Методология и методика социологического изучения проблем образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Целью выявить отношение населения к современным проблемам образования.
Задачи:
1)изучить отношения населения к современной системе образования;
2) выявить оценку современным проблемам образования;
3) изучить отношение к модернизации образования.

Содержание

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………3
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………… 12
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ........................................16
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...... 18

Работа состоит из  1 файл

КР Методология Маслова 30.01.2011.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Высшее профессиональное образование − верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.

Экзамен − наиболее распространённая оценка знаний человека.

Единый государственный  экзамен (ЕГЭ) − централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях − школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и Сузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ.

Аттестат − документ, подтверждающий получение определенного уровня образования.

Диплом − официальный документ об окончании начального профессионального, среднего профессионального (специального) или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присвоении учёной степени или учёного звания.

Болонский процесс − процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Магистр − академическая степень, квалификация (в некоторых странах − начальная учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). 

Магистратура − ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению.

Бакалавр − академическая степень или квалификация, степень бакалавр - это законченное базовое высшее образование.

Функции образования

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным

профессиям).

2.   Формирование  у молодого поколения установок,  ценностных ориентиров, жизненных  идеалов, господствующих в данном  обществе.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в  стенах вузов;

во-вторых, институту  образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

Гипотеза исследования исходит из того, что изучение отношения населения к проблемам образования, в связи с его модернизацией, поможет усовершенствовать  и ускорить процесс модернизации образования в нашей стране. Многая часть населения не следит за нововведениями в области образования или же не придает этому сильное значение, пока проблема не коснется их. Качество образования является одним из факторов успешного развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В качестве метода сбора первичной социологической информации используется анкетирование. Анкета представляет разновидность инструментария социологического исследования, которая представляет собой систему вопросов, направленную на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Структура анкеты включает в себя вступление, где сообщается тема, цель и задачи опроса, называется организация, его проводящая, объясняется техника заполнения анкеты. Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Наиболее простые, нейтральные по смыслу вопросы должны находиться в начале анкеты; более сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти  в конце. Социально-демографический блок или «паспортичку», который включает в себя вопросы о поле, возрасте, образовании и т.п. респондента. В конце анкеты находится заключение.

Анкета для проведения настоящего исследования включает 20 вопросов закрытого и полузакрытого типа.

Проект выборки.

Для решения задач  исследования наиболее целесообразной является квотная выборка, позволяющая построить микромодель генеральной совокупности – населения Белгородской области.

    Квотная выборка  представляет собой наиболее  сложную процедуру отбора так,  как ставит задачей создать  микромодель генеральной совокупности. Ее репрезентативность обеспечивается за счет соблюдения пропорций между удельным весом отдельных квот( группы лиц с набором определенных социальных характеристик)  в выборочную совокупность аналогично пропорциям в генеральную совокупность.

Сведения о генеральной  совокупности существенны для целей  исследования, как правило это  данные о половозрастной, социально-професиональной, имущественной и поселенческой структуре генеральной совокупности, получив  статистические данные о процентном соотношении между отдельными квотами в составе генеральной совокупности, мы имеем возможность сформировать ее модель в меньших масштабах.

В социологических исследованиях  метод выборки квотной впервые  стал применяться институтами опроса общественного мнения в начале XX в. Выборки квотной - органичный элемент построения модели социального эксперимента. Что касается опросов общественного мнения, здесь выборка квотная применяется наряду с вероятностными выборками, порой для взаимного контроля представительности результатов опроса. Метод квот удобен также для построения выборки в случае небольшой генеральной совокупности, либо в случае сильной "скошенности" распределения в ней элементов наблюдения.

Квотный метод выборки  отличается от вероятностного тем, что предполагает предварительное наличие статистических сведений по ряду существенных либо коррелирующих с ними характеристик генеральной совокупности. Однако эти сведения не используются для определения объема выборки, т.к. в последующем отбор респондентов осуществляется не случайно, а целенаправленно, при помощи интервьюеров. Поэтому в случае применения выборки квотной ее величина определяется на основании сложившегося десятилетиями опыта и составляет от 1000 до 2500 единиц наблюдения, в зависимости от сложности структуры исследуемого объекта.

Общей проблемой как  вероятностной выборки, так и  выборки квотной являются затруднения, возникающие при выделении существенных характеристик объекта исследования. До начала исследования статистические данные о них, как правило, отсутствуют, поэтому в качестве параметров квот приходится выбирать числовые значения, тесно коррелирующие с существенными (исследуемыми) контрольными признаками.

Число характеристик, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. При большем числе фиксированных признаков отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким.

