Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:28, курсовая работа
Цель данной работы – дать анализ социальной структуре современного российского общества.
Задачи данной работы:
1) рассмотреть историю возникновения классов;
2) дать определение понятиям «социальная стратификация» и «социальные классы»; раскрыть их сущность;
3) раскрыть сущность классовой структуры;
4) проанализировать социальную структуру общества постсоветской России;
5) проанализировать средний слой российского общества;
Введение 3
1. Теоретический и методологический аспект анализа социальной классовой структуры общества 5
1.1 История возникновения классов 5
1.2 Понятие и сущность социальной стратификации и социальных классов 7
1.3 Классовая структура: проблемы методологии анализа 13
2. Социологический анализ социальной структуры современного российского общества 15
2.1 Социальная структура общества постсоветской России 15
2.2 Средний слой российского общества 19
2.3 Рабочий класс как объект социологического анализа 21
Заключение 24
Список литературы 25
Проблематика исследований «середины общества» несет в себе важный социальный смысл. Это и поиски действительно прочных основ стабильности, и определение наиболее приемлемых социальных перспектив общества. При общем понимании важности этой проблемы сложились различные теоретико-методологические подходы, направления эмпирических исследований, каждый из которых вносит свой вклад в определение путей решения этой проблематики. В многообразном дискурсе очевидны два направления анализа, два среза этой «середины» - средний класс и средние слои. Они тесно переплетаются между собой, чему есть немало оснований. Неразрывность (по крайней мере, на данном этапе) этого переплетения, зачастую означающая неразрешенность многих методологических проблем, каждый раз при возобновлении дискуссий о среднем классе / средних слоях заставляет обращаться к ряду моментов.
Прежде всего, следует отметить притягательность в целом идеи «срединности», «центризма», «среднего человека» - одной из наиболее популярных в противоречивых трансформационных процессах. Ценность ее в том, что в ней воплощена идея нормы в раздираемом крайностями обществе. И в этом контексте остается актуальным подход к пониманию среднего класса в российских условиях, который Ю. Левада обозначил как проблему «среднего человека». Согласно этому подходу, средний класс как таковой в российском обществе «невозможен» потому, что нет структуры, формирующей целостность общества и, соответственно, сообщающей ему «динамическую устойчивость» благодаря объединению в одно целое «людей разных профессий, слоев и состояний». Но есть «середина» общества, которая сохраняется несмотря ни на что.
Ставится вопрос: «Что мы изучаем - средний класс (средние классы) или средние слои?» Под средними слоями обычно понимаются социальные группы, которые в стратификационном делении общества занимают срединное, промежуточное положение между верхами и низами общества. Иными словами, средние слои - все те разнородные группы, которые заполняют социальное пространство в границах между элитой, «богатыми», с одной стороны, и бедными, андерклассом, «социальным дном» - с другой.
Проблематика средних слоев и среднего класса по-прежнему занимает центральное место в социологическом дискурсе середины общества. Уникальную возможность рассмотреть одну из сторон этой взаимосвязи предоставило исследование Института комплексных социальных исследований РАН «Изменяющаяся Россия: формирование новой системы стратификации». В исследовании предприняты 2 методологических шага - выделение слоев по индексу уровня жизни и среднего класса.
Критериями отнесения
к среднему классу определены характеристики
социально-профессионального
Средний класс и средние
слои - общее и особенное. Именно
от границы средних слоев (точнее,
начиная с примыкающего к ним
слоя бедных) появляются группы, которые,
согласно методологии и методике
исследованиях, составляют средний класс5. В средних слоях эти группы
занимают достаточно заметное место, и
эта доля нарастает постепенно от нижнего
среднего слоя к верхнему. Причем на границе
нижнего и срединного средних слоев ощутим
довольно существенный перелом в пользу
преобладания в составе слоя представителей
среднего класса.
