Методы сбора эмпирической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:25, контрольная работа

Описание

Данная тема является актуальной, так как затрагивает интересы всего общества и отдельного человека в целом. Проведение социологических ис-следований крайне важно для развития общества, т.к. позволяет отражать полную картину общественной жизни, складывающуюся из мнения конкретных лиц, анализировать и констатировать результат из полученных данных. Проведение социальных опросов в виде анкетирования или интервьюирования позволяет получить достоверную «неискаженную» информацию для реализации необходимых мер в обществе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Опрос и его разновидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Анкетирование – как основной метод опроса, ее характери-стика, виды и структура. . . . . . . . . . . ………. . . . . . . . . . . 6
1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика. . . . . . . . . . 9
2. Качественные методы: case study, фокус-групп. . . . . . . . . . . . 12
3. Практическое задание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Социология МЕТОДЫ СБОРА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.docx

— 35.02 Кб (Скачать документ)

5. в анкете не должно быть двусмысленных вопросов, абстрактных и много-значных терминов, вопросы должны быть понятны респонденту;

6. в одном варианте ответа не должно содержаться сразу несколько идей, например: «Работа интересная и хорошо оплачиваемая».

7. вопросы не должны задевать самолюбия и достоинства респондента, вы-зывать у него отрицательные эмоции . 

1.2. Интервьюирование, понятие и характеристика 

Общая характеристика. Это метод получения первичной  социологической информации путем  непосредственной беседы интервьюера  и респондента. Он основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии, представляет собой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Преимущества метода интервью перед письменным опросом  заключаются в следующем:

1)  при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

2)  этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам;

3)  опытный социолог поймет, искренне или нет отвечает респондент. В силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Однако и у этого  метода есть свои недостатки. Интервьюирование – сложный, трудоемкий процесс, требующий  от социолога высочайшего профессионализма. Используя этот метод невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить  более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает  «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой ин-формации.

Виды интервью. Интервью может проводиться но месту работы (учебы) или дома – в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера.

По технике проведения интервью подразделяется на формализован-ное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Ответы респондента фиксируются в бланке интервью.

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией  пове-дения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной про-блеме, обстановка доверительности. Целью свободного интервью является получение разносторонней информации об объекте исследования, углубле-ние представлений об изучаемой проблеме. Такое интервью удобнее записывать на магнитофон (с разрешения респондента).

Еще одна классификация  интервью основана на выделении группового и индивидуального в зависимости  от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

Содержание интервью во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит  о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем  следует установление контакта с  респондентом. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной для интервью атмосферы. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент полностью  «вошел» в беседу, ее можно усложнить. Здесь не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а  теперь другое»), и просьбы пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и  встречные вопросы («А как вы думаете  об этом..,») и уточняющие вопросы («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых – до 1–1,5 часа, учащихся – 45 минут.

Качество получаемой в ходе интервью информации определяют четыре фактора: личность респондента, личность интервьюера, качество инструмента, ситуация интервью . 
 

 

2. Качественные методы: case study, фокус-групп 

Сбор первичной  социологической информации начинается с анализа документов. Документ –  это предмет, созданный человеком  для хранения и передачи информации. Метод изучения документов в социологии означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или  печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий  те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Какие  бы социальные процессы и явления  ни изучал социолог, он не может составить  себе целостное, комплексное представление, не обратившись к анализу документальных источников.

Часто, прежде чем  приступить к формулированию задач  и гипотез, необходимо изучить соответствующую  документальную информацию. В целом  ряде социологических исследований метод анализа документов является основным. Это в частности, касается прикладных исследований в промышленной социологии, которые строятся на основе изучения документации предприятий, фирм, их отчетов в министерства и  ведомства, органы статистики.

Виды документов. Существует несколько классификаций  документов. В соответствии с одной  из них документальная информация делится  по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй – личные материалы: письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

В зависимости от формы, в которой фиксируется  информация, и технических средств  фиксации различают документы: письменные (материалы архивов, прессы, личные документы), иконографические (кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др.), статистические, фонетические (магнитофонные записи, грампластинки).

В зависимости от мотивации в социологии рассматриваются  спрово-цированные и неспровоцированные документы. Первые, называемые также целевыми документами, инициируются социологами (например, написание сочинении, отклики па объявления и т.д.). Вторые создаются по инициативе самих авторов документов. Их называют также наличными документами.

По степени персонификации различают личные и безличные  доку-менты. Личные документы касаются отдельного, конкретного человека и, как правило, заверены подписями должностных лиц. Это карточки индивидуального учета, библиотечные формуляры, анкеты, характеристики, рекомендательные письма, заявления и др. Безличными считаются документы, не касающиеся отдельных лиц, а содержащие информацию общего характера. Например, протоколы, постановления, коммюнике, стенограммы, данные прессы документы учреждений, организаций. 

Методы анализа  документов. При работе с документами  имеет значение знание методов и  способов анализа материалов. Выделяют неформализованные (традиционные) и  формализованные методы. Первые предполагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. При применении неформализованных методов очень  важен опыт исследователя, его знание предмета, интуиция. Эти методы используют: а) при анализе уникальных документов, где необходима всесторонняя содер-жательная интерпретация документального материала; б) если документальных данных не хватает для массовой обработки либо сами данные нерепрезентативны.

Анализ документов традиционными (качественными) методами не за-страхован от субъективных смещений. Их причинами могут быть либо психологические особенности исследователя (недостаточная устойчивость внимания, памяти, утомляемость), либо неосознанные психологические реакции на содержание документа (пропуск «неприятных» моментов, выделение «приятных»). Поэтому как альтернатива ему возник количественный формализованный метод, получивший название контент-анализа (что в переводе с английского языка означает анализ содержания).

Суть количественного  анализа заключается в том, что  в документе выделяются такие  признаки и свойства (ключевые понятия, стандартные фразы и т.п.), которые  отражают его содержание и которые  можно подсчитать.

К количественному, формализованному анализу прибегают  тогда, когда:

а) нужна высокая степень объективности анализа информации;

б) требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных;

в) сравниваемые характеристики анализа сопоставимы (например, содержание газетных сообщений – численности  подписчиков – их мнения об этих материалах).

Задача контент-анализа  состоит в том, чтобы перевести  текстовую информацию в количественные показатели. Для его осуществления  выделяется два типа единиц – единицы  анализа и единицы счета. Первые – это понятия (слово, термин, словосочетание); темы, выраженные в частях текста; имена людей, названия, общественные события, факты, случаи и т.д. Определив для себя единицу счета, т.е. частоту упоминания в тексте единицы анализа .

Метод фокус-групп был введен Р. Мертоном с соавторами. Для разъяснения этого метода необходимо раскрыть три основных понятия, лежащих в основе этого метода: глубокое интервью, фокусированное интервью, групповое интервью.

Термин «глубокое  интервью» имеет различные значения в зависимости от того, используется он как психологическое или социологическое  понятие. В социо-логии этот термин используется в значении, связанном со словом «зондирование». Зондированием называется техника, побуждающая респондентов дополнить, разъ-яснить или объяснить то, что уже было ими сказано. В количественном инструмен-тарии во всех необходимых случаях в анкетах имеется одно из следующих указаний интервьюеру: не зондировать, зондировать один раз, зондировать два раза и т.д.

Термин «фокусированное  интервью является изобретением самого Мертона и его коллег и звучит так: «Фокусированное интервью отличается в некоторых отношениях от других типов исследовательского интервью. Во-первых, интервьюируемые лица должны быть участниками некоторой ситуации: они просмотрели фильм, прослушали радиопрограмму, статью или книгу, принимали  участие в психологическом эксперименте. Во-вторых, гипотетически важные элементы, а также характер, процессы и общая  структура этой ситуации предварительно проанализированы социологом, на основе чего он пришел к ряду гипотез. В-третьих, на основе этого анализа разработан план проведения интервью, в котором  очерчиваются важнейшие области  исследования и гипотезы. В-четвертых, интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее  проанализированной ситуации (см. 2, стр. 29).

О групповом интервью Мертон и его соавторы пишут так  «Совершенно очевидно, что индивидуальное интервью всегда предпочтительнее группового. У последнего есть преимущества и  недостатки, причем оказывается, что  преимущества значительно превышают  недостатки, когда стремимся выявить  различные понимания одной и  той же ситуации большим числом людей.

По мнению автора, термин «фокус-группы» сегодня прочно соединился с техникой групповых  интервью, проводимых в сфере маркетинга и при использовании подобной техники за пределами этой сферы .

Метод социологическое  наблюдение. Означает направленное, систематическое, непосредственное отслеживание, фиксацию и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. В  его программе должны также содержаться  объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации. Для фиксации результатов  наблюдения используется специальный  дневник.

В отличие от обыденного наблюдения – непроизвольной деятельности человека, связанной с познанием  окружающего мира, научное социологическое  наблюдение подчиняется следующим  правилам: а) оно должно соответствовать  цели исследования; б) оно планируется  и проводится по определенной схеме; в) фиксация фактов производится на операционном языке, понятном другим исследователям; г) выбор способов наблюдения осуществляется в зависимости от характера изучаемых  явлений и возможностей исследователя; д) должна иметь место проверка объективности и надежности наблюдения другими методами и другими исследователями.

Достоинства этого  метода заключается в том, что, во-первых, возникает прямой контакт между  исследователем и объектом исследования; во-вторых, наблюдение ведется в  процессе изменения и развития изучаемых  событий; в-третьих, поведение людей (социальных общностей) наблюдается  одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях; в-четвертых, при широко организованном наблюдении можно описать поведение  всех участников процесса взаимодействия социальных общностей.

Недостатками же этого метода является то, что иногда становится сложным, а иногда невозможным  повторное наблюдение (поскольку  наблюдаемый процесс далеко не всегда воспроизводится). Далее, наблюдение социальных процессов ограничено во времени. Кроме  того, существует опасность адаптации  социолога к ситуации, потери способности  объективно ее оценивать, особенно в  условиях включенного наблюдения.

Информация о работе Методы сбора эмпирической информации