Квоты могут быть заданы как по независимым, так и по взаимосвязанным  параметрам. Квота с независимыми параметрами есть не что иное, как  статистические данные о значениях контрольных признаков, взятых каждый в отдельности.

Квоты со взаимосвязанными параметрами являются статистическими  данными, полученными в результате группировки первичной информации по двум или нескольким признакам.

Параметры квот в процентном выражении в точности воспроизводят структуру генеральной совокупности по контрольным признакам.

Число подлежащих опросу респондентов в соответствии с заданными  квотами вычисляется путем умножения  параметров квот на коэффициент k = n/100, где n - объем выборочной совокупности.

Слишком большое число  параметров квот затрудняет работу интервьюеров, ведет к увеличению систематической  ошибки. Поэтому в модели квотной  выборки, как правило, опускают признаки, которые тесно коррелируют с  какой-либо другой характеристикой, параметры которой также используются в качестве квот.

Степень репрезентативности квотной выборки повышается прямо  пропорционально степени устойчивости значений характеристик, по которым  задаются квоты, в связи с чем  признаки, изменяющие свои значения слишком быстро, в модели выборки квотной применяются весьма редко.

Теоретические ошибки для  выборки квотной не вычисляются, в связи с чем ряд социологов сомневается в эффективности  использования выборки квотной  для исследований, требующих высокой точности данных.

Проверка эффективности  выборки квотной обычно осуществляется при помощи ее сравнения с вероятностной  выборкой. Из одной и той же совокупности генеральной извлекают две совокупности выборочные с тождественными объемами. Одна из выборочных совокупностей формируется вероятностным, другая квотным методом. Опрос проводится по обеим выборочным совокупностям, а результаты сравниваются между собой.

Метод квот позволяет  существенно сократить время, затрачиваемое  на опросы: интервьюер в случае задания ему параметров квот может осуществить интервью вдвое быстрее, чем при вероятностной выборке.

Основными методами обработки первичной социологической информации является простая и перекрестная группировка данных с выявлением статистически значимых различий между группами респондентов, выделенных по полу, возрасту, типу поселения, доходу и др. социально значимым признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов, В.Ф. Земская статистика народного образования / В.Ф. Абрамов// Социологические исследования −1996− №9.− С.56-57.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.− М.: «Педагогика», 1989.−238с.
  3. Гендин, А. М., Профориентация школьников / А.М.Гендин, М.И. Сергеев // Социологические исследования. – 1996. – № 8.−С. 34-38.
  4. Гурченко, В. Н. Социология и система образования. Социологические и экономические проблемы образования. / В.Н. Гурченко− Новосибирск: 1969.−312с.
  5. Дмитриенко, В. А.Образование как социальный институт: тенденции – перспективы развития. / В.А.Дмитриенко−Красноярск: 1989.−246с.
  6. Дюркгейм, Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева.− М.: 1986−375с.
  7. Зборовский, Г. Е. Социология образования. / Г.Е. Збровский − Екатеринбург: 1994.−276с.
  8. Зиятдинова, Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. / Ф.Г. Зиятдинова – М.: 1992.−312с.
  9. Капуслен, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капуслен. − М., 1999.−187с.
  10. Кухтевич, Т. Н. Социология воспитания. / Т.Н.Кухтевич – М.: 1989.−208с.
  11. Нечаев, В. Я. Социология образования. / В.Я. Нечаев – М.: 1992.−312с.
  12. Овсянников, А. А. Система образования в России и образование России  / А.А. Овсянников // Мир России. – 1999. – № 3.− С.45-48.
  13. Полякова, Н. В. Складывание российской системы образования  / Н.В. Полякова // Социально-политический журнал. – 1998. – № 3.−С.60-65
  14. Руткевич, М.Н. После школы. Социально - профессиональные ориентации молодежи / М.Н. Руткевич  М.: 1995.−146с.
  15. Социология проблемы духовной жизни. / Под ред. Л.Н. Когана, Челябинск: 1992, С.178.
  16. Социология: Хрестоматия. −М.: 1993.−405с.
  17. Харчева, А.Г. Социология воспитания / А.Г. Харчева − М., Политиздат, 1990.− 216с.
  18. Чупров, В.И. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи состояние и перспективы / В.И. Чупров // Социологические исследования − 1996−№9− С.88-92.
  19. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Университет и регион. / Г.Ф. Шафранов-Купцек – Тюмень, 1997.−245с.
  20. Шереги, Ф.Э.. Социальные проблемы вузовской науки/ Ф.Э. Шереги // Социологические исследования. – 1996. – № 6.−С. 23-43

Информация о работе Методология и методика социологического изучения проблем образования