Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:25, контрольная работа
Данная тема является актуальной, так как затрагивает интересы всего общества и отдельного человека в целом. Проведение социологических ис-следований крайне важно для развития общества, т.к. позволяет отражать полную картину общественной жизни, складывающуюся из мнения конкретных лиц, анализировать и констатировать результат из полученных данных. Проведение социальных опросов в виде анкетирования или интервьюирования позволяет получить достоверную «неискаженную» информацию для реализации необходимых мер в обществе.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Опрос и его разновидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Анкетирование – как основной метод опроса, ее характери-стика, виды и структура. . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . 6
1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика. . . . . . . . . . 9
2. Качественные методы: case study, фокус-групп. . . . . . . . . . . . 12
3. Практическое задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . .
Содержание
Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Опрос и его разновидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Анкетирование – как основной метод опроса, ее характери-стика, виды и структура. . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . 6
1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика. . . . . . . . . . 9
2. Качественные методы: case study, фокус-групп. . . . . . . . . . . . 12
3. Практическое задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной
литературы . . . . . .
. . . . . . . . .
. . . . 20
Введение
Тема моей контрольной работы называется «Методы сбора эмпирической информации». Для рассмотрения данной темы мне понадобится раскрыть сущность и специфику опроса, рассмотреть его разновидности. Изучить самый распространенный вид опроса – анкетирование, рассмотреть метод интервью, одного из видов опроса, дать ему характеристику. Также в данной работе следует изучить документ, рассмотреть классификацию документов, метод анализа документов, и в заключение данного исследования проанализировать сущность метод контент-анализа и фокус-групп.
Данная тема является
актуальной, так как затрагивает
интересы всего общества и отдельного
человека в целом. Проведение социологических
ис-следований крайне важно для развития
общества, т.к. позволяет отражать полную
картину общественной жизни, складывающуюся
из мнения конкретных лиц, анализировать
и констатировать результат из полученных
данных. Проведение социальных опросов
в виде анкетирования или интервьюирования
позволяет получить достоверную «неискаженную»
информацию для реализации необходимых
мер в обществе.
1. Опрос и его разновидности
Социальные процессы
и явления сложны, многовариантны,
имеют разнообразные формы
Под информацией принято понимать в самом общем виде передачу сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состоянии последней. Существует много разновидностей информации. Одна из наиболее важных для нас – социальная информация.
Социальная информация
может рассматриваться как
Социологическая информация – частный случай социальной информации. Это информация, получаемая с помощью социологических методов ее сбора и интерпретируемая в границах социологической науки. Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. Так, в своей работе социолог использует официальные документы. Безусловно, это объективный источник социологической информации. Если же исследователь анализирует мнения, суждения, оценки людей, то мы имеем дело в этом случае с субъек-тивным источником социологической информации.
Социологическая информация может быть первичной и вторичной. Основная особенность первой состоит в том, что ее получают в результате использования социологических методов сбора информации (письменного и устного опросов, социологического наблюдения, изучения личных документов, бюджетов времени и т.д.). Вторичная социологическая информация – это информация обработанная, подвергнутая анализу. Она выступает, как правило, в сжатой, лаконичной, обобщенной форме, обработанной и представленной часто в виде графиков, таблиц, диаграмм. Именно на основе вторичной информации делаются выводы, имеющие значение для науки и практики .
Социологический опрос
– это метод получения
Опрос – это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получить обширную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Опрос требует меньших материальных затрат, чем социологическое наблюдение или эксперимент. У метода опроса есть и другие достоинства. Он является универсальным, поскольку выступает как источник знания о внутренних побуждениях людей и одновременно о событиях прошлого или настоящего.
Опросный метод имеет не только достоинства, но и ограничения. Главное из них состоит в том, что данные, полученные с помощью опроса, выражают субъективное мнение респондентов, поэтому их нельзя абсолютизировать, а обязательно нужно проверить информацией объективного характера, добытой иными методами. Отсюда следует важный вывод: для получения надежной, достоверной информации опрос необходимо комбинировать с другими методами.
Метод опроса отличается большим разнообразием видов (разновидностей), в частности: анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, теле-фонный опрос, интернет-опрос, прессовый опрос, экспертный опрос, телевизионный экспресс-опрос. Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
1.1. Анкетирование – как основной метод опроса,
ее характеристика,
виды и структура
Анкетирование – это письменный опрос, при котором общение между ис-следователем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при неболь-шом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей .
Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой ан-кетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой в 15–20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет. Индивидуальное анкетирование – это способ проведения опроса «один на один» с анкетером. В этом случае у человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей.
Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респон-дентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Выступая основным инструментом социологического опроса, анкета служит для сбора первичной социологической информации.
Анкета имеет строгую структуру и включает несколько элементов: титульный лист, вводную, основную, заключительную части. Титульный лист содержит: название организации, проводящей исследование; название анкеты; год исследования, регион (город), где проводится опрос.
Первая часть – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, под-черкивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. В конце вводной части выражается признательность за участие в опросе. Задача вводной части – создать определенный настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.
Вторая часть анкеты – основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета пресле-дует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «контактные» вопросы – простые доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок. При этом важно соблюдать принцип расположения вопросов: усложнение их от анкеты и упрощение от середины к ее концу (что связано с накоплением усталости респондента при заполнении анкеты).
Поскольку социологическое исследование предполагает решение ряда задач, то для каждой из них разрабатывается, как правило, отдельный блок вопросов. В этом блоке можно выделить четыре типа вопросов: 1) вопросы, содержащие указание на объективную включенность респондента в ситуацию (например, «Занимаетесь ли Вы спортом?»); 2) вопросы, содержащие указание на мотив включенности («Что побудило вас заняться спортом?»); 3) вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью респондента в ситуацию («Удовлетворены ли вы занятиями спортом?»); 4) вопросы, раскрывающие ожидания от дальнейшего участия в этом виде деятельности («Собираетесь ли вы заниматься новыми для вас видами спорта?»).
В третьей части анкеты – так называемой «паспортичке» – выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респон-денту за заполнение анкеты.
Анкета не должна быть слишком длинной. Время ее заполнения для взрос-лого человека – 40–45 минут, для учащегося – на 10 минут меньше. Если времени требуется больше, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми ре-спонденту уже не хочется думать.
Классификация вопросов. Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме (табл. 1).
Таблица 1
Классификация вопросов
ВОПРОСЫ
По структуре По функциям По содержанию По форме
закрытые основные вопросы о событи-ях, фактах прямые
открытые контрольные вопросы о мотивах, оценках косвенные
полузакрытые фильтрующие
контактные
ловушки
Вопросы делятся на открытые, полузакрытые и закрытые. Первые не пред-лагают респонденту никаких вариантов ответов. Например,
«Что вам не нравится
в вашей работе?»______________
Открытые вопросы
дают респонденту возможность
В отличие от открытых, закрытые вопросы предлагают респонденту вариан-ты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или не-сколько из них. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предполагающи-ми выбор одного ответа из перечня возможных, и неальтернативными (вопросы-меню), позволяющими респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мненияx.
По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно к лич-ности респондента (например, «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли вы вашей работой?»), и косвенные, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, «Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них вы считаете наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самоуважении, соци-альной и психологической дистанции в ходе опроса и т. д. По форме выделяют также прожективные вопросы, в которых ситуация как бы предполагается, задается (например, «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?»).
При составлении анкеты необходимо учитывать следующие правила:
1. в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежаться другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними;
2. контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования;
3. вопросы надо формулировать так, чтобы вызвать желание давать на них точные и достоверные ответы;
4. язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к разговор-ной речи обследуемых;