Межгрупповые конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:47, реферат

Описание

Цель работы: разобраться в межгрупповых конфликтах.
Соответственно, выделяем задачи: выявить причины их возникновения, рассмотреть методы управления такими конфликтами, проанализировать все полученные сведения в целях эффективного управления и устранения межгрупповых конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ
1.1. Типология социальных конфликтов...............................................................8
1.2. Причины возникновения межгрупповых конфликтов................................10
1.3. Типология межгрупповых конфликтов........................................................13

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖГРУППОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
2.1. Способы управленческих воздействий на межгрупповые конфликты.....17
2.2. Методы управления межгрупповыми конфликтами..................................19

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОММОДОР»
3.1. Знакомство с коллективом ООО «Коммодор»……………………………26
3.2. Выявление конфликтных ситуаций………………………………………..29
3.3. Пути решения межгрупповых конфликтов в ООО «КОММОДОР»…….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................37

Работа состоит из  1 файл

межгрупповые конфликты (2).docx

— 264.64 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ

1.1. Типология социальных  конфликтов...............................................................8

1.2. Причины возникновения  межгрупповых конфликтов................................10

1.3. Типология межгрупповых конфликтов........................................................13

 

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖГРУППОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ

2.1. Способы управленческих воздействий на межгрупповые конфликты.....17

2.2. Методы управления межгрупповыми конфликтами..................................19

 

Глава 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОММОДОР»

3.1. Знакомство с коллективом  ООО «Коммодор»……………………………26

3.2. Выявление конфликтных  ситуаций………………………………………..29

3.3. Пути решения межгрупповых  конфликтов в ООО «КОММОДОР»…….32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................37

    

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Однако, сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие интересов и целей приводит к их конфликту между собой. Противоречие и конфликт – далеко не одно и то же, и не всегда развитие  противоречия оборачивается конфликтом.

Чтобы конфликт возник, необходимо, чтобы соперничающие за что-либо индивиды или их социальные группы, во-первых, осознали противоположность своих интересов и целей, а, во-вторых, начали активно противодействовать сопернику.

Только то противоречие, которое реализуется в активном противодействии друг другу двух или более личностей, групп, партий, стран и т.п., становится первоосновой и истоком социального конфликта.

Таким образом, в основе возникновения  конфликта как специфического социального феномена лежат объективно существующие противоречия между отдельными индивидами, их группами, государствами и т.п. Можно выделить два вида таких противоречий.

     Первый их них составляют противоречия объективного различия интересов, позиций социальных общностей (семья, организация, территориальная структура, общественное движение, социокультурная группа и т.д.) или отдельных личностей.

     Второй включает в себя противоречия, вызываемые реальной политической, экономической и иными формами деятельности властных структур.

Оба эти вида противоречий создают объектно-реальную основу конфликтов в обществе.  Если первый из них приводит к объектно-субъектным противоречиям в социальном статусе тех или иных групп населения, отдельных семей и индивидов, то второй – порождает реально-субъектные противоречия в отношениях этих групп или индивидов к проводимой политике, к политическим экономическим, юридическим и иным видам действий органов власти.

Однако, создавая объектно-реальную основу для возникновения конфликтов, социальные противоречия вовсе не совпадают с конфликтами, не исчерпывают их содержания, а тем более – форм проявления. Если противоречие существует объективно и может не осознаваться вовлеченными в него субъектами, то суть конфликта в том и состоит, что он осознается субъектом, втянутым в то или иное конфликтное действие. Поэтому, конфликт выступает в своем реальном функционировании в обществе как осознанное различие, противоречие соперничающих субъектных сторон конфликтного взаимодействия. Но раз конфликт осознан, то он материализуется в виде определенной направленности практических действий тех или иных субъектов социального взаимодействия.

Конфликтная ситуация означает такое социальное взаимодействие между  двумя или большим числом сторон (отдельных личностей, их групп, корпораций, стран и т.п.), цели которых реально или предположительно существенно различны или даже несовместимы. Сам же конфликт предстает как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов субъектов социального взаимодействия.

