От возможных
крайностей и неумышленных заблуждений
социолога-исследователя предохраняют
ранее выдвинутые гипотезы. Характер
проверки гипотез определяется тем
или иным видом социологического
исследования. Например, при пилотажном
исследовании гипотезу проверяют соотнесением
предполагаемого утверждения с
полученной в результате исследования
числовой величиной. Так, верность утверждения
о неудовлетворительном состоянии
морально-психологического климата
в коллективе не вызывает сомнений,
если мы располагаем полученными
в пилотажном исследовании данными
о том, что 50 % опрошенных идут на работу
с полным безразличием,12% — ожидая
какой-либо неприятности. Что же касается
описательного (а тем более аналитического)
исследования, то здесь процедура
проверки гипотез значительно усложняется.
Так, приведенные выше данные (о состоянии
морально-психологического климата
в коллективе) сами по себе не дают информации
о том, кто эти люди, так как
в инструментарии отсутствуют конкретные
социально-демографические данные.
Следовательно, средние величины —
лишь первый шаг на пути исследования.
Важно сделать и второй, и третий
шаги, чтобы подойти как можно
ближе к истине. Для этого из
всей совокупности опрошенных нужно выделить
однородные по социально-демографическим
характеристикам подгруппы.
Если же необходимо
превратить в показатель какую-либо
среднюю величину, а сравнить ее
с другими величинами затруднительно
или вообще не представляется возможным
(например, из-за новизны), то основным
эталоном оценки являются знания социолога-исследователя
или эксперта по данной проблеме. Допустим,
коллектив переведен на новые
условия оплаты и стимулирования
труда. После года его функционирования
проведен социологический опрос, задача
которого — оценить ответ на основной
вопрос инструментария: удовлетворены
ли опрашиваемые новой формой оплаты
труда. При этом 57 % опрошенных ответили
положительно. Оценить этот результат
можно с оптимистической или пессимистической
точки зрения. Для получения объективной
оценки нужно хорошо знать проблему и
конкретные условия, в которых проходит
эксперимент. Это делает либо сам социолог-исследователь,
либо приглашенный эксперт.
Другой способ
превращения описательного исследования
в показатель — сравнение рядов
распределения по относительно однородным
подгруппам из обследуемой совокупности
с помощью внутреннего и внешнего
соотнесения. Внутреннее соотнесение
— это сравнение между собой
элементов числового ряда, а внешнее
— сравнение двух и более рядов
распределения, построенных по двум
или более признакам, из которых
один — общий для соотносимых
рядов. Например, распределение двух
разных групп — работающих в новых
условиях и тех, кто работает по прежним
формам оплаты, — можно сравнить
по уже упомянутому признаку: с
каким чувством работники ежедневно
идут на работу. Внутреннее соотнесение
позволит однозначно оценить результаты
группировки в тех случаях, когда
в числовом ряду четко видна наибольшая
(модальная) величина.Соотнесение элементов
числового ряда в подобном положении заключается
в их ранжировании. Так, при ответе на вопрос
"Как Вы относитесь к своей работе?"
58 % респондентов избрали альтернативу
"Стремлюсь отдать работе все силы,
знания", 37 % высказались "Выполняю
все, что от меня требуется, но не более",
5 % ответили "Как правило, работаю без
желания, по необходимости". Из этих
ответов видно, как выстроится ранг опрошенных.
Иными словами, если внутреннее сравнение
затруднено, то применяют, как правило,
внешнее сравнение числового рада.
Итоги анализа
полученной информации отражаются, как
правило, в отчете о проведенном
социологическом исследовании, который
содержит в себе информацию, интересующую
заказчика (исследователя), а также
научные выводы и рекомендации. Структура
такого отчета чаще всего соответствует
логике операционализации основных понятий,
но социолог, готовя этот документ, идет
путем индукции, постепенно сводя социологические
данные в показатели. Количество разделов
в отчете обычно соответствует количеству
гипотез, сформулированных в программе
исследования. Первоначально дается ответ
на главную гипотезу. Как правило, первый
раздел отчета содержит краткое обоснование
актуальности изучаемой социальной проблемы,
характеристику параметров исследования
(выборки, методов сбора информации, количества
участников исследования, сроков проведения
работы и т. п.). Во втором разделе дается
характеристика объекта исследования
по социально-демографическим признакам
(полу, возрасту, образованию и др.). Последующие
разделы включают поиск ответов на выдвинутые
в программе гипотезы.
Разделы (главы)
отчета при необходимости можно
разбить на параграфы. Каждый раздел
или параграф целесообразно завершать
выводами. Заключение отчета лучше
всего давать в виде практических
рекомендаций, базирующихся на общих
выводах. Отчет может быть изложен
как на трех-четырех десятках, так
и на двух-трех сотнях страниц. Это
зависит от объема материала, целей
и задач социологического исследования.