Одна из видных разработчиков социоструктурных проблем, З.Т. Голенкова, занимает гибкую позицию. Суть ее в том, что рабочий класс в России и существует, и не существует. С одной стороны, проф. Голенкова неоднократно и совершенно верно отмечает, что «прежние социальные группы» - рабочий класс, крестьянство, интеллигенция - сохранились и реально, и в массовом сознании, что они составляют основу социальной структуры современного российского общества, хотя изменились их роль в обществе и количественные показатели6. В данном контексте важно другое: существуют ли в России рабочий класс, равно как крестьянство и интеллигенция? Возникает вопрос о положении и состоянии рабочего класса. И тотчас мы сталкиваемся с потоком негативных характеристик происходящих с ним изменений - как объективных, так и субъективных.
Рабочий класс России находится в бедственном положении. Он не является классом-гегемоном, да и сопротивляемость, способность отстаивать свои интересы у него слабы. Слабости, присущие рабочему классу и рабочему движению в наши дни, в значительной степени коренятся в особенностях советского строя.
На базе государственной
собственности в СССР сохранился
и вырос рабочий класс, однако
гражданская война, последовавшая
разруха и индустриализация коренным
образом изменили его субстратный
состав: большинство рабочих составили
выходцы из деревни. Сохранилось, но
стало кооперированным
Ныне широко распространено мнение, что советское общество было бесклассовым. Опровергая эту точку зрения хочу подчеркнуть, что классы в советском обществе были специфическими, причем на их положение и состояние воздействовали противоречивые факторы. Так, десятилетиями декларировавшаяся ведущая роль рабочего класса все больше превращалась в фикцию, что само по себе стало причиной социально-политической и морально-психологической его деградации. Постепенно этот класс перестал быть сколько-нибудь активной политической силой, стал объектом попечительства и демагогии, утратил субъектную форму жизнедеятельности.
Негативные характеристики
и рабочего класса, и крестьянства,
унаследованные от развитого социализма,
сохранились. Но в сельском хозяйстве
пока еще преобладает общественное
производство, соответствующее
Большинство трудовых коллективов,
прежде всего те из них, которые охватывают
рабочий класс и
В действительности перед
нами специфический продукт
Рабочий класс России находится в состоянии социальной дезориентации, растерянности. В обществе насаждается и бытует огромное количество социальных иллюзий, маскирующих усиливающуюся эксплуатацию рабочего класса, других слоев населения. Рабочий класс полностью лишен экономической свободы, самостоятельности в трудовой сфере7.
Классовая структура - атрибут капиталистического общества, результат конвертирования экономических процессов воспроизводства капитала в социальные процессы его неравного распределения8. Если в России уже есть частная собственность на средства производства, есть свободный рынок труда и капиталов, то здесь есть и классовая структура, хотя можно спорить о степени ее зрелости и национальных особенностях. Если же есть таковая структура, то необходим и классовый анализ как теоретический инструмент ее интерпретации.
Большинство социологов считает,
что при рассмотрении классовых
различий достаточно использовать понятия
«высший класс», «средний класс», «рабочий
класс» и «низший класс». Они вполне
соответствуют объективным
Социальное пространство
имеет несколько срезов. Один из
них представлен классовой
Классы - это социальные поля, различающиеся своим отношением к капиталу. Качественной особенностью классовой структуры является то, что ее составляют отношения, возникающие между трудом и капиталом. Ядро этих отношений - процесс купли-продажи рабочей силы в широком смысле этого слова. Классовая структура формируется по одному критерию - отношению к капиталу.
1 Кравченко А.И. Основы социологии. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 384 с.
2 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М.: Гардарики, 2000. – 512 с.
3 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
4 Заславская Т.И. О социально-трансформационной структуре российского общества // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 32-41.
5 Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России // Социологические исследования. 1998. № 7. С.
6 Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 44-53.
7 Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 29-36.
8 Ильин В.В. Классовая структура: проблемы методологии анализа // Рубеж (альманах социальных исследований). 2000. № 15. С. 86-109.