Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:54, доклад
Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, при помощи методов сбора социологической информации: опроса (анкентирования или интервьюирования), наблюдения, изучения документов, эксперимента еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, а также проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать, научно интегрировать.
Московский
Государственный университет
филиал в г. Севастополе.
Доклад
по Методике
и технике социологических
на тему:
Методы обработки и анализа социологической информации.
Подготовил: Аралин Н.Ю.
Проверил: Давыдов Ю.А.
Севастополь 2010
Введение.
Эмпирические
данные, полученные в ходе социологического
исследования, при помощи методов
сбора социологической
Методы обработки и
анализа социологической
В социологии
под методами анализа и обработки
социологической информации понимают
способы преобразования эмпирических
данных, полученных в ходе социологического
исследования с целью сделать
их обозримыми, компактными и пригодными
для содержательного анализа, проверки
исследовательских гипотез и
интерпретации. Хотя невозможно провести
достаточно четкую границу между
методами анализа и методами обработки,
под первыми обычно понимают более
сложные процедуры
Между тем
анализ и обработка социологической
информации как целостное образование
составляют этап эмпирического социологического
исследования, в процессе которого
с помощью логико-
Вторичные методы
обработки используют, как правило,
для данных первичной обработки,
т. е. это методы получения показателей,
рассчитываемых по частотам, сгруппированным
данным и кластерам, (средних величин,
мер рассеяния, связей показателей
значимости и т. д.). К методам вторичной
обработки относятся также
Кроме того, методы
анализа и обработки
В зависимости
от применяемых технических
Процесс анализа и обработки социологической информации, а также ее представления происходит по определенному алгоритму. Анализ полученных при социологическом исследовании данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т. п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, а подходы не всегда однозначны. Многое зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и т. п. Как правило, исследователи всегда стараются "довести" инструментарий до необходимого качественного уровня.
Вначале выявляют правильность ответа на каждый вопрос анкеты и при необходимости исправляют ответ. Например, на вопрос "Знаете ли Вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении Вашего коллектива с администрацией предприятия?" чаще всего отвечают: "Да, знаю". Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: "Если знаете, назовите их, пожалуйста". Он остается незаполненным. Если с респондентом работал интервьюер или анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: "Затруднился ответить", "Не знает" и т. п. Тогда становится очевидным, что респондент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Если респондент заполнял анкету самостоятельно, то получить однозначный ответ будет трудно. В этом случае альтернативу "Да, знаю" нужно зачеркнуть и отметить другую, скорее всего "Нет ответа", "За-трудняется ответить" и т. п. Затем подсчитывают количество неправильных ответов. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. Если респондент не ответил на 10-15 % основных вопросов, против них контролер ставит отметку "Нет ответа", и анкета идет на обработку в ЭВМ. Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пола, возраста, образования и т. д.). Если на эти вопросы нет ответов, то инструментарий изымается из общего массива. Из обработки на ЭВМ исключаются также документы, заполненные неразборчиво, и записи, не поддающиеся однозначному толкованию.
Допущенные
к обработке документы
Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимают заранее. При опросе 60-70 человек обработку можно провести вручную, на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200-350 анкет. Но если инструментарий содержит более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки — 100-200 анкет.При обработке на ЭВМ результаты представляют в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нужна помощь программиста.
Каждый вопрос
в анкете или бланке интервью представляет
собой в определенной степени
шкалу измерений. Единицами измерений
являются соответствующие альтернативы
(позиции, варианты ответов). По этим позициям
(вариантам ответов) проводится группировка
респондентов. Кроме того, определенную
шкалу измерений представляют объективные
характеристики опрашиваемых, их субъективные
оценки, предпочтения и пр. При этом
измерения производятся с помощью
различных шкал, которым соответствуют
различные правила
Номинальной
шкале в анкете обычно соответствуют
вопросы, способствующие выявлению
мнений, установок, объективных характеристик
респондента (пола, возраста, национальности
т. д.). Ранговой (порядковой) шкале соответствует
большинство вопросов анкеты или
бланка интервью. Варианты ответов
в таком вопросе распределены
в строгом порядке убывания или
возрастания интенсивности
Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяют существенные признаки или один какой-либо признак (например пол, возраст, образование), и в соответствии с ними респондента зачисляют в ту или иную группу. При суммировании ответов респондентовс учетом какого-либо признака их группируют. В качестве важнейшего признака можно взять пол или уровень образования. В первом случае групп будет две, во втором — как минимум три. Выделенные группы можно легко сопоставить, сравнить, а следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы или ценности опрашиваемых. Выбор признака группировки предопределяется, как правило, задачами социологического исследования, а также его гипотезами. Ошибка в выборе признака приводит к ошибкам при анализе характеристик групп. Используя один и тот же эмпирический материал, разные исследователи могут прийти к диаметрально противоположным выводам.
Социологическая информация может быть сгруппирована по таким признакам: номинальному (род занятий, национальность и т. д.); соответствующим ранговым шкалам (например, характер труда — ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд); количественному (когда группы характеризуются числовым значением, они количественно сравнимы между собой, например, при группировке по возрастным интервалам: 18-20, 21-25, 26-30 лет и т. д.). Работа с номинальными и ранжированными (ранговыми) группами ведется с использованием методов математики, а группы, распределенные по количественному признаку, изучают с помощью методов математической статистики. Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (например полу, возрасту и образованию), тогда речь может идти о перекрестной, или комбинированной, группировке. Она может быть структурной, типологической и аналитической — все зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, нужно установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяют структурную группировку по возрастным интервалам, т. е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых. Если же необходимо выделить из совокупности респондентов группы по такому признаку, как "отношение к частной собственности", то осуществляют типологическую группировку (выделяют соответствующие типы респондентов). И наконец, аналитическую группировку производят по двум или более признакам; она служит для выявления их взаимосвязи. Если нужно проверить, к примеру, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы (газет, журналов, монографий поданной проблеме), то группировку следует сделать по этим двум признакам.
В социологическом исследовании, как правило, выделяют не одну, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т. п.). Каждой такой группе соответствует некоторое выделенное число (а1, а2, ау ах), характеризующее количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Существует два вида рядов распределения — вариационный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основывается на количественных признаках изучаемых явлений и процессов, а атрибутивный отражает результаты группировки опрашиваемых по количественным признакам.
Глубже проанализировать социологические данные позволяет широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всей значимости получения в социологическом исследовании распределений, использования математических и статистических методов решающую роль в интерпретации полученных данных играет прежде всего сама концепция проводимого исследования, а также научная эрудиция и квалификация социолога-исследователя. Ведь общая логика интерпретации состоит в превращении статистических данных в показатели, которые выступают уже не в качестве цифровых величин (процента, среднего арифметического и т. п.), а как социологические данные. Такие показатели — результат интерпретации, несущей определенную смысловую нагрузку. Справедливым, на наш взгляд, является утверждение о том, что "каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения, а посему обладает свойством многозначности" [37, с. 166].
Информация о работе Методы обработки и анализа социологической информации