Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:37, реферат
Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических и организационно-технических процедур,
подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом
социальном явлении.
Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы,
плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.
Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи
исследователя, выписки из документов).
ВВЕДЕНИЕ ......................3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ....4
2. ВЫБОРКА.......................6
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ..........8
3.1. ОПРОС
3.2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3.3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................27
идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое
важное требование социологического исследования.
· Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести»
опрашиваемого к новой теме. Это делается с помощью обращения к респонденту в
определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас высказать свое мнение
о.».
В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой принять
участие в проводимом исследовании.
Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и ориентирует его
на конкретное задание при заполнении анкеты.
Вопросы анкеты различаются по:
- содержанию;
- форме.
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую
представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по содержанию
является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения,
об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом.
По форме вопросы делятся на:
1.Открытые вопросы
виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы
выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует
заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум
информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога.
Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их
кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования
ЭВМ.
2. Полузакрытые вопросы.
Здесь наряду с набором
ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного
перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по
обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и
закрытости.
3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой
необходимо отметить тот или иной показатель.
Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание
вариантов предлагаемых ответов.
4.
Альтернативные вопросы
ответы по принципу “да -
нет”, носят взаимоисключающий
предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами
альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е.
уравновешены.
5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть
воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в
некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его
оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие
делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”
Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди
поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно
рассказать о своем поведении.
6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы,
при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них.
В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда,
когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких
вопросов желательно переходить к более простым.
Пример:
“Какими источниками информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе событий
общественной жизни?”
О событиях
Внутри страны За рубежом
посто-янно когда как редко посто-янно когда как редко
Радио
Телевидение
Политические информации
Газеты
Беседы с товарищами
Общественно - политические журналы
Лекции
Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов возникает
утомление, рассеивание внимания, возникает эффект излучения.
Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.
По предметному
содержанию вопросы можно
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о
социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих.
Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные
паспортички, а также нести информацию, о его действиях, поступках или их
последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что
может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа,
имеющие целью выявить
уровень информированности
определенной области. Такие
вопросы могут содержать
и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования
определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий,
ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого
респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на
индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем
или иным событиям.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное
представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не
может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый
комплекс подобных вопросов.
В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные
вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более широком
смысловом диапазоне, в прямой форме.
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии,
как от основного, так и друг от друга.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и
либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный
опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный
раздаточный опрос)
- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через
почту)
- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
- телетайпные (при этом
способе распространение и
сопровождающих его документов
осуществляется с помощью телетайпно-
сети).
По типу исследовательских задач опросы бывают :
- глубинный (нацелен на получение поисковой информации)
- фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)
- стандартизированный (нацелен на получение статистической инф-ии)
- социометрический (нацелен
на получение инф-ии о
группах)
По уровню
компетентности респондентов
- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
- массовый опрос в
информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении
анализируемой ситуации)
- симптоматический опрос
(достаточное знание у
без глубокого осмысления задач и целей исследования)
- экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).
ИНТЕРВЬЮ
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов
последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на
пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы
различают документальные
прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление
оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-
экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами
существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По технике проведения
- делятся на свободные,
формализованные (а также полустандартизованные) интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации
вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью
уместны на стадии разведки
в формулятивном плане
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение,
детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы,
последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным
(“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на
выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического
интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях
опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на
заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек
реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и
т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом.
В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые
единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на
периферии, и что вовсе не осталось в памяти.
4) Так называемые ненаправленные
интервью носят “
Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер
лишь помогает ему “излить душу”.
5) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и
индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая
беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в
группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную
процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.
3.2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) –
метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве
главного источника информации[
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде
многие стороны социальной действительности.
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в
свою очередь получить системное представление о всем их многообразии.
Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает
классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе
содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
-
письменные документы (
- статистические данные (цифровая форма изложения);
- иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
- фонетические документы.
Существуют самые
распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических
исследований является традиционный (классический) и формализованный
(количественный).
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных
операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с
определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае.
Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых
явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти
явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных
позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку
принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа
документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных
дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии,
социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. нол
развитие этого метода
преимущественно связано с
исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно
контент-аналатическое
Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение
он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и
при анализе документов: протоколов собраний, конференций,
межправительственных
спецслужбами.
При таком исследовании социолог по отдельному или отдельным фрагментам должен
восстановить эмпирическое
бытие идеологического или
подчиненного сложным социальным закономерностям.