Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:37, реферат
Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических и организационно-технических процедур,
подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом
социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы,
плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи
исследователя, выписки из документов).
ВВЕДЕНИЕ ......................3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ....4
2. ВЫБОРКА.......................6
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ..........8
3.1. ОПРОС
3.2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3.3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................27
Каталог :: Социология
Реферат: Методы социологических исследований
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................3
1. ВИДЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ..
2. ВЫБОРКА.......................
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ..........8
3.1. ОПРОС
3.2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3.3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................27
ВВЕДЕНИЕ
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня:
общесоциологическую теорию,
специальные социологические
социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими,
прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня
дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений
и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических
и организационно-технических
подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом
социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы,
плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи
исследователя, выписки из документов).
Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования
информации к обработке,
составление программы
Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка
научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации
для заказчика, субъекта.
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей
и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное
(пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой
вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет
обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа.
Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от
20 до 100 человек.
Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В
ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.
Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С
его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное
представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование
возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных.
Сочетание методов повышает
достоверность и полноту
сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое
исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса,
но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого
исследования – поиск причинно-следственных связей.
Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное
исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное
представление об определенных элементах изучаемого социального явления или
процесса.
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с
составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов –
методологического и методического.
В методологический раздел программы входят:
а) формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;
б) определение объекта и предмета социологического исследования;
в) определение задач
Методический раздел программы предполагает определение изучаемой
совокупности, характеристику
методов сбора первичной
информации, последовательность применения инструментария для ее сбора,
логическую схему обработки собранных данных.
Существенной частью программы любого исследования является прежде всего глубокое
и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов
изучения социальной проблемы, под которой следует понимать «социальное
противоречие», осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие
между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности,
возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей,
препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами
деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей
[1].
Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета
исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.
Объектом исследования
могут любой социальный
жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы.
Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную
ситуацию.
Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики,
присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической
точки зрения, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие
свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.
Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в
зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована
как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание
уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования
определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая
работа.
2. ВЫБОРКА.
Объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки сотни тысяч
людей. Если объект исследования состоит из 200-500 человек, они все могут
быть опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования
насчитывает более 500 человек, то единственно верным способом будет
применение выборочного метода.
Выборка –
это совокупность элементов
исследования, подлежащая непосредственному изучению
[2].
Выборка должна учитывать
взаимосвязи и
характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса
выбираются на основании
учета важнейших признаков
образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки
необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или
генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность
есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического
анализа.
Выборочная
совокупность – это
совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной
совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут
выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие
коллективы.
2.1
ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия,
учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы
признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а
среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической
выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и
т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.
Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная
совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные
части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число
респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в
ней.
Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц
исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы.
Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если
группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту,
видам обучения.
Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще
всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной
выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей,
читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру
массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы
такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют
метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо
контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов,
попавших в отборочную совокупность.
Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения.
Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические
данные о контрольных
признаках элементов
признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает
четырех, так как при
большем числе показателей
практически невозможным.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и
место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три основных
метода сбора социологической информации:
1) Опрос, который делится на два подкласса:
а) анкетный опрос
б) интервью
2) анализ документов
3) наблюдения
Опрос –
метод сбора первичной
вопросами к определенной группе людей[3].
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале
XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848
году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.
Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.
Социологический опрос имеет три отличительные черты:
1)
Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного
человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и
затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется
общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные,
исследователь выявляет социальные типы личности.
2)
Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в
результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист.
3)
опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается
научный факт.
Существует две основные разновидности опроса:
- анкетирование;
- интервьюирование.
АНКЕТИРОВАНИЕ.
Анкета (Франц.
– расследование)– опросный
заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам
[4]. Респонденты рассматриваются
в качестве объекта
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что
обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.
Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:
· Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае
респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.
· Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно
повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны
следовать за более простыми.
· Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим.
Лучше всего, если он будет нейтральным.
· Трудные
вопросы целесообразно
«включился» в тему.
· Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем
без исключения).
· Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна