Методы сбора социальной информации (на конкретном примере)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:50, контрольная работа

Описание

Социология особенно важна в наше нестабильное время. Она должна помогать правящим структурам поддерживать какую-то стабильность в обществе, таком хрупком в последнее время. Все это более или менее понятная сторона социологии. После того, как мы узнаем общественное мнение, уже будет ясно - что надо сделать, чтобы в следующий раз мнение по этому вопросу было лучше.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава №1. Метод опроса. Анкетирование ……………………………..4
Глава №2. Методы анализа документов и метод экспертной оценки……………………………………………….8
Заключение ……………………………………………………………….15
Список использованной литературы ………

Работа состоит из  1 файл

КР Методы сбора социальной информации.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

ФГОУ  ВПО «Калининградский Государственный  Технический Университет»

Кафедра социальных наук, педагогики и права. 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

Тема: Методы сбора социальной информации (на конкретном примере) 
 

Выполнил  студент группы

КР.63.080301.Д.08.ПЗ

Букарев Николай Андреевич 
 
 

Контрольная работа сдана:                                 Контрольную работу проверил:

_____________(число,  месяц, год)                     Кретов Юрий Алексеевич 

К защите:____________ 
 

«Калининград  – 2010» 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………3

Глава №1. Метод опроса. Анкетирование ……………………………..4

Глава №2. Методы анализа документов                                                               и метод экспертной оценки……………………………………………….8

Заключение ……………………………………………………………….15

Список  использованной литературы …………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Социология - наука, изучающая общество. Эта  наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Конечно, речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.

     Социология  особенно важна в наше нестабильное время. Она должна помогать правящим структурам поддерживать какую-то стабильность в обществе, таком хрупком в последнее время. Все это более или менее понятная сторона социологии. После того, как мы узнаем общественное мнение, уже будет ясно - что надо сделать, чтобы в следующий раз мнение по этому вопросу было лучше.

     А как узнать мнение общества? Каковы методы сбора социологической информации?

     Ответ на этот вопрос и будет целью данной работы.

      Для сбора социологической информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящена эта контрольная работа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава №1. Метод опроса.   

Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

      Специфика метода состоит прежде всего в  том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

      Каждый  вариант опроса представляет собой  одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса(1. с.52-54).

      Метод опроса, опирающийся на достаточное  число обученных анкетёров или  интервьюеров, позволяет в максимально  короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей  природе информацию.

      Однако, всегда следует учитывать возможное  искажение информации, полученной методом  опроса, связанное с особенностями  процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей. 
 
 
 

Анкетирование

Наиболее  распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

      Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

      При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

      Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

      Все вопросы можно классифицировать:

  • по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
  • по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
  • по функции (основные и неосновные).
 

      Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

      Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

      Открытые  вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

     Полузакрытые  вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставлятся возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

      Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

      Основные  вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы)(2. с.41-46). 

     При проведении анкетного опроса проходится три этапа:

  1. подготовительный этап (включающий разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).
  2. оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

     3)результирующий  этап – обработка полученной  информации 

Любая анкета включает в себя три основные части :

  1. вводную
  2. содержательную (основную) часть
  3. заключительную часть (паспортичку)

     Во  введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

     Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

     Особое  значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

     Содержание  анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты(2. с.52-55).

Почтовый  опрос

Почтовый  опрос - разновидность анкетирования и правомерно рассматривается как эффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. Нет надобности в подборе, обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще одним позитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобного для него времени заполнения анкеты.

Интервьюирование

При интервьюировании контакт между исследователем и  респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Метод анализа  документов и метод  экспертной оценки

Анализ документов – один из широко применяемых и  эффективных методов сбора и  анализа первичной информации. Документы  с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

Виды  документов

 

К этому понятию  в прикладной социологии относятся в первую очередь различного рода материалы (документы), предназначенные для хранения и передачи информации.

     Существует  ряд оснований для классификации  документов:

Информация о работе Методы сбора социальной информации (на конкретном примере)