Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности семейных межличностных конфликтов.
Для достижения цели курсовой работы, сформулированы следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы изучения семейных межличностных конфликтов;
– обозначить сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов;
– рассмотреть классификацию конфликтов;
– проследить тенденции исследования межличностных отношений в семье;
– провести практическое исследование особенностей межличностного семейного конфликта.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ…………………………………………....6
1.1. Сущность, причины возникновения и динамика семейных конфликтов…………………………………………………………………………..6
1.2. Классификация конфликтов ………………………………………………….15
1.3. Исследование межличностных отношений в семье …………………...........18
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА …………………………25
2.1. Описание методик исследования …………………………………………….25
2.2. Проведение и результаты исследования …………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….....47
3. Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье (показатели 3-7 ШСЦ). Для этого необходимо составить таблицу, в которой ролевая адекватность мужа будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданий мужа; соответственно, ролевая адекватность жены будет равна разности баллов, характеризующих ролевые притязания мужа и ролевые ожидания жены (табл. 2). Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность супруга (и), и следовательно, ориентации жены (мужа) на личное выполнение определенной функции соответствуют установкам мужа (жены) на активную роль брачного партнера в семье.
Таблица 2
Ролевая адекватность супружеской пары
Ценности |
Ролевые установки |
РАм |
Ролевые установки |
РАж | ||||
Пж |
Ом |
Пж |
Ом |
Пж |
Ом |
Пж |
Ом | |
Семейные |
||||||||
Интимно-сексуальные |
||||||||
Личностная идентификация |
||||||||
Хозяйственно-бытовая |
||||||||
Родительско-воспитательная |
||||||||
Социальная активность |
||||||||
Эмоционально- |
||||||||
Внешняя привлекательность |
Примечание:
– РАм – ролевая адекватность мужа
– Раж – ролевая адекватность жены
– Пм и Пж – оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно
– Ом и Ож – оценки ролевых ожиданий мужа и жены соответственно
По результатам проведения методики должно быть составлено консультационное заключение и даны конкретные рекомендации супружеской паре. Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, консультант акцентирует внимание супругов на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре.
Приложение 5
Методика: Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях
Назначение теста: Методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров:
– наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений,
– степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта,
– уровень конфликтности в паре.
Эти характеристики могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике с целью дальнейшей коррекции.
Методика представляет собой тест-опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер.
В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы – активное выражение несогласия, не согласное нейтральное отношение, пассивное выражение согласия и, наконец, правый полюс - активное выражение согласия. Делениям шкалы приписываются значения в баллах соответственно от «–2» до «+2».
Инструкция к тесту:
В отношениях между супругами довольно часто бывают недоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие же возникают в каждой паре. Бывали они, наверное, и у вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу ответов), который в наибольшей степени близок к тому, как Вы себя ведете в подобных ситуациях. Не стоит слишком долго задумываться над выбором ответа, так как в данном случае не может быть ответов «правильных» и «неправильных». Отметьте на ответном листе номер того варианта, который показался Вам наиболее подходящим и переходите к следующей ситуации. Все ответы будут сохранены в тайне.
Шкала ответов:
– 2: категорически не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации; активно выражаю несогласие и настаиваю на своем.
– 1: не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю обсуждения.
0: ничего не предпринимаю, не высказываю свое отношение, жду дальнейшего развития событий.
1: в целом согласен (а) с тем, что говорит он (она), но не считаю необходимым выражать свое отношение.
2: полностью согласен (а) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его (ее) и одобряю.
Тестовый материал
Вариант для женщины:
Вариант для мужчин:
Ключ к тесту:
Изучение конфликтов в супружеских парах позволило авторам методики выделить 8 сфер, в которых чаще всего происходят столкновения:
– проблемы отношений с родственниками и друзьями: 1, 5, 8, 20;
– вопросы, связанные с воспитанием детей: 4, 11, 16, 23;
– проявление стремления к автономии: 6, 18, 21, 22;
– нарушение ролевых ожиданий: 2, 12, 27, 29;
– рассогласование норм поведения: 3, 26, 28, 30
– проявление доминирования одним из супругов: 9, 25, 31, 32;
– проявление ревности: 13, 14, 17, 24;
– расхождения в отношении к деньгам: 7, 10, 15,19.
Кроме того, ситуации могут быть разделены на две группы по основаниям «виновного в конфликте». Слово «вина» взято в кавычки, так как речь идет не о реальной виновности (которую часто вообще трудно выявить), а о поводе к ссоре:
– в ситуациях № 4, 5, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 31 в большей степени в возникновении конфликта «виноват» респондент;
– в ситуациях №1, 2, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 32 такой повод дал супруг (супруга).
Обработка и интерпретация результатов теста:
Результаты исследований получают путем расчета общего индекса (среднее арифметическое по каждому блоку).
Значения индексов меняются от –2 до 2. Отрицательное значение индекса говорит о негативной реакции респондента в конфликтных ситуациях, положительные – о позитивных реакциях. Значения, близкие к 1 (или к –1) подчеркивают пассивный характер поведения при семейных недоразумениях, а близкие к 2 (или к –2) говорят об активной позиции в данной ситуации.
Полученные результаты дают возможность говорить и об общем уровне конфликтности в паре. Чем ближе значения общего индекса к –2, тем более конфликтный характер носит взаимодействие супругов.
Приложение 6
Протокол № 1
Фамилия имя супружеской пары: Тимофеевы Елена и Дмитрий.
Возраст: жены – 22, мужа – 28
Семейный стаж: 1 год. Количество детей: один.
Муж |
Жена | |||||||||
ШСЦ |
№ кар. |
Баллы |
№ кар. |
Баллы |
Общ. кол-во |
№ кар. |
Баллы |
№ кар. |
Баллы |
Общ. кол-во |
Интимно-сексуальная |
1 |
3 |
6 |
1 |
2 |
6 | ||||
2 |
2 |
2 |
3 | |||||||
3 |
1 |
3 |
1 | |||||||
? = 6 |
? = 6 | |||||||||
Личностная идентификация с супругом |
4 |
2 |
8 |
4 |
3 |
8 | ||||
5 |
3 |
5 |
2 | |||||||
6 |
3 |
6 |
3 | |||||||
? = 8 |
? = 8 | |||||||||
Хозяйственно-бытовая |
Ожидание |
Притязание |
13 |
Ожидание |
Притязание |
16 | ||||
7 |
2 |
22 |
1 |
7 |
3 |
22 |
3 | |||
8 |
3 |
23 |
1 |
8 |
2 |
23 |
3 | |||
9 |
3 |
24 |
3 |
9 |
2 |
24 |
3 | |||
? = 8 |
? = 5 |
? = 7 |
? = 9 | |||||||
Родительско-воспитательная |
10 |
3 |
25 |
3 |
11 |
10 |
3 |
25 |
1 |
15 |
11 |
1 |
26 |
1 |
11 |
3 |
26 |
2 | |||
12 |
1 |
27 |
2 |
12 |
3 |
27 |
3 | |||
? = 5 |
? = 6 |
? = 9 |
? = 6 | |||||||
Социальная активность |
13 |
0 |
28 |
3 |
11 |
13 |
3 |
28 |
3 |
16 |
14 |
0 |
29 |
3 |
14 |
2 |
29 |
3 | |||
15 |
0 |
30 |
3 |
15 |
3 |
30 |
2 | |||
? = 0 |
? = 9 |
? = 8 |
? = 8 | |||||||
Эмоциональная поддержка |
16 |
3 |
31 |
3 |
14 |
16 |
3 |
31 |
2 |
15 |
17 |
3 |
32 |
2 |
17 |
3 |
32 |
2 | |||
18 |
3 |
33 |
1 |
18 |
3 |
33 |
2 | |||
? = 9 |
? = 5 |
? = 9 |
? = 6 | |||||||
Внешняя привлекательность |
19 |
3 |
34 |
1 |
8 |
19 |
3 |
34 |
2 |
14 |
20 |
0 |
35 |
2 |
20 |
2 |
35 |
2 | |||
21 |
0 |
36 |
2 |
21 |
3 |
36 |
2 | |||
? = 3 |
? = 5 |
? = 8 |
? = 6 |