Материальная и духовная кулькура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:50, реферат

Описание

Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Понятие культуры................................................................................4
Глава 2. Духовная культура...............................................................................9
Понятие духовной культуры..........................................................9
Современные сведения о духовной культуре в России..............11
Глава 3. Материальная культура.......................................................................13
Глава 4. Взаимосвязь духовной и материальной культуры............................17
Заключение..........................................................................................................20
Спсисок литературы............................................................................................21

Работа состоит из  1 файл

Понятие культуры реферат.docx

— 44.46 Кб (Скачать документ)

       Для каждой отдельной эпохи в длительной истории человечества характерен свой тип материальной культуры, отражающий в основных чертах уровень развития общества и его насущные потребности. На каждом историческом этапе были свои закономерности и особенности, свои достижения в области материальной культуры. Материальная культура человеческого общества, культурных ареалов и отдельных народов чрезвычайно многообразна, что отражает богатство конкретного исторического опыта. 

       Глава 4. Взаимосвязь духовной и материальной культуры. 

       Материальная  культура вместе с цивилизацией образуют основу духовной. Существенные изменения  в видах духовной культуры коренятся  в фундаментальных структурных  преобразованиях видов материальной культуры, трансформациях цивилизации. При этом подвижные промежуточные  виды материально-духовной культуры передают через себя, «трансмутируют» импульсы указанных преобразований на «верхние этажи» духовной жизни. Так, смена базовых  художественных стилей зарождается, как  правило, первоначально в изменяющейся инфраструктуре непосредственной социальной среды, отображается в показательных  формообразованиях культурного (художественного) быта, проходит стадию архитектурных  перевоплощений, прежде чем проявиться в областях живописи, скульптуры, других разновидностей духовного художественного творчества.

       Впечатляющим  примером «трансмутационных» воздействий  стилей архитектуры на стили живописи может служить эволюция форм конструктивизма  в градостроительстве первой половины XX в. в направлении усиления функциональности (от Корбюзье – до Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ). Данная эволюция сопровождалась экспансией так называемого  интернационального стиля, жестко подчинившего форму функции и односторонне воплотившего новую урбанистическую  концепцию «дом – машина для жилья». Это, в свою очередь, повлекло за собой  беспорядочное размножение и  обмельчание художественных течений конструктивизма и профанирование технотронного искусства до уровня дадаизма.

       Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной –  важный момент. В смысле физического  выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная  и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности  в святом и вечном утверждают для  человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.

         Соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм «Иметь или быть?» считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. «Иметь» – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому «быть» - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.

         Четкой демаркационной линии  отделяющей материальное от идеального  в человеческой жизни и деятельности  установить невозможно. Человек  преобразует мир не только  материально, но и духовно.  Любая вещь имеет наряду с  утилитарной и культурную функцию.  Вещь говорит о человеке, об  уровне познания мира, о степени  развития производства, о его  эстетическом, а подчас и о  нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно «вкладывает» в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное.

         Произведения материальной культуры  помимо влияния на духовный  мир человека предназначены прежде  всего для удовлетворения какой-то  иной функции. К материальной  культуре относятся объекты и  процессы деятельности, главным  функциональным назначением которых  не является развитие духовного  мира человека, для которых эта  задача выступает как побочная.

         Во многих вещах эти две  функции сочетаются, например в  архитектуре. И здесь многое  зависит от самого человека, поскольку  для извлечения неутилитарного  смысла из вещи необходим некий  уровень, например эстетического  развития. «Духовность» вещи не  первосозданна, она заложена в  нее человеком и превращает  эту вещь в средство диалога  между людьми. Духовная культура  специально создается ради такого  диалога с современниками и  потомками. В этом ее единственное  функциональное назначение. Материальная  культура как правило, многофункциональна.

         Стоит заметить и то, что общечеловеческое  наиболее ярко и отчетливо  проявляется именно в материальной  культуре. Ее ценности, принципы  и нормы, оказываются более  долговечными, чем ценности принципы  и нормы духовной культуры. 
 

 

       Заключение.

       Человек создает и использует мир вещей  и мир идей, который вращается  вокруг него; и его роль — это  роль демиурга, роль творца, а место  его в культуре — это место  центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как  средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая  возникает, живет и развивается  вместе с человеком и которая  будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

       Материальная  культура – важнейший компонент  культуры человеческого общества в  целом. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации  человека к природным и социальным условиям своего существования.

       Духовнвная  культура - одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая  и корреспондируемая с культурой  материальной. В качестве духовнвной культуры выступают те явления, которые  связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психологической  деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство  и т.п.

       Материальная культура вместе с цивилизацией образуют основу духовной. Существенные изменения в  видах духовной культуры коренятся  в фундаментальных структурных  преобразованиях видов материальной культуры, трансформациях цивилизации. При этом подвижные промежуточные  виды материально-духовной культуры передают через себя, «трансмутируют» импульсы указанных преобразований на «верхние этажи» духовной жизни. 

       Список  литературы:

  1. Гуревич П.С / Культурология/ учебное пособие для вузов-1998г.-375с.
  2. Ионин А.Г / Социология культуры/ учебное пособие для вузов-1999г.- 508с.
  3. Кравченко А.И / Общая социология/ учебное пособие для вузов- 2002г.- 479с.
  4. Павленок П.Д / Социология/ учебное пособие для вузов- 2005г.-450с
  5. Багновская Н.М./ Культурология/ учебное пособие для вузов- 2005г.-367с.
  6. Казанцева С.А / Культурология/ учебное пособие для вузов- 2005г.- 289с.
  7. Касьянов В.В / Социология/ учебное пособие для вузов- 2000г.-478с.
  8. http://www.countries.ru/library/terms/mdc.htm
  9. http://kulturoznanie.ru/?div=dop_mater_duh_kult
  10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/432/КУЛЬТУРА

Информация о работе Материальная и духовная кулькура