Методы сбора эмпирической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание

Данная тема является актуальной, так как затрагивает интересы всего общества и отдельного человека в целом. Проведение социологических ис-следований крайне важно для развития общества, т.к. позволяет отражать полную картину общественной жизни, складывающуюся из мнения конкретных лиц, анализировать и констатировать результат из полученных данных. Проведение социальных опросов в виде анкетирования или интервьюирования позволяет получить достоверную «неискаженную» информацию для реализации необходимых мер в обществе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Опрос и его разновидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Анкетирование – как основной метод опроса, ее характери-стика, виды и структура. . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . 6
1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика. . . . . . . . . . 9
2. Качественные методы: case study, фокус-групп. . . . . . . . . . . . 12
3. Практическое задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Социология МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.docx

— 35.02 Кб (Скачать документ)

Содержание 

      Стр.

Введение .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 3

1. Опрос и его  разновидности.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 4

1.1. Анкетирование  – как основной метод опроса, ее характери-стика, виды и структура.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  ……….  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 6

1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика.  .  .  .  .  .  .  .  .  . 9

2. Качественные методы: case study, фокус-групп.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 12

3. Практическое задание.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 18

Заключение .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 19

Список использованной литературы .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 20 

 

 

 

Введение 

Тема моей контрольной  работы называется «Методы сбора  эмпирической информации». Для рассмотрения данной темы мне понадобится раскрыть сущность и специфику опроса, рассмотреть  его разновидности. Изучить самый  распространенный вид опроса – анкетирование, рассмотреть метод интервью, одного из видов опроса, дать ему характеристику. Также в данной работе следует  изучить документ, рассмотреть классификацию  документов, метод анализа документов, и в заключение данного исследования проанализировать сущность метод контент-анализа  и фокус-групп.

Данная тема является актуальной, так как затрагивает  интересы всего общества и отдельного человека в целом. Проведение социологических  ис-следований крайне важно для развития общества, т.к. позволяет отражать полную картину общественной жизни, складывающуюся из мнения конкретных лиц, анализировать и констатировать результат из полученных данных. Проведение социальных опросов в виде анкетирования или интервьюирования позволяет получить достоверную «неискаженную» информацию для реализации необходимых мер в обществе. 
 
 

 

1. Опрос и его разновидности 

Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема: как объективно изучить то или  иное социальное явление, как собрать  о нем достоверную информацию?

Под информацией  принято понимать в самом общем  виде передачу сообщений между передающей и принимающей системами, что  ведет к изменению разнообразия состоянии последней. Существует много разновидностей информации. Одна из наиболее важных для нас – социальная информация.

Социальная информация может рассматриваться как знание, характеризующее общественные явления, процессы, действия и взаимодействия людей и социальных общностей. Она  выступает также как знание о  связях между реальной деятельностью  людей и их сознанием (индивидуальным и общественным), об их воздействии  друг на друга.

Социологическая информация – частный случай социальной информации. Это информация, получаемая с помощью  социологических методов ее сбора  и интерпретируемая в границах социологической  науки. Что представляет собой эта  информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных  источников как объективного, так и субъективного характера. Так, в своей работе социолог использует официальные документы. Безусловно, это объективный источник социологической информации. Если же исследователь анализирует мнения, суждения, оценки людей, то мы имеем дело в этом случае с субъек-тивным источником социологической информации.

Социологическая информация может быть первичной и вторичной. Основная особенность первой состоит  в том, что ее получают в результате использования социологических  методов сбора информации (письменного  и устного опросов, социологического наблюдения, изучения личных документов, бюджетов времени и т.д.). Вторичная  социологическая информация – это  информация обработанная, подвергнутая анализу. Она выступает, как правило, в сжатой, лаконичной, обобщенной форме, обработанной и представленной часто  в виде графиков, таблиц, диаграмм. Именно на основе вторичной информации делаются выводы, имеющие значение для науки  и практики .

Социологический опрос  – это метод получения первичной  социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и  респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в  форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и  оценках людей.

Опрос – это форма  социально-психологического общения  между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки  можно получить обширную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя  вопросов. Опрос требует меньших  материальных затрат, чем социологическое  наблюдение или эксперимент. У метода опроса есть и другие достоинства. Он является универсальным, поскольку  выступает как источник знания о  внутренних побуждениях людей и  одновременно о событиях прошлого или  настоящего.

Опросный метод  имеет не только достоинства, но и  ограничения. Главное из них состоит  в том, что данные, полученные с  помощью опроса, выражают субъективное мнение респондентов, поэтому их нельзя абсолютизировать, а обязательно  нужно проверить информацией  объективного характера, добытой иными  методами. Отсюда следует важный вывод: для получения надежной, достоверной  информации опрос необходимо комбинировать  с другими методами.

Метод опроса отличается большим разнообразием видов (разновидностей), в частности: анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, теле-фонный опрос, интернет-опрос, прессовый опрос, экспертный опрос, телевизионный экспресс-опрос. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.

 

 

1.1. Анкетирование  – как основной метод опроса,

ее характеристика, виды и структура 

Анкетирование –  это письменный опрос, при котором  общение между ис-следователем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при неболь-шом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей .

Анкетирование может  быть групповым и индивидуальным. Групповой ан-кетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой в 15–20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет. Индивидуальное анкетирование – это способ проведения опроса «один на один» с анкетером. В этом случае у человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей.

Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респон-дентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Выступая основным инструментом социологического опроса, анкета служит для сбора первичной социологической информации.

Анкета имеет строгую  структуру и включает несколько  элементов: титульный лист, вводную, основную, заключительную части. Титульный  лист содержит: название организации, проводящей исследование; название анкеты; год исследования, регион (город), где  проводится опрос.

Первая часть –  вводная – представляет собой  непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях  и задачах исследования, под-черкивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. В конце вводной части выражается признательность за участие в опросе. Задача вводной части – создать определенный настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.

Вторая часть анкеты – основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение  необходимой информации. Поскольку  анкета пресле-дует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «контактные» вопросы – простые доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок. При этом важно соблюдать принцип расположения вопросов: усложнение их от анкеты и упрощение от середины к ее концу (что связано с накоплением усталости респондента при заполнении анкеты).

Поскольку социологическое  исследование предполагает решение  ряда задач, то для каждой из них  разрабатывается, как правило, отдельный  блок вопросов. В этом блоке можно  выделить четыре типа вопросов: 1) вопросы, содержащие указание на объективную  включенность респондента в ситуацию (например, «Занимаетесь ли Вы спортом?»); 2) вопросы, содержащие указание на мотив  включенности («Что побудило вас заняться спортом?»); 3) вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью респондента в ситуацию («Удовлетворены ли вы занятиями спортом?»); 4) вопросы, раскрывающие ожидания от дальнейшего участия в этом виде деятельности («Собираетесь ли вы заниматься новыми для вас видами спорта?»).

В третьей части  анкеты – так называемой «паспортичке» – выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респон-денту за заполнение анкеты.

Анкета не должна быть слишком длинной. Время ее заполнения для взрос-лого человека – 40–45 минут, для учащегося – на 10 минут меньше. Если времени требуется больше, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми ре-спонденту уже не хочется думать.

Классификация вопросов. Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме (табл. 1).

Таблица 1

Классификация вопросов 

ВОПРОСЫ

По структуре По функциям По содержанию По форме

закрытые основные вопросы о событи-ях, фактах прямые

открытые контрольные вопросы о мотивах, оценках косвенные

полузакрытые фильтрующие  прожективные

      контактные  

      ловушки   

Вопросы делятся  на открытые, полузакрытые и закрытые. Первые не пред-лагают респонденту никаких вариантов ответов. Например,

«Что вам не нравится в вашей работе?»_______________________________

Открытые вопросы  дают респонденту возможность высказать  предельно по-дробно свое мнение, здесь велика вероятность получить его интересные и подчас неожиданные суждения и оценки. Но часто бывают и «отписки», пропуски, вызван-ные нежеланием думать над проблемой, формулировать, отвечать на вопрос. Главная трудность открытых вопросов – в сложности формализации и обработки ответов.

В отличие от открытых, закрытые вопросы предлагают респонденту  вариан-ты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или не-сколько из них. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предполагающи-ми выбор одного ответа из перечня возможных, и неальтернативными (вопросы-меню), позволяющими респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях  и вопросы о мотивах, оценках, установках, мненияx.

По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно  к лич-ности респондента (например, «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли вы вашей работой?»), и косвенные, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, «Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них вы считаете наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самоуважении, соци-альной и психологической дистанции в ходе опроса и т. д. По форме выделяют также прожективные вопросы, в которых ситуация как бы предполагается, задается (например, «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?»).

При составлении  анкеты необходимо учитывать следующие  правила:

1. в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежаться другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними;

2. контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования;

3. вопросы надо формулировать так, чтобы вызвать желание давать на них точные и достоверные ответы;

4. язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к разговор-ной речи обследуемых;

Информация о работе Методы сбора эмпирической информации