Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:25, контрольная работа
Данная тема является актуальной, так как затрагивает интересы всего общества и отдельного человека в целом. Проведение социологических ис-следований крайне важно для развития общества, т.к. позволяет отражать полную картину общественной жизни, складывающуюся из мнения конкретных лиц, анализировать и констатировать результат из полученных данных. Проведение социальных опросов в виде анкетирования или интервьюирования позволяет получить достоверную «неискаженную» информацию для реализации необходимых мер в обществе.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Опрос и его разновидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Анкетирование – как основной метод опроса, ее характери-стика, виды и структура. . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . 6
1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика. . . . . . . . . . 9
2. Качественные методы: case study, фокус-групп. . . . . . . . . . . . 12
3. Практическое задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . .
Общая структура социологического наблюдения выглядит следующим образом. Сначала определяются цели и задачи наблюдения (для чего наблюдать?). Затем выбираются объект, предмет и ситуации наблюдения (что наблюдать?) и избирается способ наблюдения, наименее влияющий на объект и обеспечивающий в оптимальном варианте сбор первичной социологической информации (как наблюдать?). После этого определяется способ регистрации наблюдаемых событий, действия, поведения (как вести записи?). Наконец, последняя задача – обработка и интерпретация полученной в процессе наблюдения социологической информации (каков результат?).
Виды социологического наблюдения. Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от степени формализованности, положения наблюдателя, условий организации регулярности, упорядоченности наблюдения, места и др.
В соответствии со степенью формализованности наблюдения делятся на неструктурированные и структурированные. Первые применяются при отсутствии четких гипотез и детального плана действий наблюдателя. Примером является наблюдение за поведением стихийно возникшей митингующей толпы. В ходе неструктурированного наблюдения понимание исследователем наблюдаемой ситуации меняется, что приводит к изменению направления наблюдения.
Следующая классификация видов наблюдения связана с положением наблюдателя. В зависимости от него наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализирует процессы. При этом он находится в контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Ннаблюдатель становится частью наблюдаемой ситуации, влияет на нее и сам подвергается ее воздействию. При этом характер включенности может быть разным. Исследователь либо полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые не выделяют его из группы, либо он участвует в деятельно-сти группы, не скрывая своих исследовательских целей.
Что касается невключенного наблюдения, то оно предполагает изуче-ние ситуации социологом со стороны, когда он не участвует в жизни иссле-дуемого объекта, не вступает в прямые контакты с участниками ситуации, оказывается вне поля их зрения .
3. Практическое задание
Представьте, что Вы выбираете для работы кандидатуру социолога из числа специалистов, имеющих:
– философское образование и курсы социологов;
– социологическое образование;
– инженерное образование и курсы социологов;
– историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологии.
Какой вариант Вы
выбрали бы? Объясните.
Я считаю, что из представленного
перечня специальностей, более всего
целесообразно, выбрать историческое,
педагогическое или юридическое
образование. Почему? Как известно,
социолог работает с людьми и среди
людей, находится в тесном контакте
с общественностью и его
Историческое же образование важно для общего уровня развития любого специалиста, но в данном случае социологу оно просто необходимо, т.к. знание истории развития человечества, его прошлого и настоящего, помогает социологу оценивать конкретную ситуацию, имея представление о прошлом опыте и на основе этих знаний строить свои суждения и размышления в настоящем.
Социологи должны уметь
анализировать собранную
Заключение
И в заключении, подводя итог выполненной работы, хотелось бы отметить, что в данной работе я рассмотрела наиболее распространенные методы сбора эмпирической информации, а именно опрос и интервьюирование. В работе представлена достаточно полная характеристика каждого метода, рассмотрены основные аспекты каждого метода, виды используемых методов, выявлены достоинства и недостатки каждого из них. И должна отметить, что социологические исследования, проводимые на основе самого распространенного метода – метода опросных анкет или с помощью метода интервьюирования респондентов, позволяют получить социологу наиболее качественную, полезную и разнообразную социологическую информацию.
Список литературы
1. Зборовский Г.Е., Жуклина Е.А.. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.– 196 с.
2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Издательство Магистр, 1996. – 272 с.
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 2-е изд., исп. – М.: «Книжный дом и Университет», 2002. – 296 с., илл.
4. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.