Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:50, реферат
Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Понятие культуры................................................................................4
Глава 2. Духовная культура...............................................................................9
Понятие духовной культуры..........................................................9
Современные сведения о духовной культуре в России..............11
Глава 3. Материальная культура.......................................................................13
Глава 4. Взаимосвязь духовной и материальной культуры............................17
Заключение..........................................................................................................20
Спсисок литературы............................................................................................21
Для
каждой отдельной эпохи в длительной
истории человечества характерен свой
тип материальной культуры, отражающий
в основных чертах уровень развития
общества и его насущные потребности.
На каждом историческом этапе были
свои закономерности и особенности,
свои достижения в области материальной
культуры. Материальная культура человеческого
общества, культурных ареалов и отдельных
народов чрезвычайно многообразна, что
отражает богатство конкретного исторического
опыта.
Глава
4. Взаимосвязь духовной
и материальной культуры.
Материальная
культура вместе с цивилизацией образуют
основу духовной. Существенные изменения
в видах духовной культуры коренятся
в фундаментальных структурных
преобразованиях видов
Впечатляющим примером «трансмутационных» воздействий стилей архитектуры на стили живописи может служить эволюция форм конструктивизма в градостроительстве первой половины XX в. в направлении усиления функциональности (от Корбюзье – до Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ). Данная эволюция сопровождалась экспансией так называемого интернационального стиля, жестко подчинившего форму функции и односторонне воплотившего новую урбанистическую концепцию «дом – машина для жилья». Это, в свою очередь, повлекло за собой беспорядочное размножение и обмельчание художественных течений конструктивизма и профанирование технотронного искусства до уровня дадаизма.
Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.
Соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм «Иметь или быть?» считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. «Иметь» – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому «быть» - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.
Четкой демаркационной линии
отделяющей материальное от
Произведения материальной
Во многих вещах эти две
функции сочетаются, например в
архитектуре. И здесь многое
зависит от самого человека, поскольку
для извлечения неутилитарного
смысла из вещи необходим
Стоит заметить и то, что общечеловеческое
наиболее ярко и отчетливо
проявляется именно в
Заключение.
Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре — это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
Материальная культура – важнейший компонент культуры человеческого общества в целом. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации человека к природным и социальным условиям своего существования.
Духовнвная
культура - одна из сторон общей культуры
человечества, противопоставляемая
и корреспондируемая с
Материальная культура
вместе с цивилизацией образуют основу
духовной. Существенные изменения в
видах духовной культуры коренятся
в фундаментальных структурных
преобразованиях видов
Список литературы: