Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности семейных межличностных конфликтов.
Для достижения цели курсовой работы, сформулированы следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы изучения семейных межличностных конфликтов;
– обозначить сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов;
– рассмотреть классификацию конфликтов;
– проследить тенденции исследования межличностных отношений в семье;
– провести практическое исследование особенностей межличностного семейного конфликта.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ…………………………………………....6
1.1. Сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов…………………………………………………………………………..6
1.2. Классификация конфликтов ………………………………………………….15
1.3. Исследование межличностных отношений в семье …………………...........18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА …………………………25
2.1. Описание методик исследования …………………………………………….25
2.2. Проведение и результаты исследования …………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….....47
Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;
Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;
Проявление доминирования одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = 1;
Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = 1;
Расхождения в отношении к деньгам: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2.
У данной супружеской
пары во многих ситуациях возникновения
конфликта хорошая степень
Семейная пара 3. Конфликтогенные сферы супружеских отношений:
Проблемы отношений с родственниками и друзьями: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;
Вопросы, связанные с воспитанием детей: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;
Проявление стремления к автономии: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2;
Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2;
Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = 1;
Проявление доминирования одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = –2;
Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = 1;
Расхождения в отношении к деньгам: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2.
Данная супружеская
пара во многих ситуациях возникновения
конфликта средняя степень
Семейная пара 4. Конфликтогенные сферы супружеских отношений:
Проблемы отношений с родственниками и друзьями: Сумма ∑ мужа = -2, Сумма ∑жены = +2;
Вопросы, связанные с воспитанием детей: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = –2;
Проявление стремления к автономии: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;
Нарушение ролевых ожиданий: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2;
Рассогласование норм поведения: Сумма ∑ мужа = 1, Сумма ∑жены = –2;
Проявление доминирования одним из супругов: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;
Проявление ревности: Сумма ∑ мужа = +2, Сумма ∑жены = +2;
Расхождения в отношении к деньгам: Сумма ∑ мужа = –2, Сумма ∑жены = –2.
В целом у представленной супружеской пары во многих ситуациях возникновения конфликта средняя степень согласия, уровень конфликта средний. Конфликтогенным сферами для мужа являются: отношения с родственниками; для жены вопросы, связанные с воспитанием детей и рассогласование норм поведения. Также конфликтогенными ситуациями для пары являются вопросы в сфере ролевых ожиданий и расхождения в отношении к деньгам. В ситуациях возникновения конфликта муж принимает вину на себя, жена считает, что повод для конфликта дал супруг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.
Семья – среда тесного взаимодействия супругов. Там, где семья живет настоящим и будущим, где супруги заинтересованы друг в друге, где они стремятся к совершенству и к совершенствованию отношений, конфликты неизбежны по мере прохождения всех кризисных этапов семейной жизни. Весь вопрос в том, как часто возникают такие конфликты, по каким поводам, в какой форме они протекают, и какие уровни семейной структуры потрясают. Форма разрешения конфликтов и, вообще, возможность их возникновения в значительной степени определяется характером супругов, степенью их воспитанности.
Актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – семейных межличностных конфликтов, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова. Проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат.
Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методики данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработке всех используемых методик. В результате чего мы имеем полную картину о семейных отношениях в изучаемых супружеских парах.
В заключение работы необходимо сделать следующие выводы:
– сделан анализ содержательных аспектов семейных отношений;
– определяется комплекс методик, направленных на диагностику семейных отношений;
– получили информацию о факторах, сопутствующих супружеским разногласиям;
– характер супружеских отношений зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены;
– адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий супругов притязаниям друг друга.
Гипотеза исследования о том, что взаимосвязь межличностных отношений супругов имеет свои особенности – семейный конфликт супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру – подтвердилась.
В завершение, хочется отметить, что перед тем как создать семью, необходимо научиться избегать семейные конфликты или преодолевать их с минимальными потерями. Ведь «Любить – это не смотреть друг на друга, а вместе смотреть вперед в будущее» (Антуан Экзюпери).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Классификация конфликтов
I. По субъектам: |
Супружеские |
Весь спектр семейных конфликтов |
Между родителями и детьми |
Издержки воспитания детей; ригидность семейных отношений; возрастной кризис | |
Между родственниками |
Авторитетное вмешательство | |
II. По источнику: |
Ценностные |
Наличие противоположных интересов, ценностей |
Позиционные |
Борьба за лидерство в семье, неудовлетворенные потребности в признании значимости «Я» одного из членов семьи | |
Сексуальные |
Психосексуальная | |
Эмоциональные |
Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания со стороны членов семьи) | |
Хозяйственно-экономические |
Противоположные взгляды на ведение домашнего хозяйства и участие в этом процессе каждого из них, тяжелое материальное положение семьи. | |
III. По поведению конфликтующих сторон |
Открытые (корректный разговор, взаимное оскорбление, битье посуды) |
Индивидуально-психические |
Скрытые (демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды, говорящие о несогласии) |
__________//____________ |
Приложение 2
Тест: Самооценка конструктивного взаимодействия
в супружеских отношениях
Инструкция: Проанализируйте и оцените по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям, представленным в следующей матрице:
№ |
Позиция |
Оценка |
1 |
Я уважаю себя и тем более супруга (супругу). |
5 4 3 2 1 |
2 |
Я всегда помню, что он (она) самый близкий для меня человек, отец (мать) моих детей. |
5 4 3 2 1 |
3 |
Я стараюсь не накапливать ошибки и обиды, а сразу реагирую на них. |
5 4 3 2 1 |
4 |
Я никогда не делаю сексуальных упреков. |
5 4 3 2 1 |
5 |
Я никогда не делаю замечания супругу (супруге) в присутствии других людей, в том числе в присутствии детей. |
5 4 3 2 1 |
6 |
Я никогда не преувеличиваю собственные способности и достоинства. |
5 4 3 2 1 |
7 |
Я не считаю себя всегда и во всем правым. |
5 4 3 2 1 |
8 |
Я никогда не ревную и всегда доверяю супругу (супруге). |
5 4 3 2 1 |
9 |
Я всегда внимателен, умею слушать и слышать супруга (супругу). |
5 4 3 2 1 |
10 |
Я постоянно работаю над своими недостатками, забочусь о своей физической привлекательности. |
5 4 3 2 1 |
11 |
Я никогда не говорю о недостатках супруга (супруги), а веду речь только о конкретном поведении в конкретной ситуации. |
5 4 3 2 1 |
12 |
Я всегда отношусь к увлечениям супруга (супруги) с интересом и уважением. |
5 4 3 2 1 |
13 |
Я не пытаюсь, во что бы то ни стало установить истину в семейных отношениях, если есть возможность не делать этого. |
5 4 3 2 1 |
14 |
Я стараюсь находить время для того, чтобы иногда отдохнуть, друг от друга, и предоставляю такую возможность супругу (супруге). |
5 4 3 2 1 |
15 |
В конфликте я никогда не делаю ставку на победу и всегда готов уступить. |
5 4 3 2 1 |
Оценка результатов:
Просуммируйте полученные баллы по всем 15 позициям и найдите среднее арифметическое от этой суммы.
Если полученный результат
составляет от 4,5 до 5 баллов, то ваша готовность
к конструктивному
Если полученный результат составляет от 4 до 4,5 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию выше среднего. Чтобы исключить конфликтность в отношениях с супругом (супругой), вам необходимо пересмотреть отдельные позиции вашего поведения.
Если полученный результат составляет от 3 до 3,5 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию средний и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточна высока. Вам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции вашего поведения.
Если результат меньше 3 баллов, то уровень вашей готовности к конструктивному взаимодействию низкий, а вероятность конфликта с супругом (супругой) очень высока. Вам необходимо очень серьезно пересмотреть большинство позиций вашего поведения, указанных в тесте, и активно работать над собой.
Приложение 3
Методика: Ролевые ожидания и притязания в браке
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Оснащение:
– два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения;
– два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».
Порядок работы. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: