Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:29, контрольная работа
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку, выявить степень действенности различных форм и методов, выявить тенденции политической ситуации.
Регулярно проводимые социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными.
Введение………………………………………………….3
- Подготовка социологического исследования……………………… ..4
- Программа и этапы социологического исследования. Теоретико-методологические основы социологического исследования………...5
- Общие требования к программе………………………………………….9
- Методы сбора данных
- Анализ существующих данных…………………………………………11
- Методы анализа документов. Традиционные подходы………….........14
- Количественный анализ (контент-анализ)……………………………..15
- Наблюдение……………………………………………………………....16
- Массовый опрос. Интервью и анкетирование…………………………19
- Фокус группы…………………………………………………………….23
- Экспериментальный подход………………………………………….....24
- Заключение……………………………………………………………...28
- Люди, занимавшиеся этой проблемой……………………………….29
- Список использованной литературы……………………………...…30
Всякое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, - это эксперимент, более или менее успешный. Задача науки заключается в том, чтобы установить точные правила экспериментирования и применять их для достижения заданных параметров. Объектом эксперимента для социолога являются люди и социальные общности - часто их реакция на <научное> вмешательство оказывается непредсказуемой, во всяком случае для экспериментатора.
Логика экспериментального метода была разработана английским социологом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в. Милль установил пять логических схем индуктивного вывода, одна из которых - <метод различия> - являет собой классическую схему эксперимента.
Схема эта довольно проста. Сначала берутся две совокупности (два объекта) и выравниваются по значимым признакам. Иначе говоря, нужно сделать так, чтобы группы практически не различались. Конечно, они не могут не различаться вовсе. Поэтому внимание экспериментатора сосредоточивается на значимых признаках, т.е. на тех, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента.
Затем начинается полевой или лабораторный этап эксперимента. Иногда утверждается, что это самый главный этап - собственно эксперимент. Такое суждение опрометчиво. Успех или провал эксперимента зависит прежде всего от того, насколько тщательно проработаны его идеальная схема, план проведения и ожидаемые результаты. Лабораторное (полевое) исследование не должно сталкиваться с <нештатными> ситуациями, т.е. ситуациями, не предусмотренными предварительно разработанным планом. Если это происходит, полевую работу надо немедленно прекратить и вернуться к проектированию исследования. Неудача исследования заключается отнюдь не в отрицательном результате - иногда он имеет большее значение, чем Положительный, - а в получении ничего не означающих данных.
На этом эксперимент не заканчивается. Чтобы убедиться в том, что данные результаты возникли вследствие воздействия именно экспериментальной переменной, а не какой-либо иной, следует сопоставить параметры экспериментальной группы с параметрами группы, где никаких воздействий не применялось. Различие между этими параметрами и есть результат воздействия экспериментальной переменной. Если различие нулевое или несущественное, мы констатируем отсутствие связи. Если применение экспериментальной переменной значительно изменяет распределение изучаемого признака, имеются основания предполагать причинную связь между ними. Такова общая схема, которая лежит в основании более сложных планов эксперимента.
Классический проект проверки гипотез предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Это не значит, что все экспериментаторы обязаны работать с двумя объектами. Естественные науки XIX в. не знали такого разделения объектов. Впервые экспериментальную и контрольную группы стали выделять в начале XX в.
В социологии и социальной психологии в качестве объектов выбираются группы, идентичные по составу. Экспериментальной группой называется та группа, к которой <применяется> изучаемая независимая переменная; контрольная группа остается вне экспериментального воздействия.
Экспериментальная и контрольная группы должны быть практически идентичными. Идентичность экспериментальной и контрольной групп достигается двумя способами. Первый способ - попарное выравнивание объектов по значимым переменным, установленным до проведения экспериментальных операций. Выравнивание можно осуществить путем подбора для каждого объекта экспериментальной группы идентичного объекта в контрольной группе. Например, если в экспериментальную группу входит мужчина 40 лет с высшим гуманитарным образованием, в контрольной группе должен быть его <двойник> с такими же параметрами. Очевидно, подбор <двойников> возможен лишь при очень ограниченном числе переменных. В противном случае комплектование групп превращается в неразрешимую задачу.
Второй, более доступный, метод выравнивания групп основан на выравнивании частотных распределений, а не каждой пары в отдельности. Например, экспериментатор обеспечивает 30-процентную долю испытуемых с высшим образованием и в той, и в другой группе. Аналогичные выравнивания осуществляются и по другим признакам, а отдельные испытуемые уже не контролируются. Разумеется, в данном случае не достигается высокого сходства между группами, но комплектование групп намного облегчается.
Третий способ обеспечения идентичности экспериментальной и контрольной групп - случайное распределение объектов по группам. Чаще всего такой способ называют рандомизацией. В отличие от выравнивания рандомизация, как предполагается, устраняет систематические различия между группами по всем признакам, а не только контролируемым исследователем.
Для осуществления рандомизации массив надо как следует перемешать и разделить равновероятно. Данный способ особенно предпочтителен в тех случаях, когда у исследователя нет уверенности, что различия между группами контролируются по значимым переменным. А такой уверенности нет никогда. Обеспечить равновероятное распределение контингента на две группы не так просто, как это кажется. Каждый объект должен иметь одинаковую вероятность попасть в экспериментальную и контрольную группы, поэтому рекомендуется осуществлять отбор с помощью таблицы случайных чисел либо жребия.
Для
определения эффекта, производимого экспериментальной
переменной, осуществляются несколько
замеров и в той, и в другой группах. Предварительный
замер - претест -
производится до того, как экспериментальная
группа подвергнется воздействию изучаемой
переменной. При этом различия между значениями
зависимой переменной в контрольной и
экспериментальной группах должны быть
минимальными. После того как экспериментальная
группа подверглась воздействию определенного
стимула, осуществляются замеры в обеих
группах. Если значение зависимой переменной
в экспериментальной группе статистически
значимо отличается от значения претеста
и превышает (статистически значимо) значение
претеста в контрольной группе, делается
вывод (с указанием вероятности случайной
ошибки), что переменная-стимул связана
с переменной-реакцией. Таким образом,
гипотеза принимается (как неопровергнутая,
а не как подтвержденная) или опровергается.
Заключение
Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает дорогу для их широкого применения в работе. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает складываться единая количественно-качественная оценка «проблемных узлов» изучаемого явления, постепенно вырисовываются те конкретные типы и средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций.
Практическая
польза проведённого социологического
исследования может и должна измеряться
тем, насколько его результаты помогают
совершенствовать различные виды, направления,
средства, формы и методы работы в соответствии
с потребностями сегодняшнего дня.
Люди, занимавшиеся этой проблематикой
Вебер М. немецкий социолог - Впервые, обратил серьезное внимание на методологию исследования, правильную формулировку вопросов.
Кетли Адольф франко-бельгийский учёный-математик - С его именем в истории науки связан переход социальной статистики от сбора и описания фактов к установлению устойчивых корреляций между показателями, или статистических закономерностей.
Курт Левин - придумал психологическую концепцию, которую назвал «теория поля». Эта теория заключалась в распространении традиционного для классической физики понятия «силы» на социальное действие.
Милль Дж.Ст., английский социолог - разработал логику экспериментального метода, установил 5 логических схем индуктивного вывода.
Музафер Шериф, американский исследователь - провёл эксперимент по формированию групповых норм, откуда сделал вывод, что любая социальная нестабильность - это самый эффективный способ манипулирования поведением потребителей и избирателей - навязывание им <свободного выбора>, а суть эффективной рекламы в том, чтобы навязать товар под видимым отсутствием какого-либо принуждения.
Э.
Райт - разработал теоретическую концепцию
составления программы эмпирического
исследования, которая, несмотря на некоторые
выявленные недочёты может служить хорошим
ориентиром для тех, кто намерен специализироваться
в фундаментальной социологии.
Список использованной литературы
- Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований
Белановский С.А. - Метод фокус групп
- Как провести социологическое исследование - Под редакцией Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э.
- Социология: для специализирующихся по социологической науке. Добреньков В.И., Кравченко А.И.
- Социология - основы общей теории Осипов Г.В., Москвичев Л.Н.
- Технологии социологического исследования. Кузнецов И.Н.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования