Метод экспертной оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 10:15, реферат

Описание

Экспертный метод оценки в значительной мере может обеспечить объективность, многосторонность, комплексность и компетентность принимаемых решений.
Цель данной работы: рассмотреть метод экспертной оценки в социальном прогнозировании.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение
1. Метод экспертной оценки
1.1 Экспертные методы в социальном прогнозировании
1.2 Экспертный опрос
1.3 Метод «Дельфы»
2. Применение методов экспертной оценки в социальной работе
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

     8. Выработка экспертами оценок, суждений  и предложений, фиксирующих их  мнение.

     9. Согласование этих оценок, если стоит задача выработки группового решения.

     10. Сбор и обработка результатов.

     Основной  инструментарий экспертного опроса – анкета или бланк-интервью, таким образом, процедура опроса может заключаться либо в анкетировании, либо в интервьюировании экспертов.

     При его составлении некоторые технические  и методические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической  аудитории, как эксперты. Так, например, нет никакой нужды применять  в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента.

     Более того, использование подобных приемов  может нанести заметный ущерб  качеству экспертной оценки. Эксперт  в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования, и попытка скрыть от него цель исследования, превратив таким образом в пассивный источник информации, чревато потерей его доверия к организаторам исследования.

     Выделяют  основные функции экспертного опроса:

     - прогноз тенденций развития явлений  и процессов социальной действительности;

     - оценка степени достоверности  данных массовых опросов.

     Программа прогнозного опроса экспертов носит  преимущественно концептуальный характер. В программе, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода.

     Процедуры опроса экспертов различаются как  по форме общения с экспертом, так и по способу постановки ему  вопросов. К ним относятся: индивидуальные и групповые, очные и заочные (почтовый опрос, телефонное интервью), открытые и закрытые опросы.

     При выборе конкретной процедуры опроса необходимо учитывать не только реальные ограничения на процесс проведения экспертизы, но и достоинства и  недостатки этих процедур. Так, например, очные опросы более предпочтительнее заочных по информативности, так как позволяют исключить возможное неправильное истолкование экспертом вопросов анкеты. Более того, при заочном опросе эксперт вообще может не дать ответа на некоторые вопросы ввиду их непонимания, хотя при очном опросе это затруднение может быть оперативно устранено за счет переформулировок и уточнений поставленных вопросов.

     При использовании экспертных методов  большое значение следует уделять  характеру интерпретации полученных результатов, созданию обстановки свободного и делового обсуждения и выработке рекомендаций по исследуемой проблеме. Учитывание этих моментов во многом зависит от уровня компетентности экспертов по социальным, профессиональным проблемам: от рейтинга экспертов (в утвердившемся общественном мнении, в должностном статусе и т.д.); от компетентности экспертов при определении основного мнения, оценки. Чем больше в экспертной группе присутствует специалистов разного профиля, тем более надежного и достоверного прогноза сможет она добиться.

     Одна  из форм экспертного опроса – обмен мнениями. Он предполагает одновременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где происходит выявление доминирующей позиции по интересующему исследователя вопросу.

     Итак, использование экспертного опроса позволяет решить ряд задач, не решаемых другими методами. Тем не менее, использование  данного метода имеет определенные недостатки, которые необходимо учитывать  при разработке методики экспертного  опроса. 
 

     Таблица 2 - Преимущества и недостатки экспертного опроса

Особенности Преимущества Недостатки
Эксперт – компетентный специалист в изучаемой  области Возможность получения полной, достоверной информации Опасность завышения  ценности информации
Эксперт - активный участник исследования, осведомленный о целях и задачах Конкретная  информация, которая не только описывает  изучаемые явления, но и позволяет  построить объяснительные гипотезы Возможность намеренного искажения фактических  данных
Количество  экспертов меньше, чем число респондентов в массовом опросе Возрастает  возможность контроля за ходом процедур сбора данных Возрастает  вес ответа каждого эксперты и  влияние его односторонней позиции.

Рост числа  экспертов может привести к повышению  числа некомпетентных, ошибочных суждений

Возможность использования методик интенсивного участия в исследовании (т.к. небольшое  число опрашиваемых) Получение неординарной информации, новых идей, решений Вероятность ошибок при организации сложных  процедур экспертизы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Метод «Дельфы»

Особое внимание, из группы экспертных методов, хочется  обратить на метод «Дельфы» (дельфийской  техники), т.к. это один из наиболее распространенных методов экспертной оценки будущего, т.е. экспертного прогнозирования.

Методы коллективной работы экспертов, наряду со значительными преимуществами обладают рядом недостатков, прежде всего связанных с воздействием (не всегда желательным или контролируемым) экспертов друг на друга. «Метод Дельфи» - индивидуальный опрос в несколько туров – решает проблему взаимного влияния экспертов путем полного отказа от личных контактов между участниками опроса.

Процедура экспертного  опроса по методу Дельфи включает в  себя несколько туров итераций, каждая из которых начинается с индивидуального  письменного опроса и завершается машинной обработкой полученных данных.

