Методы сбора эмпирической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание

Данная тема является актуальной, так как затрагивает интересы всего общества и отдельного человека в целом. Проведение социологических ис-следований крайне важно для развития общества, т.к. позволяет отражать полную картину общественной жизни, складывающуюся из мнения конкретных лиц, анализировать и констатировать результат из полученных данных. Проведение социальных опросов в виде анкетирования или интервьюирования позволяет получить достоверную «неискаженную» информацию для реализации необходимых мер в обществе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Опрос и его разновидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Анкетирование – как основной метод опроса, ее характери-стика, виды и структура. . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . 6
1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика. . . . . . . . . . 9
2. Качественные методы: case study, фокус-групп. . . . . . . . . . . . 12
3. Практическое задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Социология МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.docx

— 35.02 Кб (Скачать документ)

Общая структура  социологического наблюдения выглядит следующим образом. Сначала определяются цели и задачи наблюдения (для чего наблюдать?). Затем выбираются объект, предмет и ситуации наблюдения (что  наблюдать?) и избирается способ наблюдения, наименее влияющий на объект и обеспечивающий в оптимальном варианте сбор первичной  социологической информации (как  наблюдать?). После этого определяется способ регистрации наблюдаемых  событий, действия, поведения (как вести  записи?). Наконец, последняя задача – обработка и интерпретация  полученной в процессе наблюдения социологической  информации (каков результат?).

Виды социологического наблюдения. Виды наблюдения рассматриваются  в зависимости от степени формализованности, положения наблюдателя, условий организации регулярности, упорядоченности наблюдения, места и др.

В соответствии со степенью формализованности наблюдения делятся на неструктурированные и структурированные. Первые применяются при отсутствии четких гипотез и детального плана действий наблюдателя. Примером является наблюдение за поведением стихийно возникшей митингующей толпы. В ходе неструктурированного наблюдения понимание исследователем наблюдаемой ситуации меняется, что приводит к изменению направления наблюдения.

Следующая классификация  видов наблюдения связана с положением наблюдателя. В зависимости от него наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. При этом он находится в контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Ннаблюдатель становится частью наблюдаемой ситуации, влияет на нее и сам подвергается ее воздействию. При этом характер включенности может быть разным. Исследователь либо полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые не выделяют его из группы, либо он участвует в деятельно-сти группы, не скрывая своих исследовательских целей.

Что касается невключенного наблюдения, то оно предполагает изуче-ние ситуации социологом со стороны, когда он не участвует в жизни иссле-дуемого объекта, не вступает в прямые контакты с участниками ситуации, оказывается вне поля их зрения .

 

3. Практическое задание 

Представьте, что  Вы выбираете для работы кандидатуру  социолога из числа специалистов, имеющих:

– философское образование  и курсы социологов;

– социологическое  образование;

– инженерное образование  и курсы социологов;

– историческое образование (или педагогическое, юридическое) и  курсы социологии.

Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните. 

Я считаю, что из представленного  перечня специальностей, более всего  целесообразно, выбрать историческое, педагогическое или юридическое  образование. Почему? Как известно, социолог работает с людьми и среди  людей, находится в тесном контакте с общественностью и его мнением. Поэтому он должен обладать такими качествами как, коммуникабельность, общительность, обладать определенным уровнем знаний (зачастую обладать достаточно высоким  уровнем интеллекта), обладать рядом  качеств, таких как доброжелательность, терпеливость и, пожалуй, быть немного  психологом, чтобы лучше понимать и работать с людьми. Специалист с педагогическим образованием, как  правило, является грамотным и образованным человеком, что крайне необходимо социологу, так как умение правильно излагать свои мысли (письменно, устно) является неотъемлемым критерием успешной его  работы. Поэтому педагогическое образование  как нельзя лучше отражает те требования, которые предъявляются к нему, как к специалисту в данной области.

Историческое же образование важно для общего уровня развития любого специалиста, но в данном случае социологу оно  просто необходимо, т.к. знание истории  развития человечества, его прошлого и настоящего, помогает социологу  оценивать конкретную ситуацию, имея представление о прошлом опыте  и на основе этих знаний строить  свои суждения и размышления в  настоящем.

Социологи должны уметь  анализировать собранную информацию, уметь выстраивать логические взаимосвязи  при проведении научных исследований, уметь правильно формулировать  свои мысли, четко их выражать, а  для этого социологу хорошо бы иметь юридическое образование.

 

Заключение 
 

И в заключении, подводя  итог выполненной работы, хотелось бы отметить, что в данной работе я рассмотрела наиболее распространенные методы сбора эмпирической информации, а именно опрос и интервьюирование. В работе представлена достаточно полная характеристика каждого метода, рассмотрены  основные аспекты каждого метода, виды используемых методов, выявлены достоинства  и недостатки каждого из них. И  должна отметить, что социологические  исследования, проводимые на основе самого распространенного метода – метода опросных анкет или  с помощью  метода интервьюирования респондентов, позволяют получить социологу наиболее качественную, полезную и разнообразную  социологическую информацию.

 

Список литературы 

1. Зборовский Г.Е., Жуклина Е.А.. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.– 196 с.

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Издательство Магистр, 1996. – 272 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 2-е изд., исп. – М.: «Книжный дом и Университет», 2002. – 296 с., илл.

4. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.

Информация о работе Методы сбора эмпирической информации