Приложение к отчету содержит методологические
и методические документы исследования:
программу, план, инструментарий, инструкции
и т. п. Кроме того, в приложение
чаще всего выносят таблицы, графики,
индивидуальные мнения, ответы на открытые
вопросы, которые не вошли в отчет.
Это необходимо делать потому, что
данные документы могутбыть использованы
при подготовке программы нового социологического
исследования.
Как отмечалось,
обработка материалов социологического
исследования включает в себя ряд
последовательных фаз или этапов,
каждый из которых требует решения
организационных, технических, методических,
а зачастую и теоретико-методологических
вопросов. Этап обработки социологической
информации тесно взаимосвязан с
другими этапами исследования, поскольку
многие аспекты обработки информации
нужно обязательно учитывать
не только при разработке программы
социологического исследования, но и
при составлении анкет, формировании
выборки, а также при оценке сроков,
стоимости и трудоемкости всего
исследовательского проекта.
Общей структурой
обработки социологической информации
предусматриваются следующие этапы:
1. Редактирование
и кодирование информации. Состоит
в основном в унификации и
формализации эмпирических данных,
полученных путем опроса или
любого другого метода сбора
информации. Часть анкетной информации
уже заранее формализована: даны
возможные варианты ответов и
проставлены их цифровые коды.
Однако нередко в таких ответах
встречаются описки, нечеткие описания
и другие ошибки, которые нужно
устранять при редактировании
собранных анкет. Кроме того, другой
тип собираемых данных представляет
собой ответы на открытые вопросы.
Поэтому их группировка и последующее
кодирование также являются важнейшей
задачей данного этапа.
2. Перенесение
данных на магнитные носители.
Объем информации, собираемой в
ходе социологического исследования,
как правило, достаточно велик:
среднее по объему исследование
дает не менее нескольких тысяч
единиц информации, а в некоторых
случаях это число достигает
миллионов. Обработка таких массивов
данных без применения современных
компьютеров крайне затруднена
и малоэффективна. Применение средств
вычислительной техники требует,
чтобы обрабатываемая информация
находилась на специальных носителях.
Поэтому перенос данных с анкет
на такие носители информации
и составляет содержание означенного
этапа обработки информации.
3. Ввод информации
в ЭВМ. Находящиеся на специальных
машиночитаемых носителях данные
социологического исследования
вводятся в компьютер и выстраиваются
в нем в соответствии с требова-ниями
ранее разработанной и используемой прикладной
программы обработки социологических
данных. Этот этап реализуется, как правило,
специалистами вычислительного центра
или инженерами-программистами.
4. Проверка
качества данных и исправление
ошибок. Введенная в компьютер
и соответствующим образом выстроенная
(т. е. структурированная) информация
во многих случаях содержит
более или менее серьезные
ошибки. Причины их возникновения
разнообразны — это ошибки
респондентов при заполнении
анкет и ошибки перенесения
кодов на машиночитаемые носители
информации, а также ошибки (сбои)
технических устройств компьютеров.
Однако независимо от источника
ошибок необходимо выявить и
исправить их все сразу после
ввода данных в компьютер, т.
е. до перехода к этапу анализа
социологической информации. Для
этого социолог-исследователь формулирует
определенные требования (как правило,
в виде инструкции), которым должны
удовлетворять полученные в ходе
исследования данные. Например: "Коды
ответов на вопрос 16 должны быть
только 1,2,3" или "Если код
ответа на вопрос 24 равен единице,
то вопросы 25-27 должны иметь
значение кода 0". На основании
этих требований (инструкции) сотрудники,
осуществляющие обработку информации,
выдают социологу-исследователю
номера тех анкет, информация
в которых не отвечает данным
требованиям, и сообщают ему
при этом характер ошибок. На
основании полученной информации
о тех или иных ошибках социолог-исследователь
принимает решение об их устранении,
корректируя, таким образом, полученную
информацию.
5. Создание
переменных. Собранная с помощью
анкет информация зачастую прямо
не отвечает на вопросы, которые
необходимо решать в ходе социологического
исследования. Это связано с тем,
что часто бывает очень сложно непосредственно
осуществить замеры той или иной изучаемой
характеристики. Для ее получения может
потребоваться выполнение ряда преобразований
собранных данных. Например, для фиксации
среднедушевого дохода необходимо задать
опрашиваемому вопросы о его зарплате
(доходе), доходах других членов семьи
и о количестве членов семьи. Затем для
получения показателя среднего дохода
нужно сложить содержащиеся в ответах
на вопросы о зарплатах цифры и разделить
полученную сумму на число членов семьи.
Создание переменных является процедурой,
в некотором смысле обратной процедуре
операционализации понятий, гдепеременные
являются показателями, изучению которых,
собственно, и посвящено социологическое
исследование. Для многих вопросов анкет
получаемая информация непосредственно
отвечает задачам исследования, и в этом
смысле сами вопросы являются переменными.
6. Статистический
анализ информации. По значимости
этот этап является ключевым
в анализе социологических данных.
В ходе статистического анализа
выявляют искомые статистические
закономерности и зависимости.
Социологи-исследователи, используя
широкий диапазон различных методов
математической статистики, могут
достаточно полно и всесторонне
проанализировать собранную социологическую
информацию. При этом применение
современной вычислительной техники,
оснащенной соответствующими программами
математико-статистической обработки
информации, — необходимое условие
оперативного и качественного
анализа социологических данных.
Под надежностью
социологической информации обычно
понимают общую характеристику эмпирических
данных, полученных в ходе социологических
исследований. Вообще надежной называют,
как правило, ту информацию, в которой,
во-первых, отсутствуют неучтенные
ошибки, т. е. ошибки, величину которых
социолог-исследователь не в состоянии
оценить; во-вторых, учтенные ошибки не
превышают некоторой заданной со
стороны социолога-исследователя
величины. При этом ошибки, о которых
социологу-исследователю известно,
могут быть иногда достаточно большими,
но не сказывающимися существенно на
надежности социологической информации.
Например, если ошибка репрезентативности
составляет 20 %, то социолог намерен
экстраполировать данные выборки на
всю генеральную совокупность лишь
тогда, когда различаются данные существенно
(например, более чем на 40 %), и эта информация
будет считаться надежной.
Понятие надежности
социологической информации, неопределенное
в силу его общего характера, конкретизируется,
как правило, перечислением учтенных
ошибок и контролируемых в исследовании
факторов. Поэтому в зависимости
от того, какие именно факторы контролируются,
социологические данные называют правильными,
точными, устойчивыми, обоснованными
или репрезентативными, т. е. в основу
классификации различных параметров,
характеризующих качество информации,
кладется, как правило, характер тех
или иных ошибок.Классификация ошибок
имеет большое значение для характеристики
надежности социологической информации.
В социологии все ошибки принято подразделять
на следующие две группы: инструментальные,
связанные в основном с инструментом исследования,
методикой, техникой и процедурой сбора
данных; теоретические (логические), которые
связаны, как правило, с несовершенством
теории, положенной в основу используемого
средства измерения, неверностью предположений,
обосновывающих измерительную процедуру,
неправильным выбором логической модели
того или иного изучаемого социального
явления или процесса [92, с. 88-89].
Инструментальные
ошибки, под которыми понимают различия
измеренного и истинного значений
признака, подразделяются, в свою очередь,
на случайные и систематические. Случайными
называют ошибки, которые при повторных
измерениях изменяются по вероятностным
законам. Так, если результат измерения
— некоторое число в метрической шкале,
то при большом количестве измерений отклонения
результата измерения в ту или другую
сторону от истинного значения встречаются
приблизительно с одинаковой частотой,
и при увеличении числа измерений средняя
арифметическая ошибка приближается к
нулю. Систематические же ошибки при повторных
измерениях остаются постоянными или
изменяются согласно закону детерминизма,
который гласит, что средняя ошибка с увеличением
числа измерений не уменьшается.
С рассмотренными
ошибками — теоретическими и инструментальными
(случайными и систематическими) —
тесно связаны характеристики надежности
социологической информации. Так, отсутствие
теоретических ошибок называется обоснованностью,
или ва-лидностъю, информации. При этом
полученные данные считают обоснованными
тогда, когда верны теоретические посылки,
положенные в основу измерительной процедуры,
т. е. когда есть уверенность в том, что
измеряется именно то свойство изучаемого
социального объекта, которое требуется
измерить.
Отсутствие случайных ошибок называют
точностью социологической информации.
Поскольку случайные ошибки представляют
собой разброс измеренного значения вокруг
истинного при повторных измерениях, то
точность информации тем выше, чем меньше
диапазон разброса и чем ближе измеренные
значения одно к другому. Эту характеристику
именуют также устойчивостью информации.
Близкой к означенному понятию является
категория воспроизводимости,под которой
подразумевают сходство результатов измерений,
выполняемых в различных условиях — в
различное время, различных местах, различными
средствами и методами.
Отсутствие систематических ошибок называется
правильностью социологической информации.
Таким образом, социологические данные
являются надежными, если они обоснованны
(т. е. валидны), точны и правильны.