Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 17:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить содержание медико-социальной работы и направлений в профилактике инфекционных заболеваний.
В соответствии с целью определяются следующие задачи:
Рассмотреть клиническое описание инфекционных болезней.
Раскрыть основное содержание медико-социальной работы с инфекционными больными и направлений профилактики инфекционных болезней;
Проанализировать статистические данные по распространенности инфекционных заболеваний .
Введение 3
ГЛАВА 1. КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Основные понятия. Причины возникновения инфекций
5
Механизм передачи инфекционных болезней. Классификация инфекционных заболеваний
9
Социально значимые инфекции в современном мире
16
ГЛАВА 2. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЬНЫМИ
Профилактика инфекционных болезней
19
Медико-социальная работа в учреждениях здравоохранения инфекционного профиля
22
Социальная работа с инфекционными больными
28
Нормативно-правовая база по работе с инфекционными больными
32
Анализ статистических данных по распространению инфекционных заболеваний
36
Заключение 41
Список литературы 44
В то же время при эпидемиологическом сходстве влияние гепатитов и ВИЧ-инфекции на здоровье людей различно. Так, очищение организма от ВИЧ (санация или полное излечение) практически не наблюдается, и в течение 20 лет после заражения ВИЧ погибают 95% зараженных. При заражении ВГВ 90%, а ВГС - не менее 20% зараженных лиц самостоятельно освобождаются от вируса. У тех лиц, у кого ВГС или ВГВ сохраняются длительно, смертельно опасные осложнения в течение 20 лет развиваются лишь у 2-5% [6]. При этом для развития осложнений к заражению вирусами, вызывающими гепатит, должны добавиться такие факторы, как алкоголизм и загрязнение окружающей среды.
Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний можно условно разделить на две большие группы – общие и специальные [11].
К общим относятся государственные мероприятия, направленные на повышение материального благосостояния, улучшение медицинского обеспечения, условий труда и отдыха населения, а также санитарно-технические, агролесотехнические, гидротехнические и мелиоративные мероприятия, рациональная планировка и застройка населенных пунктов и многое другое, что способствует успехам профилактики и ликвидации инфекционных болезней.
Специальными являются профилактические мероприятия, проводимые специалистами лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Планирование профилактических мероприятий и контроль за их выполнением осуществляют органы здравоохранения. Система профилактических мероприятий включает и международные меры, когда вопрос касается особо опасных (карантинных) инфекций.
При планировании и проведении профилактических мероприятий теоретически и практически обоснованным является их разделение на три группы: 1) мероприятия в отношении источника инфекции, направленные на его обезвреживание или устранение; 2) мероприятия в отношении механизма передачи, проводимые с целью разрыва путей передачи; 3) мероприятия по повышению невосприимчивости населения [9].
Существенную роль играют профилактические мероприятия, направленные на источник инфекции, которым при антропонозных заболеваниях является человек – больной или носитель возбудителей, а при зоонозных заболеваниях – инфицированное животное.
К этой группе профилактических мероприятий при антропонозах относятся диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия. Активное и полное выявление больных осуществляется на основе комплексной диагностики, включающей клинические, анамнестические, лабораторные и инструментальные исследования. При ряде инфекций (особо опасные инфекции, брюшной тиф, вирусный гепатит и др.) госпитализация выявленных больных обязательна. При других нозологических формах (дизентерия, корь, ветряная оспа и др.) при отсутствии эпидемиологических и клинических противопоказаний допускается изоляция больных на дому.
Профилактические
мероприятия в отношении
В природных очагах, где источником инфекции являются дикие животные, при необходимости численность их популяции путем истребления снижают до безопасного уровня, предотвращающего заражение человека.
В профилактике инфекционных болезней важным мероприятием является воздействие на второе звено эпидемического процесса — механизм передачи возбудителя. Передача заразного начала от больного здоровому происходит через внешнюю среду с помощью различных факторов (вода, пища, воздух, пыль, почва, предметы домашнего обихода), что и определяет многообразие профилактических мер воздействия.
В
настоящее время все
При кишечных инфекциях с фекально-оральным механизмом заражения (брюшной тиф, паратиф, дизентерия, холера) основными факторами передачи возбудителя служат пища и вода, реже - мухи, грязные руки, предметы обихода. В профилактике этих инфекционных болезней наибольшее значение имеют мероприятия общесанитарного и гигиенического плана и различные способы дезинфекции. Общесанитарными являются коммунально-санитарные мероприятия, пищевой, школьный и промышленный санитарный надзор, повышение уровня общей и санитарно-гигиенической культуры населения[27].