1-й тур:

- эксперты  высказывают свои мнения без  какой-либо аргументации;

- анкеты возвращаются  организаторам;

- результаты  обрабатываются и представляются  в обобщенном и деперсонализированном  виде экспертам на 2-ой тур.

В качестве показателя группового мнения обычно используется значение центра распределения –  медианы. Медиана является удобной  характеристикой центра распределения  случайных величин с несимметричным распределением, т.к. она мало чувствительна к крайним значениям выборки.

2-й тур:

- эксперты  получают обобщенные результаты 1-го тура и с учетом дополнительной  информации, могут изменить свою  прежнюю оценку;

- эксперты  высказывают мнения с обоснованием  своей точки зрения;

- анкеты возвращаются организаторам;

- анализируются  и обобщаются полученные результаты, аргументация включается в дополнительную  информацию, которая сообщается  экспертам в следующем туре. Кроме  того, мнения, которые существенно  отличаются от усредненного, также  сообщаются экспертам с соответствующей аргументацией.

3-й тур:

- эксперты  рассматривают перечень событий  «групповой медианы», анализируют  аргументы и дают новые оценки.

Как правило, после 3-го или 4-го тура ответы экспертов  перестают существенно изменяться, что является основанием для прекращения опроса и принятия результатов последнего тура в качестве коллективного мнения, рекомендации или решения.

Преимущества  «Метода Дельфи»:

- анонимность  (у экспертов существует возможность  менять свое мнение, не объявляя  об этом публично, не соглашаться с «авторитетами»). Анонимность метода «Дельфы» позволяет оградить специалистов от эмоционального давления оппонентов и авторитетов.

К тому же обработка  результатов экспертного опроса (анкет, опросных листов) осуществляется по специальным методикам с привлечением математического аппарата, что также способствует большей конфиденциальности данной методики.

- использование  результатов предыдущего тура;

- возможность  статистической обработки данных;

- позволяет  выявить степень согласованности мнений экспертов.

Достоинством  метода «Дельфи» является использование  обратной связи в ходе опроса, что  значительно повышает объективность  экспертных оценок.

Недостатки  «Метода Дельфи»: значительные затраты  времени на проведение опроса.

Таким образом, метод Дельфи, используя преимущества коллективного обсуждения проблемы, в то же время позволяет исключить из процесса личностные факторы, не связанные с существом обсуждаемого вопроса (личная симпатия или неприязнь, давление мнений наиболее авторитетных экспертов и т.п.). 

 

2. Применение  методов экспертной оценки в  социальной работе 

В последние  годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с клиентом стала экспертная оценка – социальный диагноз, которая предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи. Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальный работник стремится выявить характер и суть его потребностей и проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или у его окружения.

Экспертная  оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи  и ее взаимодействие с социальным окружением.

Рассмотрим  экспертный метод исследования диагностической  информации, который предполагают привлечение к проведению диагностического анализа широкого круга специалистов, включая аналитиков из смежных областей деятельности.

Например, диагностика  уровня психического здоровья детей, их интеллектуального статуса может  включать в себя материалы экспертных заключений психотерапевтов и психиатров.

Для проведения педагогического консилиума по поводу поведения и учебы подростка  в реабилитационном учреждении очень  полезными могут быть заключения экспертов — узко профильных врачей.

В практике работы территориальных служб социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов используются экспертные заключения юристов-консультантов, психотерапевтов  и др.

Использование экспертных методов особенно целесообразно  тогда, когда дополнительную диагностическо-аналитическую информацию больше негде получить.

В социономической  практике следует отдавать предпочтение тем экспертам, которые непосредственно  связаны с исследуемым объектом или явлением. В случае получения  в ходе диагностики нескольких возможных вариантов решения конкретной социальной проблемы могут применяться такие экспертные методы, как парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив.

Метод парных сравнений предполагает, что эксперту последовательно предъявляют пары альтернативных решений. Он после их изучения предлагает для каждой пары соответствующие варианты решений, которые затем ранжируются по степени предпочтительности для принятия решения. При наличии значительного количества возможных вариантов решения социальной проблемы можно использовать и экспертный метод множественных сравнений. В этом случае экспертам последовательно предъявляются тройки, четверки и т.д. альтернативных вариантов (проектов) решения, а они отдают предпочтение одному из вариантов. Метод ранжирования альтернатив предполагает предоставление эксперту всего многообразия вариантов решения проблемы, полученных в ходе диагностического исследования, а он ранжирует их по степени наибольшей предпочтительности и называет наиболее крайние по содержанию варианты, которые исключаются. Затем оставшиеся варианты вновь ранжируются и эксперт опять исключает крайние варианты. Так продолжается до получения определенного варианта. В Энциклопедии социальной работы приводятся вопросы, на которые необходимо ответить социальному работнику:

- Кто является  клиентом? Каковы его демографические  характеристики и стадия развития  жизненного цикла?

-Какие проблемы  беспокоят клиента, социального  работника, людей из социального  окружения клиента?

Информация о работе Метод экспертной оценки