Методы обработки и анализа социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:54, доклад

Описание

Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, при помощи методов сбора социологической информации: опроса (анкентирования или интервьюирования), наблюдения, изучения документов, эксперимента еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции, а также проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать, научно интегрировать.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 32.27 Кб (Скачать документ)

Используются  также методы повышения надежности социологической информации — способы  учета ошибок или контроля надежности эмпирических данных. Различают методы внешнего контроля и внутреннего  контроля. Первые связаны в основном с сопоставлением эмпирической информации в данном исследовании с какой-либо другой внешней информацией, вторые — непосредственно с изучением  распределения признаков в исследовании. Рассмотрим подробнее указанные  методы повышения надежности информации.

К методам  внешнего контроля надежности информации относятся следующие: контроль, внешний  относительно данных исследования, т. е. сопоставление последних с  данными повторного измерения (метод  перепроверки); контроль, внешний относительно инструмента исследования (анкеты), т. е. сопоставление данных опроса с  данными инструмента, которые считаются  эквивалентными (метод эквивалентных  форм); сопоставление данных опроса с реальным поведением; контроль, внешний относительно исследователя, т. е. сопоставление данных опроса с полученными тем же инструментом на том же массиве другим социологом-исследователем; контроль, внешний относительно объекта исследования, т. е. сопоставление данных опроса с полученными на другом социальном объекте.

Методы внутреннего  контроля надежности информации подразделяются так: изучение распределения признака по всей выборке, т. е. расчет репрезентативности посредством вычисления дисперсии  и учета количества опрашиваемых; изучение количества ответов на те или иные вопросы или пункты вопросов (выявление "неработающих" вопросов или градации вопросов); изучение формы распределения (наличие "выпадающих" значений, соответствие распределения нормальному); сопоставление распределений различных признаков по всему массиву; сопоставление вопросов, служащих для измерения одной и той же переменной, с итоговой переменной (сводным показателем); изучение гомогенности анкеты; устранение "субъективных" погрешностей путем учета "личного уравнения"респондента; изучение распределения признаков в различных подвы-борках: устранение влияния интервьюера с помощью метода Уорнера; дисперсионные критерии надежности для сопоставления данных, полученных при применении различных измерительных методик.                  Таким образом, методы повышения надежности социологической информации позволяют установить степень надежности или соответствия результатов исследования, полученных при повторном применении по той же методике и технике в аналогичных условиях, степень взаимосвязи и взаимной выводимости переменных и индикаторов, а также степень их соответствия эмпирическим данным, полученным в процессе социологических исследований.

 


Информация о работе Методы обработки и анализа социологической информации