Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:29, контрольная работа
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку, выявить степень действенности различных форм и методов, выявить тенденции политической ситуации.
Регулярно проводимые социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными.
Введение………………………………………………….3
- Подготовка социологического исследования……………………… ..4
- Программа и этапы социологического исследования. Теоретико-методологические основы социологического исследования………...5
- Общие требования к программе………………………………………….9
- Методы сбора данных
- Анализ существующих данных…………………………………………11
- Методы анализа документов. Традиционные подходы………….........14
- Количественный анализ (контент-анализ)……………………………..15
- Наблюдение……………………………………………………………....16
- Массовый опрос. Интервью и анкетирование…………………………19
- Фокус группы…………………………………………………………….23
- Экспериментальный подход………………………………………….....24
- Заключение……………………………………………………………...28
- Люди, занимавшиеся этой проблемой……………………………….29
- Список использованной литературы……………………………...…30
Можно выделить несколько типов социальных явлений могущих стать объектами наблюдения: отдельные действия индивидов и групп; деятельность в целом; значения действий; участники действий; зависимости между индивидами и группами; окружение (обстановка).
Виды наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4 вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник и полностью наблюдатель.
- Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как её полноправного члена. Роль наблюдателя не известна членам группы.
- Ситуация “участник как наблюдатель” характеризуется включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.
- Ситуация “наблюдатель как участник” означает, что наблюдатель - прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником.
- И наконец в позиции полного наблюдения исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдением.
Процедура наблюдения. Процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов: формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач; определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений; подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления; запись результатов наблюдения; анализ и интерпретация данных; подготовка отчётов и выводов по итогам исследования.
Главное достоинство этого метода состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений, И, наконец, относительная дешевизна - важный атрибут, присущий этому методу.
Среди
недостатков следует отметить качественный
(не количественный) характер выводов,
которые можно получить в результате наблюдения.
Метод редко может быть применён к наблюдению
больших совокупностей и большого количества
событий. Однако, наиболее крупный недостаток,
связан с возможностью привнесения определённой
доли субъективности в существо метода
и меньшими, чем в других случаях, возможностями
широкого обобщения результатов исследования.
Массовый
опрос. Интервью и анкетирование.
К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменён никаким другим. Методом опроса может быть получена информация о поведении людей и различные фактологические сведения.
Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (обычно его называют интервьюеров, реже анкетёром) с совокупностью людей (респондентов) в форме опросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одно стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.
Выбор вида опроса определяется целями исследования и организационно-экономическими возможностями реализации данной исследовательской стратегии, а также требованиями к достоверности и надёжности искомой информации. В зависимости то того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с опрашиваемым, различаются две основные ы формы опроса: интервьюирование и анкетирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно читает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задаёт вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.
Виды интервью. Различаются несколько видов интервью в зависимости от того, насколько стандартизирована ситуация беседы, т.е. насколько жёстко и подробно разработаны для интервьюера правила установления контакта с респондентом, последовательность вопросов и их формулировка, возможности в ходе беседы принимать собственные методические решения. Степень стандартизации интервью определяется целями исследования, характером ожидаемой информации и объёмом выборки.
Стандартизированное (формализованное) интервью с закрытыми вопросами используется, когда исследователь планирует опрос больших совокупностей людей, когда содержательная структура исследуемой проблемы чётко определена и адаптирована к уровню обыденного сознания опрашиваемых. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от разработанного стандартного плана беседы со стороны как респондента, так и интервьюера.
Направленное, фокусированное, глубинное интервью - следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. План такого интервью предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно рассмотреть во время беседы. Однако последовательность и формулировка вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации., индивидуальных особенностей опрашиваемого. Цель интервью - “сфокусировать” внимание респондента на обсуждаемой проблеме, явлении, его следствиях и причинах.
Свободное интервью предполагает предварительную разработку основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов, их последовательность складываются в процессе интервью и определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого. Ответы респондента фиксируются с максимальной полнотой.
КАПИ (CAPI) методика - это интервью с применением технических средств, при проведении опросов. Такая методика связана с использованием вместо анкет, напечатанных на бумаге, ”электронных” анкет - текст анкеты считывается с экрана портативного компьютера.
Телефонное интервью. Основными его достоинствами является оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера (если их работа организована с специально оборудованном офисе).
Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По способу распространения анкет выделяют: раздаточную анкету (раздаётся респондентам самим анкетёром); почтовый опрос (рассылается по почте); Интернет-опрос (анкета доставляется через Интернет) и прессовой (публикуется в газетах и журналах). Кроме того, интервью может проводиться дома, на работе, в целевых аудиториях. Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.
Примером группового анкетирования могут служить опросы школьников в классах. Основное достоинство группового анкетирования связано с организованной доступностью и оперативностью опроса.
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Почтовый опрос - также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны - низкий процент возврата без применения специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки.
Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналисткой практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет.
Интернет-опрос. Неоспоримыми достоинствами этого метода является возможность в короткие сроки опросить многие тысячи и, возможно, миллионы человек по многим странам мира, причём при очень низкой себестоимости. Интернет-опросы осуществляются либо рассылкой анкет через E-MAIL адреса потенциальных респондентов, или представлением респонденту доступа на сайт исследовательской организации, где респондент может ответить на вопросы анкеты.
Центральная проблема Интернет-опросов - это построение репрезентативной выборки и рекрутирование респондентов. В последнее время общепринятой практикой стало “предварительное рекрутирование” респондентов и создание панелей респондентов. При обработке таких данных приходится взвешивать результаты в соответствии с генеральной совокупностью.
Одно
из направлений, на которое возлагаются
большие надежды в использовании возможностей
Интернета для опроса, - это опросы узких
профессиональных групп¸ таких как, например,
врачи, учёные и.т.д. Обычная методология
в этом случае состоит в предварительном
рекрутировании участников исследования
обычными методами, например по телефону.
Методика фокус-групп также представляет собой нестандартизованное интервью, но проводится не с одним человеком, а одновременно с группой людей, сходных по ряду некоторых социальных характеристик. Использование эффекта группового взаимодействия во время обсуждения темы придаёт этому виду “группового” интервью качественно новые черты и иные возможности.
Методика проведения фокус-групп сводится к проведению интервью в форме обсуждения по заранее подготовленному сценарию (вопроснику, плану) предлагаемых вопросов с небольшой группой людей. Наиболее часто фокус-группа состоит из 8 человек.
Основным методическим требованием к составу группы является её социальная однородность. Смысл однородности сводится к тому, что члены группы не должны оказывать на других какое-либо специфическое давление, например, тем, что участник принадлежит к группе со значительно более высокими доходами или имеет намного больше знаний по теме обсуждения. В большинстве случаев группы подбирают из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, из одной социальной страты.
Человека, который ведёт группу, называют модератором, тем самым подчёркивая его специфические функции и их отличие от функций интервьюера. Модератор управляет ходом дискуссии, ведёт её в соответствии с подготовленным исследователем сценарием. Модератор задаёт вопросы, уточняет полученные ответы, стимулирует к разговору малоактивных участников и притормаживает наиболее говорливых. Главная задача модератора - организовать свободное обсуждение интересующих его вопросов в непринуждённой и дружественной обстановке в обществе равных, ничем не обязанных друг другу людей. Сам модератор не должен участвовать в дискуссии, и его вопросы не должны нести оценочного характера.
Примеры применения фокус-групп.
1)Фокус-группа может служить вспомогательным методическим средством эффективного конструирования и апробации вопросников для дальнейшего использования в стандартизованном интервью. Обсуждение предмета изучения, особенно в прикладных исследованиях, позволяет выявить весь спектр возможных ситуаций и апробировать возможные формулировки вопросов.
2) Фокус-группа используется при изучении влияния СМИ на отдельные группы населения.
3)
Важную роль фокус-группа может сыграть
в оценке новых программ.
Экспериментальный метод
Задачи, решаемые экспериментом: сравнение, манипулирование, контроль, генерализация. Три условия экспериментального вывода: временная последовательность, ковариация, контроль <третьего> фактора. Определения внутренней и внешней валидности. Типичные нарушения внешней валидности: отсутствие репрезентативности и искусственно созданная экспериментальная ситуация.
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования