Методология и методика социологического изучения проблем образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Целью выявить отношение населения к современным проблемам образования.
Задачи:
1)изучить отношения населения к современной системе образования;
2) выявить оценку современным проблемам образования;
3) изучить отношение к модернизации образования.

Содержание

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………3
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………… 12
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ........................................16
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...... 18

Работа состоит из  1 файл

КР Методология Маслова 30.01.2011.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)


Зарегистрировано  «___»_____20___г.

________ __________________________

Подпись       (расшифровка подписи)

 

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«белгородский государственный университет»

 

 

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

 

 

 

 

Методология и методика социологического изучения проблем образования

Курсовой проект

Студента(ки) дневного отделения 3 курса группы 180805

Специальности «Социология»

по  дисциплине «Методология и методика социологического исследования»

Масловой Марины Александровны

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат социологических  наук, доцент кафедры социологии и  организации работы с молодежью  И.В. Шавырина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

     
   

стр.

РАЗДЕЛ I.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………

 

3

РАЗДЕЛ II.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………

 

12

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

........................................

16

приложения

……………………………………………………......

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Обоснование актуальности темы исследования. Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем  оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XI век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы, предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов – здоровья и качества полученного образования.

Образование как система  – это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально−значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование – это система проектирования будущего.1

Парадигма современного образования – научить студента работать с новой информацией, постоянно обновлять свои знания. Ведь работа любого современного специалиста – это непрерывный поиск знаний, умение применять их в своей повседневной деятельности. Еще одна социологическая проблема отечественного образования – низкая востребованность знаний, профессиональной квалификации.2

В системе образования молодой  человек находится до четверти века под контролем педагогов, воспитателей в учебное и во внеучебное время. Ставится задача формировать законопослушных граждан, относящихся с уважением к нормам, традициям, властным институтам.

К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в  мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10 000 человек населения.

Благодаря созданному интеллектуальному потенциалу в России достигнут высокий уровень фундаментальной науки. Можно привести такие цифры. В 1917г. уровень образования населения России равнялся одному году обучения, к началу Второй мировой войны – 4 года, в начале 60-х гг. – 7 лет обучения, в настоящее время – 10,5 лет. Рассматривается вопрос о введении 12-летнего образования в средней школе. В США, Канаде, Японии в среднем на взрослого приходится уже 13-14 лет обучения; более половины выпускников двенадцатилетней средней школы продолжают обучаться в университетах.3

Были допущены серьезные просчеты в стратегии образования. В 60−80 гг. в нашей стране резко увеличилась подготовка рабочих в профтехучилищах – в 2,5 раза, а рост специалистов с высшим образованием только – в 1,3 раза. Однако весь мировой опыт свидетельствует: наибольший вклад в прирост производительности труда, темпов экономического развития вносят специалисты, получившие высшее образование.

Современная система  образования России находится в  системе модернизации,  переход  на бакалавриат и магистратуру  всех ВУЗов страны, замена обычных выпускных экзаменов в школе системой единого государственного экзамена, оценка знаний учащихся с помощью тестовой системы.

С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов  в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по всем школьным предметам.

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ  был проведён в 2001 в республиках  Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошел в 16 регионах страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.

В 2009 году поступление  в вузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ.Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности. Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трёх, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету.

              Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы и большая часть выпускников школ стала сдавать ЕГЭ.

Негативно к ЕГЭ относится  часть выпускников и их родителей, преподаватели многих ВУЗов, а также значительная часть учителей школ. Основная причина этого — как правило, учащиеся на ЕГЭ получают оценки ниже тех, которые им выставляли за время обучения в школе и ниже, чем при традиционной форме сдачи экзаменов. Однако с 2009 года в аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ, при этом баллы, полученные на ЕГЭ, не переводятся в пятибалльную шкалу.

Сама идея тестов с  выбором правильного ответа из нескольких методологически неверна. Такой  метод контроля не позволяет проверить  ничего, кроме знания простейших аксиом и определений. Само проведение такого контроля отнимает время, гораздо легче  и эффективнее проверять знания студентов опросом, проведением контрольных работ и т.д. Но Министерство образования зачем-то настойчиво требует именно тестовой проверки, снижающей, в случае перехода к ней, качество знаний. В лучшем случае на составление тестов впустую тратится время преподавателя (тесты составляются, но не используются), в худшем же – разрушается система обучения.

В сфере российского  образования глобализация проявляется  в форме Болонского процесса. Болонский процесс - это процесс создания Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента. В основу Болонского процесса легла Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года.

Если произойдёт переход  на двухступенчатую подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавр, магистр), то основным, массовым выпускником ВУЗа будет бакалавр. Отсюда вытекают и требования к выпускнику: он должен в значительно большей степени, чем нынешний выпускник, быть ориентирован на практическую деятельность.

Магистратура будет  выступать в качестве элитного образования. Практически ни один ВУЗ не сможет реализовывать такого многообразия образовательных программ, готовя бакалавра  и по направлению, и по специальности. На это не хватит финансов.

Предполагается так  же, что после присоединения России к Болонскому соглашению с новой  силой встанет проблема “утечки  мозгов”. Будущая конвертируемость на Западе российских дипломов подтолкнет многих молодых специалистов к отъезду  из страны. Уже сейчас около 0,5% выпускников российских ВУЗов уезжают работать за границу, вследствие чего Россия теряет около 1,2 миллиарда долларов. Конвертируемые дипломы предоставят возможность уехать на работу за рубеж значительно большему, чем сейчас, количеству выпускников.

Несомненно, что полное соответствие всем аспектам Болонского процесса неприемлемо для России. Но и стоять в стороне от этого процесса так же невозможно. Требуется разумная политика, направленная на то, чтобы сочетать достижения прошлого и инновации, без которых невозможно вступление в будущее.

В целом существующая система образования, ее многообразные  звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

Понятно, что поиск  наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

Таким образом, образование  является одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе.

Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Благодаря образованию в жизни индивида происходят социализация. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.

Степень изученности  проблемы. Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом4 и М. Вебером5, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс6 предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений – как социальных систем.

Интенсивное развитие социология образования получила в конце 60-х  − начале 70-х годов. Работы В.Н. Турченко7, Ф.Р. Филиппова 8, В.Н. Шубкина9 были первыми, в которых анализировались как общие, так и специфические вопросы образования.

 Несколько позднее  эту группу исследователей пополнили такие видные представители советской социологии, как В.Т. Лисовский10, M.Х. Титма11, В.И. Файнбург12  и др.

Затем социология образования расширила свое влияние: исследования проблем высшей школы были проведены Ю. Леонавичюсом13, Л.Я. Рубиной14, В.Г. Харчевой15, средней школы и учительства −Л.Г. Борисовой16, A.М. Гендиным17, Ф.Г. Зиятдиновой18, роль профессионального образования рассматривали И.В. Бестужев-Лада19, Д.Л. Константиновский20, А.А. Овсянников21,  Ф.Э. Шерега22 и др.

Проблема заключается в явной  необходимости модернизации системы образования и недостаточной степенью изученности отношения населения к современным проблемам образования.

Объект образование как социальный институт.

Предмет эффективность современной системы  образования по оценкам населения.

Целью выявить отношение населения к современным проблемам образования.

     Задачи: 1)изучить отношения населения к современной системе образования; 2) выявить оценку современным проблемам образования; 3) изучить отношение к модернизации образования.

Логический  анализ основных понятий исследования.

Образование − целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Дошкольное образование  − обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Школьное образование  − важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе.

Профессиональное образование (также профессионально −техническое образование) − система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально −технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Информация о работе Методология и методика социологического изучения проблем образования