Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:29, контрольная работа
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку, выявить степень действенности различных форм и методов, выявить тенденции политической ситуации.
Регулярно проводимые социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными.
Введение………………………………………………….3
- Подготовка социологического исследования……………………… ..4
- Программа и этапы социологического исследования. Теоретико-методологические основы социологического исследования………...5
- Общие требования к программе………………………………………….9
- Методы сбора данных
- Анализ существующих данных…………………………………………11
- Методы анализа документов. Традиционные подходы………….........14
- Количественный анализ (контент-анализ)……………………………..15
- Наблюдение……………………………………………………………....16
- Массовый опрос. Интервью и анкетирование…………………………19
- Фокус группы…………………………………………………………….23
- Экспериментальный подход………………………………………….....24
- Заключение……………………………………………………………...28
- Люди, занимавшиеся этой проблемой……………………………….29
- Список использованной литературы……………………………...…30
Федеральное агентство по образованию
Сочинский государственный университет
Туризма и курортного
дела
Контрольная работа
По дисциплине Социология
Тема: Методология и методика эмпирического
Содержание
-Введение………………………………………………….3
- Подготовка социологического исследования……………………… ..4
- Программа и этапы социологического исследования. Теоретико-методологические основы социологического исследования………...5
- Общие требования к программе………………………………………….9
- Методы сбора данных
- Анализ существующих данных…………………………………………11
- Методы анализа документов. Традиционные подходы………….........14
- Количественный
анализ (контент-анализ)……………………………..
- Наблюдение……………………………………………………
- Массовый опрос. Интервью и анкетирование…………………………19
- Фокус группы…………………………………………………………….
- Экспериментальный подход………………………………………….....24
- Заключение……………………………………………………
- Люди, занимавшиеся этой проблемой……………………………….29
- Список использованной
литературы……………………………...…30
Социологическим исследованием называют нередко любой анкетный опрос или же сбор статистической информации. На самом деле непросто ответить на вопрос, что представляет собой конкретная работа, подлинно ли это научное исследование или только подступы к нему.
В общем плане можно сказать, что это смесь теоретических и эмпирических процедур, посредством которых возможно получение новых сведений об изучаемом объекте.
Проведение социологических исследований вызывается объективными причинами. Объективные причины связаны, как правило, с необходимостью принятия управленческих решений, направленных на то, чтобы перевести объект управления из одного состояния в другое, более соответствующее задачам развития.
Какое управленческое решение выбрать, как добиться максимальной эффективности при минимальных затратах, наконец, соответствует ли намечаемое решение мнениям и пожеланиям людей , составляющих управленческую систему, - все эти вопросы приходиться решать в условиях дефицита информации. Дефицит информации во многих случаях можно преодолеть путём социологического исследования.
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку, выявить степень действенности различных форм и методов, выявить тенденции политической ситуации.
Регулярно проводимые социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными.
Результаты социологических исследований имеют и большую управленческую ценность, диагностическое значение. Они позволяют обеспечить органы управления надёжной информацией.
Таким
образом, широкое использование социологических
исследований способствует более глубокому
изучению социальных процессов и явлений
и позволяет избегать умозрительных заключений
и оценок в какой-либо работе.
Подготовка
социологического исследования
Социологические исследования требуют тщательной, глубоко продуманной подготовки. Можно считать, что надёжность , а значит и ценность информации, полученной в результате проведённого исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку.
Подготовка социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо позаботиться о надёжной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей имеющих вкус к осмыслению социальных явлений и процессов, к анализу социальных данных. Надо также предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, в этап собственно социологического исследования можно вступать, если есть уверенность, что весь объём подготовленных работ выполнен в соответствии с предъявляемым к ним требованиями.
Предназначение
любого социологического исследования
- анализ таких проблем, которые имеют
не второстепенное, а ключевое значение
для социальной практики. Предмет социологического
изучения должен отличаться выраженной
актуальностью, иметь тесную связь с жизнью,
с характером решаемых в современных условиях
задач и, кроме того, отвечать потребностям
не только сегодняшнего, но и завтрашнего
дня.
Программа и этапы социологического исследования.
Теоретико-методологические основы социологического
исследования.
Программа исследования - это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых - представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.
Программа социологического исследования включает: методологическую часть - формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическую часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.
Этапы социологического исследования:
Формулировка и обоснование проблемы. В исследовании социальная проблема выступает как проблема <знания о незнании> определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую технику или политического рейтинга главы государства, превышения эмиграции над иммиграцией и т.п.
В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологические и предметные. Гносеологические проблемы порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов. Предметные проблемы - проблемы, порожденные столкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества. По масштабам проблема может быть общенациональной, региональной или местной.
По глубине описания объективных противоречий различают проблемы, затрагивающие одну сторону социального явления (например, отношение сельских жителей к частной собственности на землю), и проблемы, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотношений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы распределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты).
Определение цели, объекта и предмета исследования. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Предмет исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
Анализ основных понятий. В этом разделе программы рассматриваются основные понятия, в которых описывается социальная проблема, уточняется их смысл (выделяются существенные свойства и признаки явлений и процессов, охватываемых содержанием понятий), последний интерпретируется, переводится на язык поддающихся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей. Затем определяются методы и процедуры регистрации свойств и явлений, существенных для установления ожидаемых фактов - инструментарий исследования. Параллельно формулируются рабочие гипотезы.
Все вышеупомянутое входит в методологическую часть программы социологического исследования.
В методическую часть программы социологического исследования включаются характеристики методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); структура применяемого методического инструментария, указывающая, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок вопросов. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.
В разработке программы социологического исследования, пожалуй, самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является создание теоретической модели предмета исследования (ТМПИ). Теоретическая модель предмета исследования представляет собой систему понятий, соединенных определенным образом, в соответствии с гипотезой о их взаимосвязях, взаимозависимости. Теоретические связи, выстраивающиеся между так называемыми абстрактными объектами, имеют разный характер и разную силу.
Теоретическая модель предмета исследования - основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоминает план города, без которой турист бессмысленно блуждает в лабиринте улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое а) одни понятия с другими, б) одни факты с другими фактами, наконец, в) факты и понятия между собой. Прежде всего она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.
Итак,
центральным моментом разработки программы
исследования выступает создание теоретической
модели.
Общие требования к Программе
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования