Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:38, курсовая работа
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление конфликтами
2. Методы управления конфликтами
2.1. Внутриличностные методы
2.2. Структурные методы
2.3. Межличностные методы (стили управления)
2.4. Персональные методы
2.5. Переговоры
2.6. Методы управленияповедением личности
2.7. Методы, включающие ответные агрессивные действия
ЛИТЕРАТУРА
Реферат
по курсу «Конфликтология»
Тема. Методы управления конфликтами.
студента юридического факультета заочного отделения
Магомадова М. Г.
Москва-2001
СОДЕРЖАНИЕ
1. Управление конфликтами
2. Методы управления конфликтами
2.1. Внутриличностные методы
2.2. Структурные методы
2.3. Межличностные методы (стили управления)
2.4. Персональные методы
2.5. Переговоры
2.6. Методы управленияповедением личности
2.7. Методы, включающие ответные агрессивные действия
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление конфликтами
Управление конфликтами – это целенаправленные воздействия:
- по устранению причин, породивших конфликт;
- по коррекции поведения участников конфликта;
- по поддержанию необходимого
уровня конфликтности, не
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Рассмотрим прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
- адекватности восприятия
конфликта, то есть достаточно
точной, не искаженной личными
пристрастиями оценки
- открытости и эффективности
общения, готовности к
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования различных ученых, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:
- неадекватная самооценка
своих возможностей и
- стремление доминировать
во что бы то ни стало
там, где это возможно и
- консерватизм мышления,
взглядов, убеждений, нежелание
- излишняя принципиальность
и прямолинейность в
- определенный набор
Как же себя вести руководителю с "конфликтной личностью"? Существует единственное средство - "подобрать ключик". Для этого попытайтесь увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Если же не смогли "подобрать к нему ключ", то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного действия.
Таким образом, в конфликтной
ситуации или в общении с трудным
человеком следует использовать
такой подход, который в большей
степени соответствовал бы конкретным
обстоятельствам, и при котором
вы могли бы чувствовать себя наиболее
комфортно. Наилучшими советчиками
в выборе оптимального подхода разрешения
конфликта являются жизненный опыт
и желание не осложнять ситуацию
и не доводить человека до стресса.
Можно, например, добиться компромисса,
приспособившись к нуждам другого
человека (особенно партнера или близкого
человека); настойчиво добиваться осуществления
своих истинных интересов в другом
аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного
вопроса, если он не очень важен для
вас; использовать стиль сотрудничества
для удовлетворения наиболее важных
интересов обеих сторон. Поэтому
лучшим способом разрешения конфликтной
ситуации является сознательный выбор
оптимальной стратегии
Прежде чем переходить к разрешению конфликта, надо постараться ответить на следующие вопросы:
- хотите ли вы благоприятного исхода;
- что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
- как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
- нужен ли посредник для разрешения конфликта;
- в какой атмосфере
(ситуации) люди могли бы лучше
открыться, найти общий язык
и выработать собственные
2. Методы управления конфликтами
Методы управления конфликтами делятся на: внутриличностные; структурные; межличностные (стили поведения); персональные; переговоры; методы управления поведением личности и приведение в соответствие организационных ролей и их функций, иногда переходящие в манипулирование сотрудниками; методы, включающие ответные агрессивные действия.
2.1. Внутриличностные методы
Внутриличностные методы
управления конфликтами заключаются
в умении правильно организовать
свое собственное поведение, высказать
свою точку зрения с тем, чтобы
это не вызывало отрицательной реакции,
психологической потребности
2.2. Структурные методы
К структурным методам управления конфликтами относятся: разъяснение требований к работе; формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей; использование систем вознаграждения.
2.3. Межличностные методы (стили управления)
Межличностные методы управления
конфликтами – это методы, в
которых принимают участие
Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.
Стиль конкуренции, соперничества
может использовать человек, обладающий
сильной волей, достаточным авторитетом,
властью, не очень заинтересованный
в сотрудничестве с другой стороной
и стремящийся в первую очередь
удовлетворить собственные
- исход конфликта очень
важен для вас, и вы делаете
большую ставку на свое
- вы обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
- вы должны принять
непопулярное решение и у вас
достаточно полномочий для
- вы взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
- необходимо найти общее
решение, если каждый из
- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- основной целью является
приобретение совместного
- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
- необходима интеграция
точек зрения и усиление
Стиль компромисса. Суть его
заключается в том, что стороны
стремятся урегулировать
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
- обе стороны имеют
одинаково убедительные
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас может устроить
временное решение, так как
нет времени для выработки
другого, или же другие
- компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
- источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
- у вас мало власти
для решения проблемы
- вы хотите выиграть
время, чтобы изучить ситуацию
и получить дополнительную
- пытаться решить проблему
немедленно опасно, так как вскрытие
и открытое обсуждение
- подчиненные сами могут
успешно урегулировать
- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать, что
этот стиль является бегством от проблемы
или уклонением от ответственности.
В действительности уход или отсрочка
может быть вполне подходящий реакцией
на конфликтную ситуацию, так как
за это время она может
Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
- важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;