Метод экспертной оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:15, реферат

Описание

Экспертный метод оценки в значительной мере может обеспечить объективность, многосторонность, комплексность и компетентность принимаемых решений.
Цель данной работы: рассмотреть метод экспертной оценки в социальном прогнозировании.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение
1. Метод экспертной оценки
1.1 Экспертные методы в социальном прогнозировании
1.2 Экспертный опрос
1.3 Метод «Дельфы»
2. Применение методов экспертной оценки в социальной работе
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

1. Метод  экспертной оценки

1.1 Экспертные  методы в социальном прогнозировании

1.2 Экспертный  опрос

1.3 Метод  «Дельфы»

2. Применение  методов экспертной оценки в  социальной работе

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Социальная  работа является объектом изучения различных  наук. Социология рассматривает социальную работу как явление общественной жизни. Методы социологии широко используются в деятельности социальных работников.

     При сборе первичной социологической информации для массовых опросов используются такие методы как анкетирование, интервьюирование. Их особенность заключается в том, что они направлены на выявление информации, которая отражает знания, мнения, ценностные ориентации и установки респондентов, их отношение к событиям, явлениям действительности.

     Однако, на практике часто возникает ситуация, когда выделить объект (носителя проблемы) очень сложно, и, следовательно, невозможно использовать объект в качестве источника  информации. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

     Чаще  всего такие ситуации связаны  с попыткой прогнозирования изменения того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной.

     Экспертный  метод оценки в значительной мере может обеспечить объективность, многосторонность, комплексность и компетентность принимаемых решений.

     Цель  данной работы: рассмотреть метод  экспертной оценки в социальном прогнозировании.

     Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 

1. Метод экспертной оценки

     1.1 Экспертные методы  в социальном прогнозировании

     Процесс исследования социального объекта  или явления путем распознавания  и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его  состояние и тенденции развития, называется социальная диагностика. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

     Способами, специальными приемами ведения социальной диагностики являются методы, которые условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы анализа диагностической информации, определения проблем.

     К методам первой группы относятся: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование и др. К числу второй группы относят: метод классификации; метод корреляции; метод сравнительного анализа проблем; метод контент-анализа; экспертные методы, ранжирования альтернатив; метод дифференциации и др.

     Под экспертными методами понимают комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений.

     Экспертные  методы в социальном прогнозировании  исходят из накопленного опыта, знания особенностей функционирования, жизнедеятельности  и развития объекта исследования.

     При формировании группы экспертов необходимо учитывать ряд критериев: род занятий, стаж работы, уровень и характер образования, опыт общественно-политической жизни, возраст и т.д. При отборе экспертов необходимо руководствоваться целями и задачами исследования.

     Факт  применения экспертных методов связан с исследованием перспектив развития потребностей и интересов личности или социальной группы, мотивов деятельности людей и их ценностных ориентаций.

     Осуществление экспертной оценки предполагает учет следующих состояний:

     - состояния отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической);

     - состояния любого его элемента (образования, медицины, культуры);

     - состояния его компонентов (студенческая  экономика, социальная защита  пенсионеров, инвалидов);

     - а также учет ряда обязательных положений методических требований.

     Экспертный  метод в своем осуществлении предполагает прохождение двух этапов:

     - оценка исходной ситуации;

     - анализ характера функционирования  социальных служб.

     Первый  этап включает в себя оценку следующих моментов:

     1) факторов, определяющих неудовлетворительное состояние;

     2) направлений, тенденций, наиболее  характерных для данного состояния  ситуации;

     3) особенностей, специфики развития  наиболее важных составных «частей» (отрасли, структуры, службы);

     4) наиболее характерных форм работы, средств, с помощью которых осуществляется деятельность.

     Второй  этап представляет собой анализ деятельности тех организаций, служб, которые осуществляют эту деятельность. В контексте социальной работы к таким организациям и службам можно отнести: государственные социальные службы; общественные фонды и организации; самодеятельные организации; благотворительность, спонсорство, частные инициативы и т.д.

     Среди экспертных методов можно назвать  следующие.

     Индивидуальные  прогностические  оценки экспертов – ведущих специалистов в данной области, основаны на предварительном получении информации от экспертов, опрашиваемых независимо друг от друга, с последующей обработкой полученных данных.

     К этим мeтoдaм мoжнo oтнecти мeтoды aнкeтнoгo oпpoca, интepвью и мeтoды «Дeльфи».

     Оcнoвныe пpeимyщecтвa мeтoдa индивидyaльнoгo экcпepтнoгo oцeнивaния cocтoят в иx oпepaтивнocти, вoзмoжнocти в пoлнoй мepe иcпoльзoвaть индивидyaльныe cпocoбнocти экcпepтa, oтcyтcтвии дaвлeния co cтopoны aвтopитeтoв и в низкиx зaтpaтax нa экcпepтизy. Глaвным иx нeдocтaткoм являeтcя выcoкaя cтeпeнь cyбъeктивнocти пoлyчaeмыx oцeнoк из-зa oгpaничeннocти знaний oднoгo экcпepтa.