Но какие бы обстоятельства не предшествовали возникновению конфликтной ситуации, чаще всего конфликт развертывается по диадической схеме противостояния двух враждебно настроенных субъектов – будь то индивиды, группы, коллективы, нации и т.п. А это означает, что в основе социального конфликта лежит противоречие между интересами, целями, устремлениями, ожиданиями различных, по крайней мере двух, противостоящих друг другу субъектов. Из сказанного можно сделать вывод, что в определение конфликта следует включить еще, по крайней мере, три фактора: а) наличие противоречий между вступающими в конфликт сторонами соперничества; б) достижение (или не достижение) целей конфликтующих сторон и в) возможность борьбы их не только с подлинным, но и мнимым противником.

Итак, социальный конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиваться реализации его интересов.

Из данного определения  вытекает, что социальный конфликт возникает и развивается в определенной социальной ситуации, характеризующейся тем, что между действующими в ней индивидами и (или) их общностями (этническими, демографическими, территориальными, профессиональными и др.) существуют противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок. Причем эти противоречия настолько существенны для действующих в данной ситуации субъектов, что они во многом определяют способы организации людьми своей повседневной практики в ее целостности  динамике. Сложная мозаика таких объективно существующих противоречий, обусловленных различием социального положения, экономических и политических позиций соперничающих сторон, их ценностных ориентацией и составляет то, что обычно называют конфликтной ситуацией.

С точки зрения социальной напряженности различают конфликтную  деятельность двух видов. Одним из них является конфликтная деятельность со строгим жестким соперничеством, когда ее участники преследуют диаметрально противоположные цели, победа одной стороны означает одновременное поражение другой, как это бывает в случае восстания, путча и т.п. Но существует и другой вид конфликтного действия с нестрогим соперничеством, когда с учетом целей и интересов сторон может быть найден компромисс или достигнуто единство. Так, например, решение имущественного спора нередко достигается благодаря взаимным уступкам.

При возникновении конфронтации конфликтная деятельность независимо от того, как в дальнейшем разрешится конфликт с точки зрения деятельностного подхода, разворачивается по определенной психологической матрице. В ней используются такие специфичные действия, как дезинформация противника, его заманивание, выжидание, устрашение и т.д.

Важнейшей социальной характеристикой  конфликтной деятельности является принятие решений соперничающими сторонами. Выработка решения часто сопровождается колебаниями  сомнениями, связана с обсуждением и борьбой мотивов. Нерешительные люди иногда намеренно оттягивают принятие решения, ожидают, что изменение ситуации само может принести тот или иной выбор действий. Другие, напротив, активно ищут решение в самых сложных ситуациях, всегда готовы взять на себя ответственность и не перекладывают принятие решений на имеющиеся обстоятельства. В большинстве случаев в выигрыше оказывается та сторона, которая лучше учитывает особенности конфликтной ситуации, соотношение выгод и уязвленных мест соперника и своих собственных, принимает более обоснованные решения и неуклонно проводит их в жизнь, преодолевая сопротивление противоположной стороны.

Цель работы: разобраться  в межгрупповых конфликтах.

Соответственно, выделяем задачи: выявить причины их возникновения, рассмотреть методы управления такими конфликтами, проанализировать все полученные сведения в целях эффективного управления и устранения межгрупповых конфликтов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ

 

1.1.   Типология социальных конфликтов.

Для правильного понимания  и истолкования социальных конфликтов, их сущности, особенностей, функций и последствий важное значение имеет их типологизация, т.е. вычисление их основных типов на основе выявления сходства и различия.

Надежных способов идентификации  конфликтов по общности существенных признаков или отличий. Существует много принципов классификации и систематизации конфликтов, например, по степени укорененности в объективных социально-экономических основаниях общественных процессов и систем (структурные и неструктурные конфликты), в зависимости от преобладающего влияния тех или иных факторов в возникновении конфликтов (экономические, политические, идеологические, межнациональные, религиозные, бытовые и т.д.), в зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия (внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, межстрановый (межгосударственный) и глобальный), в зависимости от формы и драматизма (остроты) протекания конфликтов (антагонистические и неантагонистические, явные и скрытые, организованные и неорганизованные, конструктивные и деструктивные,

рациональные и нерациональные, в зависимости от структурной  организации

индивидов и групп, втягиваемых  в конфликты (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые). Более подробно остановимся на последней классификации.

Межличностные конфликты  развиваются по схеме «индивид –  индивид», и в них соперничают, противостоят друг другу два или более индивида, чаще всего (но не обязательно) входящие в данную социальную группу. Примеров таких конфликтов можно привести множество из жизнедеятельности любой, так называемой, контактной группы, где контакты между ее членами происходят практически ежедневно – учебная группа, коллектив на работе, исследовательская лаборатория и т.п. причины таких конфликтов столь же разнообразны, как и характеры индивидов, в них вступающих: соперничество за власть, за престиж, за популярность, за более интересный вид работы и т.п.

Если же конфликт вызревает  и развертывается между различными группами в пределах данного коллектива (общности) или между группами, представляющими различные общности, то мы имеем дело с межгрупповым конфликтом. Типичным проявлением такого рода конфликтов, отягощенных различными формами враждебности, вплоть до весьма острых, сопровождаемых настоящими побоищами, стали  в последнее время стычки между фанатичными болельщиками различных футбольных клубов как в нашей стране, так и за рубежом.

В свою очередь, внутригрупповые  конфликты в зависимости от того, насколько едины или разобщены друг с другом члены данной группы в понимании значимости той или иной цели их совместных действий или же в определении способов ее достижения, подразделяются на информационные и процедурные.

Специфическим типом внутригрупповых  и (или) межгрупповых конфликтных взаимодействий выступает ролевой конфликт. Он может возникнуть тогда, когда:

1. Индивид, втягиваемый в конфликтные взаимоотношения с другими индивидами или их группой, должен в силу своего социального статуса выполнять одновременно две различные роли;

2. Эти роли предъявляют противоречивые требования к его поведенческим образцам, т.е. являются конкурирующими.

Например, явный лидер  студенческой баскетбольной команды  вдруг обнаруживает, что он не может быть отличным спортсменом и хорошим студентом одновременно и отказывается от дальнейшего участия в соревнованиях. В таком случае конфликт, возникший между ним и его товарищами по команде, имеет явно выраженный ролевой характер.

Разумеется, все выделенные типы конфликтов конструируются на основе типологизации, при которой выясняются и отбираются для обобщения наиболее характерные особенности, а второстепенные черты, признаки тех или иных конфликтных ситуаций и действий остаются в стороне как несущественные или недостаточно существенные для данного типа конфликтного поведения. На самом же деле реальные способы и формы возникновения, развития, разрешения конфликтов столь же разнообразны, как многообразны всевозможные цели, интересы, потребности объединяющие или разделяющие людей в их конкретных помыслах, оценках и действиях. Однако, достаточно серьезное упрощение действительности, осуществленное путем типологизации конфликтов, не удаляет исследователя от понимания их причин, сущности, функций и роли в жизни общества, а напротив, приближает к этому, ибо дает возможность выделить для изучения конфликтных ситуаций и действий самое важное и существенное, без чего они просто не могут возникнуть.

    

1.2.   Причины возникновения  межгрупповых конфликтов.

Всеобщность группового (межгруппового) конфликта обусловлена тем, что человеческие сообщества, за исключением самых примитивных, функционируют на основе социальной стратификации, т.е. оказываются дифференцированными на различные социальные слои и группы по роду их деятельности, занятиям, экономическому, политическому статусу и т.п. Сама же социальная стратификация выступает в обществе как вид и степень неравенства групп и индивидов в их доминировании друг над другом. Причины социального расхождения и противостояния в обществе нужно искать в интересах групп и индивидов, и прежде всего в интересах по поддержанию своих доминирующих позиций или уклонения от доминирования других.

Информация о работе Межгрупповые конфликты