Межличностные отношения супругов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить особенности семейных межличностных конфликтов.
Для достижения цели курсовой работы, сформулированы следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы изучения семейных межличностных конфликтов;
– обозначить сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов;
– рассмотреть классификацию конфликтов;
– проследить тенденции исследования межличностных отношений в семье;
– провести практическое исследование особенностей межличностного семейного конфликта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ…………………………………………....6
1.1. Сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов…………………………………………………………………………..6
1.2. Классификация конфликтов ………………………………………………….15
1.3. Исследование межличностных отношений в семье …………………...........18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА …………………………25
2.1. Описание методик исследования …………………………………………….25
2.2. Проведение и результаты исследования …………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….....47

Работа состоит из  1 файл

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ - СВОЙ.DOC

— 549.00 Кб (Скачать документ)

Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;

Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;

Проявление доминирования  одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = 1;

Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = 1;

Расхождения в отношении  к деньгам: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2.

У данной супружеской  пары во многих ситуациях возникновения  конфликта хорошая степень согласия, уровень конфликта снижен. Конфликтогенных сфер у пары не выявлено. В ситуациях возникновения конфликта каждый берет на себя вину.

Семейная пара 3. Конфликтогенные сферы супружеских отношений:

Проблемы отношений  с родственниками и друзьями: Сумма  ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;

Вопросы, связанные с  воспитанием детей: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;

Проявление стремления к автономии: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2;

Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2;

Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = 1;

Проявление доминирования  одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = –2;

Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = 1;

Расхождения в отношении  к деньгам: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2.

Данная супружеская  пара во многих ситуациях возникновения  конфликта средняя степень согласия, уровень конфликта высокий. Конфликтогенным сферами для мужа являются: проявление ревности; для супруги проявление доминирования одним из супругов. Для обоих конфликтогенным ситуациями являются – стремление к автономности и нарушение ролевых ожиданий. В ситуациях возникновения конфликта жена принимает вину на себя, муж считает, что повод для конфликта дала супруга.

Семейная пара 4. Конфликтогенные сферы супружеских отношений:

Проблемы отношений  с родственниками и друзьями: Сумма  ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = +2;

Вопросы, связанные с  воспитанием детей: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = –2;

Проявление стремления к автономии: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;

Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2;

Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = –2;

Проявление доминирования  одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;

Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;

Расхождения в отношении  к деньгам: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2.

В целом у представленной супружеской пары во многих ситуациях возникновения конфликта средняя степень согласия, уровень конфликта средний. Конфликтогенным сферами для мужа являются: отношения с родственниками; для жены вопросы, связанные с воспитанием детей и рассогласование норм поведения. Также конфликтогенными ситуациями для пары являются вопросы в сфере ролевых ожиданий и расхождения в отношении к деньгам. В ситуациях возникновения конфликта муж принимает вину на себя, жена считает, что повод для конфликта дал супруг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.

Семья – среда тесного  взаимодействия супругов. Там, где семья живет настоящим и будущим, где супруги заинтересованы друг в друге, где они стремятся к совершенству и к совершенствованию отношений, конфликты неизбежны по мере прохождения всех кризисных этапов семейной жизни. Весь вопрос в том, как часто возникают такие конфликты, по каким поводам, в какой форме они протекают, и какие уровни семейной структуры потрясают. Форма разрешения конфликтов и, вообще, возможность их возникновения в значительной степени определяется характером супругов, степенью их воспитанности.

Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и  решению это проблемы – семейных межличностных конфликтов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова. Проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат.

Практическая часть  курсовой работы содержит в себе два  раздела, первый из которой полностью  посвящен описанию основных целей и  задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методики данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработке всех используемых методик. В результате чего мы имеем полную картину о семейных отношениях в изучаемых супружеских парах.

В заключение работы необходимо сделать следующие выводы:

– сделан анализ содержательных аспектов семейных отношений;

– определяется комплекс методик, направленных на диагностику семейных отношений;

– получили информацию о факторах, сопутствующих супружеским разногласиям;

– характер супружеских отношений зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены;

– адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий супругов притязаниям друг друга.

Гипотеза исследования о том, что взаимосвязь межличностных отношений супругов имеет свои особенности – семейный конфликт супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру – подтвердилась.

В завершение, хочется  отметить, что перед тем как  создать семью, необходимо научиться  избегать семейные конфликты или  преодолевать их с минимальными потерями. Ведь «Любить – это не смотреть друг на друга, а вместе смотреть вперед в будущее» (Антуан Экзюпери).

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 2009. - № 2. – с.70
  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2010. – с. 244
  3. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – с. 416
  4. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Вильямс, 2006. – с. 230
  5. Бэндлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. – с. 282
  6. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2005. – с. 361
  7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – с. 464
  8. Гришина Н.В. Психология конфликта: хрестоматия. – СП: Питер Пресс, 2008. – с. 160
  9. Давлетчина С.Б. Конфликтология: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Аркада, 2005. – с. 250
  10. Ерохина Н.М. Характерологическая совместимость и удовлетворенность браком в молодых семьях // Семейная психология и семейная терапия. – 2011. - № 4. – с. 60
  11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – с. 320
  12. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2006. – с. 160
  13. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 2007. – с. 190
  14. Левкович В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 2010. - № 3. – с. 150
  15. Новиков В.С. Межличностные отношения: особенности подходов // Психология и соционика межличностных отношений. – 2011. - № 8. – с. 220
  16. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – с. 440
  17. Семейный кодекс Российской Федерации с изменениями на 30 ноября 2011 года // СПС «КонсультантПлюс».
  18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. – с. 349
  19. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 175
  20. Шевчук Д.М. Конфликты: избегать или форсировать. – М.: Вильямс, 2009. – с. 90
  21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – с. 656
  22. Юденко О.Н. Психологические противоречия как источник конфликтов в семье // Семейная психология и семейная терапия. – 2011. - № 3. – с. 110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Классификация конфликтов

 

I. По субъектам:

Супружеские

Весь спектр семейных конфликтов

 

Между родителями и детьми

Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастной кризис

 

Между родственниками

Авторитетное вмешательство родителей

II. По источнику:

Ценностные

Наличие противоположных интересов, ценностей

 

Позиционные

Борьба за лидерство в семье, неудовлетворенные потребности в признании значимости «Я» одного из членов семьи

 

Сексуальные

Психосексуальная несовместимость  супругов

 

Эмоциональные

Неудовлетворенные потребности в  положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны членов семьи)

 

Хозяйственно-экономические

Противоположные взгляды на ведение  домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, тяжелое материальное положение семьи.

III. По поведению конфликтующих сторон

Открытые (корректный разговор, взаимное оскорбление, битье посуды)

Индивидуально-психические особенности членов семьи; уровень воспитания, содержание и причина конфликта.

 

Скрытые (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды, говорящие о несогласии)

 

               __________//____________


 

Приложение 2

 

Тест: Самооценка конструктивного взаимодействия

в супружеских отношениях

 

Инструкция: Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в следующей матрице:

Позиция

Оценка

1

Я уважаю себя и тем более супруга (супругу).

5 4 3 2 1

2

Я всегда помню, что он (она) самый  близкий для меня человек, отец (мать) моих детей.

5 4 3 2 1

3

Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них.

5 4 3 2 1

4

Я никогда не делаю сексуальных  упреков.

5 4 3 2 1

5

Я никогда не делаю замечания  супругу (супруге) в присутствии  других людей, в том числе в присутствии детей.

5 4 3 2 1

6

Я никогда не преувеличиваю собственные  способности и достоинства.

5 4 3 2 1

7

Я не считаю себя всегда и во всем правым.

5 4 3 2 1

8

Я никогда не ревную и всегда доверяю  супругу (супруге).

5 4 3 2 1

9

Я всегда внимателен, умею слушать  и слышать супруга (супругу).

5 4 3 2 1

10

Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности.

5 4 3 2 1

11

Я никогда не говорю о недостатках  супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

5 4 3 2 1

12

Я всегда отношусь к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважением.

5 4 3 2 1

13

Я не пытаюсь, во что бы то ни стало  установить истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого.

5 4 3 2 1

14

Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть, друг от друга, и предоставляю такую возможность супругу (супруге).

5 4 3 2 1

15

В конфликте я никогда не делаю  ставку на победу и всегда готов  уступить.

5 4 3 2 1


 

Оценка результатов:

Просуммируйте полученные баллы по всем 15 позициям и найдите среднее арифметическое от этой суммы.

Если полученный результат  составляет от 4,5 до 5 баллов, то ваша готовность к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях высока и исключает конфликт.

Если полученный результат  составляет от 4 до 4,5 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом (супругой), вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.

Если полученный результат  составляет от 3 до 3,5 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточна высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.

Если результат меньше 3 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию низкий, а вероятность конфликта с супругом (супругой) очень высока. Вам необходимо очень серьезно пересмотреть большинство позиций вашего поведения, указанных в тесте, и активно работать над собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Методика: Ролевые ожидания и притязания в браке

 

Методика «РОП» позволяет  определить:

1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Оснащение:

– два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения;

– два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».

Порядок работы. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов:

Информация о работе Межличностные отношения супругов