Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 17:20, реферат
Нельзя не заметить, что в многонациональных странах существует внутренняя проблема – стремление одних граждан доказать превосходство своей нации над остальными. К сожалению, Российская Федерация не исключение, а яркий пример такой страны. Проблема еще более обострена на постсоветском пространстве, где этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии, привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Понятие межнационального конфликта……………………………………4
3. Этнос и нация……………………………………………………………..….5
4. Причины конфликтов………………………………………………………..7
5. Типология конфликтов………………………………………………………10
6. Предмет межнационального конфликта…………………………………. .11
7. Субъекты, стороны и стадии конфликта……………………………………12
8. Социально-психологическая трактовка …………………………………. ...13
9. О понятии национализма………………………………………...….………..16
10. Юридизация конфликтов…………………………………………...………...18
11. Пути разрешения межнациональных конфликтов……………………....….21
12. Заключение…………………………………………………...……………….24
13. Библиографический список………………………………………………….28
Министерство образования и науки РФ
Уральская
Государственная Юридическая
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Реферат
по дисциплине «Политология»
Выполнила: Асимамау Алем Айеле
ИГиМП 231группа
Проверил:
Саенко Павел Андреевич
Екатеринбург,
2011 год
Содержание:
Введение.
Нельзя
не заметить, что в многонациональных
странах существует внутренняя проблема
– стремление одних граждан доказать
превосходство своей нации над остальными.
К сожалению, Российская Федерация не
исключение, а яркий пример такой страны.
Проблема еще более обострена на постсоветском
пространстве, где этнополитические конфликты,
нашедшие свое выражение в больших и малых
войнах на этнической и территориальной
почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане,
Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии,
Ингушетии, привели к многочисленным жертвам
среди мирного населения. Время, в которое
мы живем, до предела насыщено самыми разными
конфликтами. Но даже на таком фоне межнациональные
конфликты занимают особое место и по
остроте, и по масштабам, и по их последствиям
для судьбы страны. К тому же они очень
часто переплетены с конфликтами другого
рода – политическими, экономическими
и т.д. Поэтому проблемы изучения таких
конфликтов, их истории, механизмов их
предупреждения и урегулирования как
никогда актуальны.
Понятие межнационального конфликта
Межэтнические
конфликты стали
Функциональный
подход к пониманию конфликта
характерен для многих исследователей.
В.А. Тишков определяет межэтнический
конфликт как любую форму «гражданского,
политического или вооруженного противоборства,
в котором стороны, или одна из сторон,
мобилизуются, действуют или страдают
по признаку этнических различий».
Этнос и нация
В «большой теории»
существуют различные концепции
природы этноса и национальности.
Для Л. Н. Гумилева этносы – явление
природы, «биологические единицы», «системы,
возникающие вследствие некой мутации».
Для В.А. Тишкова этничность наций
создается государством; это поизводная
от социальных систем, фигурирующая скорее
как лозунг и средство мобилизации. Популярное
представление, что человеческие сообщества,
особенно в их политико-государственных
формах, всегда складывались прежде всего
на этнической основе, не соответствует
действительности. Как современное понятие
нации, так и идея, согласно которой индивид
может участвовать в гражданской и политической
жизни лишь как элемент нации, принадлежит XIX веку.
Раньше гораздо большую роль играли религиозные,
династические, хозяйственные, военные
и другие факторы. Особенно явную идеологическую
окраску дискуссии понятий нации и этноса
приобрели в последние десятилетия XIX в.,
когда достижение и обеспечение единой
национальной государственности во многих
странах стало приоритетной политической
задачей. Именно тогда в определении нации
на первый план были поставлены факторы
биологические
В современных государствах нации, как правило, возникают на почве самого многочисленного этноса. Во Франции это – французы, в Голландии – голландцы, еtc. Эти этносы доминируют в национальной жизни, придавая нации своеобразную этническую этническую окраску и специфический образ проявления. Существуют и нации, практически совпадающие с этносами – исландская, ирландская, португальская.
Большинство существующих определений этноса сводится к тому, что это совокупность людей, имеющих общую культуру (зачастую добавляют еще и общность психики), обычно говорящих на одном языке и осознающих как свою общность, так и отличие от членов других подобных общностей. Современный психоаналитический взгляд на проблему: психоаналитик и антрополог X. Штайн трактует этничность как знак личной и социальной идентификации, имеющий корни не в природе, а в головах людей2. Исследования этнологов свидетельствуют, что этносы – это объективные, не зависящие от воли самих людей образования.
Столкновение интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению этнических конфликтов. Этносоциологи понимают такие конфликты как форму гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий.
Однако необходимо понимать, что в чистом виде этнических конфликтов быть не может. Конфликт между этническими группами происходит не из-за этнокультурных различий, не потому, что арабы и евреи, армяне и азербайджанцы, чеченцы и русские несовместимы, а потому что в конфликтах обнажаются противоречия между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Отсюда трактовка А. Г. Здравосмыслова межнациональных конфликтов как конфликтов, «которые так или иначе включают в себя национально-этническую мотивацию». А это значит, что такие конфликты, лишь прикрываясь этническими распрями, реально вызваны политическими или экономическими причинами.
Причины конфликтов
В
мировой конфликтологии нет единого
концептуального подхода к
Политические причины. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств. Достаточно вспомнить хотя бы острейший конфликт, возникший между Индией и Пакистаном сразу же после объявления их независимости от Лондона, или совсем свежий пример с распадом «балканской империи» – Югославии. Однако имперская модель правления обладает не только недостатками, но и определенными достоинствами: фактически не признавая за входящими в империю нациями права на самоопределение и монополизируя средства государственного принуждения, имперская власть взамен минимизирует уровень беспорядка на контролируемой территории, не допская, в частности, обострения межнациональных конфликтов. Советский режим искусно замораживал и подавлял конфликтный потенциал межнациональных отношений. В выборе средств он, разумеется, не стеснялся, но при этом действовал достаточно изощренно и разносторонне. Использовались не только прямые репрессии и тотальные переселения целых народов, но и более тонкие методы: перемешивание и «разбавление» этносов (наиболее очевидный пример – целенаправленное заселение Прибалтики выходцами из славянских регионов), создание «лоскутных» административно-политических единиц (Чечено-Ингушская АССР, Кабардино-Балкарская АССР) и, напротив, разделение этноса республиканской границей (так поступили с осетинами, с таджиками).
Другой, производной политической причиной конфликта является борьба как новых, так и старых политических элит за передел «имперского наследства» В этой борьбе национальный фактор используется без всякого стеснения. Ведется она в условиях фактического остутствия правил политической «игры» (прежние правила отменены, а правила новые, новая политическая культура еще только начинают формироваться). Поэтому в ряде случаев можно наблюдать беззастенчивую спекуляцию на национальных чувствах, несмотря на очевидный ущерб, горе и даже кровь, которые подобные «игры» приносят населению всех национальностей. Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой – регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами и не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага и т.д., прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги.
Причины социально-культурные и социально-психологические. За семь послереволюционных десятилетий в стране сложилась новая метаэтническая общность – так называемый советский народ. К данному факту можно относиться по-разному, но отмахиваться от него, объявляя его лишь порождением коммунистической пропаганды, беспочвенно и неразумно. В социально-психологическом плане это несомненная реальность. Для тех же, кто прожил всю свою жизнь с хотя бы относительно позитивным или даже ценностно-нейтральным чувством советской самоидентификации, распад огромной страны– тяжелая и болезненная психологическая травма. Отсюда психологически объяснимо стремление части общества к восстановлению прежнего могучего государства.
Известны также различные подходы к выделению отдельных типов конфликтов. Так, по классификации Г. Лапидус межнациональные конфликты разделяются на две группы: на межгосударственном и внутригосударственном уровнях, при этом в последней группе выделяются конфликты с вовлечением аборигенных меньшинств (лезгин в Дагестане), пришлого населения, насильственно перемещенных меньшинств (крымские татары), а также конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра отношений между автономными республиками и правительствами государств-преемников (Татарстан в России).
Собственную типологию предложил политолог Я. Я. Этингер:
3.Конфликты,
связанные с восстановлением
территориальных прав
депортированных народов (спор между
осетинами и ингушами из-за принадлежности
Пригородного района).
4. Конфликты, в основе
которых лежат притязания
того или иного государства
на часть территории
соседнего государства. Например, стремление
Эстонии и Латвии присоединить к себе
ряд районов Псковской области, которые,
как известно, были включены в состав этих
двух государств при провозглашении их
независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР;
5. Конфликты, источниками
которых служат последствия
произвольных территориальных
изменений, осуществляемых
в советский период (проблема Крыма).