Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности семейных межличностных конфликтов.
Для достижения цели курсовой работы, сформулированы следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы изучения семейных межличностных конфликтов;
– обозначить сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов;
– рассмотреть классификацию конфликтов;
– проследить тенденции исследования межличностных отношений в семье;
– провести практическое исследование особенностей межличностного семейного конфликта.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ…………………………………………....6
1.1. Сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов…………………………………………………………………………..6
1.2. Классификация конфликтов ………………………………………………….15
1.3. Исследование межличностных отношений в семье …………………...........18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА …………………………25
2.1. Описание методик исследования …………………………………………….25
2.2. Проведение и результаты исследования …………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….....47
– задач, решаемых исследователем: выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.;
– структурных особенностей используемых методик: опросники, проективные методики, социометрия и т.д.;
– исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений: методики субъективных предпочтений и др.
Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:
1) диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест Дж. Морено, а также ряд его модификаций – например, аутосоциометрические методики. Называя методологические недостатки этой группы, авторы отмечают следующее: «…сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния процесса психической защиты… может кардинально измениться…»;
2) методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемой информации;
3) методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от психологической теории, которой руководствуется исследователь;
4) диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы – «Калифорнийский психологический опросник личности (СРI) и методику Т. Лири;
5) методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик – проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, о себе в них, об его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются «большим удельным весом» субъективизма в интерпретации данных.
Подробнее рассмотрим методику Т. Лири (Методика диагностики межличностных отношений). Опросник разработан Т. Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири15. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения, значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Автор методики выделил следующие варианты межличностного взаимодействия:
1. Авторитетный. Преобладание данного типа свидетельствует о том, что человек обладает следующими характеристиками: властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.
2. Независимый – доминирующий. Характеристики данного типа взаимодействия: стремление быть над всеми, самовлюбленность, расчетливость, заносчивость, хвастливость.
3. Агрессивный. Выраженность этого типа межличностного взаимодействия говорит о том, что человек проявляет чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.
4. Недоверчивый – скептический, данный тип характеризует человека как замкнутого, скрытного, обидчивого, недоверчивого к окружающим, испытывающего трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения.
5. Покорно-застенчивый тип проявляется в покорности, склонности к самоуничижению, слабовольности, склонности уступать всем и во всем, всегда ставить себя на последнее место и осуждать себя, приписывать себе вину, стремлении найти себе опору в ком-либо более сильном.
6. Зависимый тип говорит о том, что человек очень неуверен в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.
7. Сотрудничающий тип склонен к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
8. Человек с альтруистическим
типом имеет следующую
Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов.
Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики.
Сделаем заключение. В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время может проявлять «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычно это вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернуться на запрограммированный путь. Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей.
Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка:
– первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся);
– вторым – общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений.
Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.
Выводы: Теоретический анализ особенностей семейных межличностных конфликтов показал, что проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.
Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. Если такие старания слабы, люди поворачиваются друг к другу слабыми сторонами и нити их влечений начинают слабеть и лопаются одна за другой. На основе этого и возникает конфликт. Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появляется противоречия, конфликты, несоответствия и возникает неприятная эмоциональная напряженность.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА
2.1. Описание методик исследования
В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из клиентов в отдельности при помощи методик, определяющие их потенциальную психологическую совместимость друг с другом, с целью выяснения того, за чем конкретно по своим личностным качествам они могут оказаться совместимыми и несовместимыми друг с другом.
Целью данного исследования является изучение особенностей развития семейных конфликтов и их предупреждения и разрешения. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Оценить конструктивность взаимодействий в супружеских отношениях.
2. Определить характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях и общий уровень конфликтности в паре, и в каких сферах семейной жизни чаще возникают те или иные конфликтные ситуации.
3. Сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: В проводимом исследовании мы выдвигаем гипотезу о том, что взаимосвязь межличностных отношений супругов имеет свои особенности – семейный конфликт супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Нами опрошено четыре семейные пары, в возрасте от 22-30 лет, с относительно небольшим семейным стажем.
Использованные методики:
1. Тест «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» разработанное А.П. Емельяновым (прил. 2);
2. «Ролевые ожидания и притязания в браке» разработанной А.И. Волковой (прил. 3);
3. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (прил. 4).
2.2. Проведение и результаты исследования
1. Тест: «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях»
Рис. 2 Семейная пара 1
Муж: Сумма ∑ мужа = 59, Ср. ариф. = 4,0
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругой, вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.
Жена: Сумма ∑жены =62, Ср. ариф. = 4,13
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом, вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.
Рис. 3 Семейная пара 2
Муж: Сумма ∑ мужа = 55, Ср. ариф. = 3,7
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругой достаточно высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.
Жена: Сумма ∑жены =57, Ср. ариф. = -3,8
Вывод: уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом достаточно высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.