляет пищу, одежду, жилища, создает  технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и  искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как  материальной, так и духовной культуры.

       Культура  функционирует как живая система  ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует  человек как творческое, создающее  и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей  по каналам культуры, он совершает  обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как  материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

       Культура  предстает перед человеком как  смысловой мир, который входнойляет  людей и сплачивает их в некоторое  общество( нацию, религиозную или  профессиональную группу. Этот смысловой  мир передается из поколения в  поколение и определяет способ бытия  и мироощущения людей. 

       Глава 1. Понятие культуры 

       Слово "культура" в переводе с латинского - "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование.

       Термин  этот черезвычайно многозначен: он описывает  абсолютно все, созданное человеком, и выделяет высочайшего уровня уникальные образцы, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно  созданное им.Культура так многообразна, что для ее уточнения люди используют массу специальных определений, выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленчискую, музыкальную, физиологическую, городскую, сельскую, этническую, молодежную.

         В настоящее время известно  более пятисот вариантов использования  термина "культура" в самых  различных отраслях науки и  практики. Наиболее удачное для  социологической науки определение  этого термина дано английским  этнографом Э. Тейлором:"Культура - то некоторое сложное целое,  которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки.

       В самом широком контексте синонимом  слова "культура" является "цивилизация". Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы или даже не встречаются в природе, например изготовление орудий труда, политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы.

       В узком смысле слова под этим термином понимается художественная, духовная культура. В социологическом контексте  характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Японец, европеец, представитель малых народов Севера различаются между собой, прежде всего, определенным типом культуры.

       Все, что связано с возделанным, окультуренным  в жизни человека, определяется сознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной  деятельности или политике, новых  технологиях, поведении в быту, восприятии художественных ценностей - все это  связано с культурой общества, человека. Довольно часто применяется  выражение: культурный человек или, наоборот, малокультурный человек.

       Поведение животных, насекомых при всей высоте их организации в значительной мере диктуется программой, заложенной в  генах. Человеку программа его поведения  не передается по наследству. Такой  генетической программой является именно культура и ее составные элементы. Освоение культуры происходит постепенно в процессе учебы, воспитания, социализации и продолжается практически всю  сознательную жизнь человека. Без  культуры люди были бы полностью дезориентированы и не смогли бы жить в обществе. Достаточно вспомнить Маугли и подобных ему  детей джунглей. После определенного  возраста они уже не могут освоить  язык, научиться добывать средства к существованию. Дело в том, что  у таких детенышей не было общения  с людьми, они не могли усвоить  самую элементарную культуру.

       Именно  культура регулирует поведение людей  в обществе, и потому не случайно Зигмунд Фрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные  и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия  их удовлетворения.

       Конечно, возможности таких элементов  культуры, как обычаи, нравственные нормы в регулировании поведения  человека, тоже достаточно ограничены, меняются в зависимости от объективных  обстоятельств, например кризисного состояния общества, уровня материального состояния социальной группы или отдельного человека и т. п. В этих случаях требуются более сильные регуляторы со стороны общества, государства.

       Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и  опыта людей. Поэтическое выражение "Обычай - Деспот средь людей" показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или  не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы  необходимого поведения.

       Если  в обществе или отдельной социальной группе появляются культурные нормы, которые  перестают соответствовать новым  условиям, становятся неудобными или  бесполезными, то люди стремятся изменить их, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Само преобразование культурных норм происходит по-разному. Одни нормы, например нормы этикета, повседневного поведения  могут быть преобразованы относительно легко, другие - государственные законы, религиозные традиции экономического и политическою поведения - изменить достаточно трудно и принятие их происходит весьма болезненно. Убедительный тому пример: экономические и политические реформы в России.

       Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные  интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают  постепенно из повседневной жизни и  социальной практики людей.

       То  же самое происходит и с социальными  институтами. В одном обществе устанавливается  такая норма культуры, как многоженство, в другом она осуждается. В одном галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматривают как высшую форму сознания, "мистические видения", пророчества.

       Даже  поверхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленные различия. В одних странах правостороннее движение, в других - левостороннее, в одних отношение к корове как священному животному, в других - совсем наоборот. Однако практически  во всех культурах имеются вещи, которые можно было бы назвать  культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил их порядка. Среди  них спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, праздники, свадебные и  похоронные ритуалы, подарки, гостеприимство, запрет на кровосмешение. По всей вероятности, культурные универсалии формируются  на основе важнейших биологических  потребностей: продолжение рода, сохранение жизни, здоровое потомство и т.п.

       Культура  как феномен сознания является и  способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного  социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая  отслеживается в отношении к  миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.

       Культура  как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и  внутренней. Понятно, что в процессе внутренней деятельности формируются  мотивы, ценностные ориентации, отбираются цели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообщества составляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура - виновник содержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытывает активное воздействие внешней среды, социально-экономических обстоятельств, модифицируется.

       Культура  включает в себя три вида элементов:

       1. Понятия (концепты). Они содержатся  главным образом в языке и  помогают людям организовать  и упорядочить свой опыт. Мы  все воспринимаем мир через  формы, цвет и вкус предметов,  но разные культуры организуют  свой мир по-разному. Изучение  слов определенного языка, таким  образом, дает человеку средства  для ориентировки в окружающем  мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

       2. Отношения. Культура в действительности  не только описывает при помощи  понятий то, из чего состоит  мир, но и содержит определенные  представления, как эти составные  части связаны друг с другом  в пространстве и времени, по  значению (черное противоположив  белому) и каузально (пожалел ребенка  - испортил ребенка). Каждая культура  характеризуется своими взглядами  на взаимоотношения между понятиями  как реального мира, так и мира  сверхъестественного. Христианская  теология, например, пытается объяснить  создание мира божественным началом.

       3. Ценности. Этот элемент культуры  представляет собой разделяемые  всеми убеждения относительно  целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных  доктрин. И хотя разные культуры  могут полагать ценностями разные  вещи, каждое социальное устройство  делает свой выбор - что считать  ценностью, а что нет. Функции  культуры.

       Культура  представляет собой целостный системный  объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает  как единый процесс, который можно  разделить на две сферы: материальную и духовную. 

       Глава 2 Духовная культура

    1. Понятие духовной культуры

Информация о работе Материальная и духовная кулькура