     Методы  коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда эти методы называют методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов заключается в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками методов является сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивидуальным суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе. Мeтoды кoллeктивнoй paбoты включaют мeтoды «мoзгoвoй aтaки», «cцeнapиeв», «дeлoвыx игp», «coвeщaний» и «cyдa».

     Здесь особо отметим метод «мозговой атаки» - метод коллективной генерации идей. В мозговой атаке процесс генерирования новых идей и аналитической оценки этих идей разделены в пространстве и во времени и, как правило, выполняются отдельными группами экспертов. Предпосылкой мозговой атаки является предположение, что чем больше идей и чем они разнообразнее по качеству, тем больше шансов, что среди них окажутся необходимые идеи.

     В ходе мозговой атаки обсуждение строится таким образом, чтобы стимулировать  творческую активность участников, обеспечить их взаимовлияние, вызвать своеобразную «цепную реакцию идей» и тем самым добиться получения качественно новой информации. Фазы мозговой атаки: генерация идей, уточнение и оценка. Эти фазы поочередно переходят одна в другую.

     Основные  принципы организации мозговой атаки: принцип отложенного обсуждения и принцип активизации креативного мышления.

     Ключевое  звено организации работы экспертов  при мозговой атаке – запрет на критику любого мнения, оценки или  рекомендации, высказанных во время  обсуждения, поскольку иногда оптимальное решение может не быть предложено из-за боязни его автора услышать критику в свой адрес.

     Критика и дискуссия имеют место в  течение фазы оценивания и при  голосовании, когда участники просматривают  список идей, чтобы вычеркнуть все неуместные предложения или идеи, которые не могут быть реализованы. Поиск оптимального решения поставленной проблемы достигается путем конкуренции идей.

     Количество  участников мозгоатакующего совещания  не должно превышать 12 – 14 человек. Существенную роль в проведении мозговой атаки играет ведущий, который выполняет функцию обеспечения творческой атмосферы и недопущения критики. Заседание состоит из нескольких сеансов, продолжительностью до 45 минут. Выступление одного участника не должно превышать 1-2 минуты. Все выступления стенографируются или записываются с помощью технических средств. Кроме того, используются интуитивные методы, опирающиеся на мнения ведущих специалистов и т.д. 

1.2 Экспертный опрос

     В настоящее время, когда постоянно  возрастает количество и значение специализированных знаний в социальной жизни, метод опроса экспертов получает все большее распространение.

     Эксперты  выступают как источники уникальной информации по многим важным проблемам  общественной жизни; как специалисты, способные компетентно оценить те или иные социальные явления и управленческие решения; как генераторы новых идей и предложений по практическим преобразованиям в той или иной сфере социальной жизни. Но в конечном итоге, ценность и важность информации предоставленной экспертом, зависит от умелого, методически грамотного проведения экспертного опроса квалифицированным социологом.

     Экспертный  опрос — это разновидность опроса, в ходе которого опрашиваются профессионалы, специалисты в определенной сфере знаний или области деятельности. В качестве экспертов выступают лица, обладающие специфической компетентностью относительно определенной сферы социальной жизни и, в то же время, занимающие позицию стороннего наблюдателя.

     Основная  отличительная особенность экспертного  опроса по сравнению с другими видами опроса состоит в том, что опрашиваемый (эксперт) является не объектом исследования, а своего рода участником исследования. Социолога в первую очередь интересуют те факты и оценки, которые сообщает эксперт, а не факторы, которые повлияли на формирование этих мнений и оценок у конкретного эксперта.

     Методика  проведения экспертного опроса существенно отличается от методики проведения массового опроса. Массовые опросы, как правило, анонимны. В экспертном опросе анонимность исключается, эксперт должен быть полностью осведомлен о задачах исследования, которые он призван помочь решить.

     Этапы экспертного опроса:

     1. Разработка концептуальной схемы  и программы исследования.

     2. Концептуальная схема - перечень  факторов, оказывающих воздействие на исследуемый объект; имеющиеся гипотезы об их взаимодействии. То обстоятельство, что эксперты являются специалистами, не должно снижать требований к тщательной разработке программных и опросных документов.

     3. Разработка исследовательского  инструментария.

     4. Подбор экспертов.

     5. Организация работы экспертов.

     6. Предъявление вопросов в устной  или письменной форме.

     7. Снабжение экспертов как необходимой  первичной, так и дополнительной  информацией; информационное обеспечение  экспертов – важная сторона  деятельности организаторов экспертизы, целесообразно довести до сведения экспертов всю имеющуюся у организаторов опроса информацию по исследуемой проблеме.

     Часто программа исследования и особенно его концептуальная схема, доводится  до экспертов с целью оптимизации их деятельности. Если эксперт принимает решение или проводит оценивание в условиях дефицита информации, это может негативно повлиять на результаты его деятельности. Следует учитывать также различную лабильность экспертов по отношению к новой для него информации. Время усвоения и оценки новой информации в значительной мере зависит от формы подачи этой информации, в частности от ее доходчивости и компактности.

Информация о работе Метод экспертной оценки