Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:50, реферат
Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Понятие культуры................................................................................4
Глава 2. Духовная культура...............................................................................9
Понятие духовной культуры..........................................................9
Современные сведения о духовной культуре в России..............11
Глава 3. Материальная культура.......................................................................13
Глава 4. Взаимосвязь духовной и материальной культуры............................17
Заключение..........................................................................................................20
Спсисок литературы............................................................................................21
Духовнвная
культура - одна из сторон общей культуры
человечества, противопоставляемая
и корреспондируемая с
Понятие духовной культуры:
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
—
теоретизм, с ориентацией на истину
и созданием особого
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Содержанием культуры является вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть вкчючён в человеч. практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека. Вместе с тем духовная культура (идеи, теории, образы и т. д.) может существовать, сохраняться и передаваться гл.обр. в материальной форме, - в виде книг, картин и т. п. В культуре материя выступает в преобразованном виде, в ней опредмечиваются способности и сущностные силы человека.
Духовная
культура формирует личность - ее мировоззрение,
взгляды, установки, ценностные ориентации.
Благодаря духовная культура могут транслироваться
знания, умения, навыки, художественные
модели мира, идеи и т. д. от индивида к
индивиду, от поколения к поколению. Именно
поэтому чрезвычайно важна преемственность
в развитии духовной культуры. Ломка вековых
традиций, насилие над культурой, селективный
подход к культурному наследию ведут к
духовному оскудению народа, утрате нравственных
идеалов, формируют целые поколения людей,
не восприимчивых к культурноисторическому
наследию, не способных отличить временное
от вечного.
1.2
Современные сведения
о духовной культуре
в России.
По результатам исследования, проведенного социологами РАГС при Президенте РФ , на вопрос «Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее состояние духовной культуры нашего общества?», заданный 506 экспертам из 25 субъектов Российской Федерации (в качестве экспертов выступали работники театра и библиотек, музыканты, преподаватели средней и высшей школы, журналисты, члены творческих союзов и сотрудники управлений культуры), ответили «Как значительное возрождение» (2,6%), «Как частичное обновление на пути к возрождению» (41,9%), «Как застой» (12,1%), «Как засилье бескультурья» (33,8%). Остальные 9,6% ответили иначе или затруднились ответить.
Мнения «экспертов» разделились почти поровну: значит, добрая половина из них чувствует себя не так уж плохо. Правда, другая половина оценивает ситуацию как плачевную. Стакан полупуст или наполовину наполнен. Прислушаемся. На вопрос «Как Вы оцениваете изменения в культуре российского общества за годы реформирования (начиная с 1992 г.)?» около 9% отвечают «В основном положительно», около 42% - «В основном отрицательно», и 46% - «Отчасти положительно, отчасти отрицательно». Заметим, определенно отрицательных оценок почти в пять раз больше, чем определенно положительных. Что касается тех, кто оценивает изменения в культуре не однозначно, их мнения можно трактовать по-разному. Кое-что плохо, кое-что хорошо – это ведь верно о любом сколько-нибудь сложном явлении.
Если
в бочке меда есть ложка дегтя,
а в бочке дегтя - ложка меда,
то в обеих бочках есть и мед, и
деготь. Итак, на этот вопрос “эксперты”
дают скорее отрицательный ответ. Но
вот на вопрос “Если Вы отрицательно
оцениваете изменения в духовной
жизни, то, по Вашему мнению, способно ли
наше общество возродиться духовно
в обозримой перспективе?” “
Одни могут связывать духовность с возрастанием роли религии и церкви, другие, напротив, полагать, что прогресс культуры - это рост атеизма и “разоблачение поповщины” . И те, и другие думают, что именно их надежды сбудутся “в обозримой перспективе”. Так и растет уровень положительных ожиданий, хотя они могут исключать друг друга. Но если столь многие оценивают нынешнее состояние духовной культуры в России как упадок, откуда уверенность, что вот-вот случится подъем? Респондентов беспокоит низкий уровень общей культуры (61,5% “экспертов”, 53,8% “общей выборки”), нравственное состояние общества (51% “общей выборки”).
В
целом отношение общества к своей
нравственности, способности цивилизованного
общения, умению ценить и воспринимать
красоту, вообще – к своей культурной
причастности, скорее критично. Что
же мешает быть “духовнее” и “культурнее”?
Оказывается, причины упадка лежат
где-то в кругу “внешних” факторов.
Например, “эксперты” весьма критичны
по отношению к нынешней культурной
политике государства (59,3%), протестуют
против снижения государственных расходов
“на культуру” (74,7%), призывают не экономить
на культуре (79,4%), “активно бороться
с пошлостью и безвкусицей в массовой
культуре” (56,1%). Кто и как должен бороться
– не такой уж бином Ньютона, если вспомнить,
какой энтузиазм вызывает у многих граждан
идея о возвращении цензуры и административного
контроля над информационными потоками.
Наша “ духовность ” желает, чтобы власть
ее берегла, сытнее кормила, да чтобы пища
была получше.
Глава
3. Материальная культура.
Материальная культура – это культура, которая включает в себя предметы, явления, процессы, выполняющие (или выполнявшие) одновременно социально-производственную, социально-бытовую, потребительскую (в узком смысле слова) и информационную, знаково-символическую, эстетическую, ментальную функции.
Материальная культура подразделяется на:
—
производственно-
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Под материальной культурой традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «второй природой». Однако артефакты — лишь одна из граней объемного тела материальной культуры — продуктивно-предметная грань. Наряду с ней выделяют процессы, средства и способы создания и потребления названных продуктов — технологическую грань, а также техническую культуру самих создателей и потребителей предметного мира или его фрагментов — субъектную грань. Материальная культура имеет не только качественно разные грани, но и количественно различные срезы. Она может быть рассмотрена на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций.
Осмысление
предметной культуры осуществлялось человечеством
на разных уровнях и в различных
плоскостях, начиная с философских
экскурсов мыслителей античности, затрагивавших
прежде всего вопросы об исходных
началах материального мира или
о соотношении в нем пользы
и красоты, и кончая многочисленными
попытками практиков
Материальная культура служит цели удвоения человеком себя в предметном мире (К. Маркс). Человек трудится, прилагая к продукту труда свою человеческую меру, исходя из единства «меры вещи» и «меры человека». У духовной культуры существует лишь одна мера – человеческая. Материальная культура внутренне скрыто, латентно содержит в себе духовное.
Материальная
культура, в другом смысле слова, —
это человеческое «Я», переодетое в
вещь; это духовность человека, воплощенная
в форму вещи; это человеческая
душа, осуществленная в вещах; это
материализовавшийся и
В материальную культуру
Кроме того материальная
Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
Гармоничные отношения между
материально-техническими
Материальная культура – важнейший компонент культуры человеческого общества в целом. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации человека к природным и социальным условиям своего существования. Материальная культура возникла на самых ранних этапах антропогенеза, когда появилась необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей в пище, жилище, простейших орудиях труда, развивалась последовательно и постепенно в рамках общего культурно-исторического процесса.