К профилактическим мероприятиям, воздействующим на пути передачи инфекционного начала, относится также дезинфекция, которая проводится в очагах инфекционных заболеваний, в общественных местах (вокзалы, транспорт, общежития, общественные туалеты) независимо от наличия инфекционной болезни.
Следующим путем борьбы с инфекционными болезнями является разработка мероприятий в отношении третьего звена эпидемической цепи — восприимчивого населения. Наряду с повышением общей неспецифической резистентности организма к таким мероприятиям относится специфическая профилактика, заключающаяся в создании искусственного иммунитета (активного или пассивного) против инфекционных болезней.
Для выработки искусственного активного иммунитета применяют вакцины (вакцинопрофилактика). Для создания искусственного пассивного иммунитета пользуются иммунными сыворотками (серопрофилактика).
Можно
сделать вывод, что содержание и
масштаб профилактических мероприятий
могут быть различными в зависимости от
особенностей инфекции, поражаемого контингента
и характера объекта. Они могут относиться
непосредственно к очагу инфекции или
касаться целого района, города, области.
Медико-социальная работа – это профессиональная деятельность междисциплинарного и межведомственного характера, предполагающая оказание комплексной помощи населению, медицинский компонент которой осуществляется медицинским персоналом всех уровней профессиональной подготовки и включает все современные достижения медицины в профилактике, диагностике, лечении заболеваний и дальнейшей реабилитации человека[7]. Социальный компонент медико-социальной работы представляет собой синтез образовательной, психологической, посреднической, юридической, экономической и бытовой помощи населению, нацеленной на профилактику социальных причин и следствий нарушения здоровья человека. Социальный компонент медико-социальной работы осуществляется широким кругом специалистов гуманитарной сферы – психологами, педагогами, юристами, специалистами социальной работы, социальными работниками и помощниками социальных работников, в том числе добровольными (волонтеры)[19].
Медико-социальная работа с инфекционными больными осуществляется на трех этапах: профилактическом, терапевтическом и реабилитационном[8].
Конкретизируя эти представления, предполагается, что профилактический этап должен включать в себя: выявление категорий населения, для которых в силу возрастных, профессиональных, культурных и иных факторов характерен повышенный риск заражения той или иной инфекцией; выявление социальных факторов и проблемных ситуаций, которые содержат в себе инфекционную угрозу для здоровья населения; информирование соответствующих служб о наличии групп риска, о сложившихся проблемных ситуациях, потенциально опасных для общественного здоровья или здоровья конкретных категорий людей; разработку и проведение информационно-просветительских программ, нацеленных на предупреждение инфекционных болезней, повышение у населения знаний, умений, навыков, необходимых для поддержания здоровья; проведение массовых мероприятий (вакцинация, диспансеризация и др.), способствующих профилактике и раннему выявлению заболеваний. Профилактический этап реализуется через учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Надо сказать, что межведомственное взаимодействие в этом вопросе пока не отработано, поэтому потенциал социальных служб в профилактической медико-социальной работе с населением используется не в полной мере.
Подобные позитивные перемены тоже начнут набирать обороты и в отечественном здравоохранении. Верным шагом в этом направлении является введение социальных работников непосредственно в штат многопрофильных больниц и специализированных клиник (онкоцентры, психиатрические, инфекционные, наркологические диспансеры и др.). Их роль заключается в осуществлении социальной терапии, представляющей комплекс следующих мер:
-
доврачебный прием, в целях
получения клиентом
-
защита прав на получение
- решение вопросов, связанных с оплатой медицинских услуг;
-
оказание психологической
- вовлечение семьи в процесс помощи клиенту;
-
предупреждение и разбор
-
привлечение внешних
-
обучение пациента необходимым
навыкам, облегчающим
-
планирование социального
- участие в принятии сложных «этических решений;
-
проведение диагностики
Этот список не претендует на исчерпывающую полноту мер социальной терапии, но дает ориентировочное представление о предназначении специалистов социальной работы и социальных работников в медицинских учреждениях, в том числе и инфекционного профиля.
Информация о работе Медико-социальная работа с инфекционными больными