Межнациональные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 17:20, реферат

Описание

Нельзя не заметить, что в многонациональных странах существует внутренняя проблема – стремление одних граждан доказать превосходство своей нации над остальными. К сожалению, Российская Федерация не исключение, а яркий пример такой страны. Проблема еще более обострена на постсоветском пространстве, где этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии, привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Понятие межнационального конфликта……………………………………4
3. Этнос и нация……………………………………………………………..….5
4. Причины конфликтов………………………………………………………..7
5. Типология конфликтов………………………………………………………10
6. Предмет межнационального конфликта…………………………………. .11
7. Субъекты, стороны и стадии конфликта……………………………………12
8. Социально-психологическая трактовка …………………………………. ...13
9. О понятии национализма………………………………………...….………..16
10. Юридизация конфликтов…………………………………………...………...18
11. Пути разрешения межнациональных конфликтов……………………....….21
12. Заключение…………………………………………………...……………….24
13. Библиографический список………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

6. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном федеративном "пироге" (взаимоотношения Маосквы и Казани).

7. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии (конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями). 
8. Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик (месхетинские турки в Узбекистане). 
9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами (как это происходит, например, в Молдове, Казахстане).

  Предмет межнационального  конфликта.

  Предметом с точки зрения права могут быть как территории, из-за преимущественного проживания на которых возникает спор между разными этническими группами (например, Пригородный район Владикавказа)., так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национальности, их имущественные и неимущественные права. В частности, речь может идти о правах гражданских, праве собственности, правах административных, культурных и др. Впрочем, обычно они довольно тесно переплетены, а дискриминация гражданская и административная порой автоматически порождает дискриминацию в области имущественных и социально-культурных прав.

  Субъекты, стороны и стадии конфликта.

  Наиболее  общими субъектами конфликта являются различные национальные общины, проживающие  на территории, находящейся под суверенитетом одного государства. Это, однако, не совпадает с понятием юридических сторон конфликта. В юридическом смысле общий межнациональный конфликт как бы распадается на множество более конкретных конфликтов, непосредственными сторонами которых выступают разные юридические и физические лица – депутатские фракции, партии, госортаны, должностные лица, хозяйственные структуры, всевозможные общественные объединения, отдельные граждане и семьи. Собственно же национальные общины действуют как своего род лобби – группы интересов и давления.

  В юридическом смысле конфликты могут  быть подразделены на доюридическую, юридическую  по форме (и часто антиправовую по сути) и собственно правовую, на которой  только и возможно действительно  справедливое разрешение конфликта. В случаях, требующих нормативного регулирования, конфликт решается в формах принятия конституций и конституционных законов либо внесения в них соответствующих поправок, а также принятия законов и подзаконных актов, отвечающих принципам права, международным соглашениям, национальным конституциям, конституционным законам. При решении конкретных споров это происходит (вернее, должно происходить) в первую очередь посредством судебных и арбитражных решений, а также законных действий административных органов. Однако такой правовой путь не является легким. На нем возможны коллизии норм, их различные интерпретации, всевозможные процедурные и процессуальные уловки сторон, прямая необъективность лиц, принимающих решения. Но все же лишь правовой способ удовлетворения притязаний участников и сторон конфликта (либо отказа в их удовлетворении) представляется наиболее надежным способом его урегулирования.

 

      Социально-психологическая  трактовка межнационального конфликта

    Межэтнические конфликты, разумеется, не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходим определенный сдвиг привычного уклада жизни, разрушения системы ценностей, что сопровождается чувствами фрустрации, растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потери смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор, как более древний, выполнявший в процессе филогенеза функцию группового выживания.

    Действие  этого социально-психологического механизма происходит следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства "мы" и внешнегрупповой дискриминации и обособления от "них", "чужих". Эти процедуры ведут к отдалению и искажению образов внешних групп, которые с эскалацией конфликта приобретают хорошо изученные в социальной психологии особенности и черты.  
Этот вид взаимоотношений исторически предшествует всем другим видам и наиболее глубоко связан с предысторией человечества, с теми психологическими закономерностями организации социального действия, которые зародились в глубинах антропогенеза. Эти закономерности развиваются и функционируют через противопоставление "мы-они" по признаку принадлежности к племени, к этнической группе с тенденцией к этноцентризму, недооценке и принижению качеств "чужих" групп и переоценке, возвышению характеристик своей группы вместе с дегуманизацией  "чужой" группы в условиях конфликта.  
Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:  
- предпочтения своих соплеменников "чужим", пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;  
- защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;  
- требований о перераспределении дохода;  
- игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых "чужими".  
Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия - наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т.д.) по сравнению с "чужими". Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. Функционируя внутри группы и будучи включенным в динамику межгрупповых отношений, стереотип выполняет регуляторно-интеграционную функцию для субъектов социального действия при разрешении социального противоречия. Именно эти свойства социального стереотипа, этнического в особенности, делают его эффективным регулятором любых социальных отношений, когда эти отношения в условиях обострения противоречий редуцируются к межэтническим.  
При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа  психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое, когда групповой эгоизм глушил ростки будущей общечеловеческой зависимости самым простым и древним образом - путем уничтожения, подавления инакообразия в поведении, ценностях, мыслях.  
Это "возвращение в прошлое" позволяет этническому стереотипу в то же время выполнять функцию психологической компенсации в результате дисфункций идеологических, политических, экономических и иных регуляторов интеграции при межгрупповых взаимодействиях.  
Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.  
При этом в процессе эскалации конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:  
- уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение объема дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;  
- искаженное восприятие информации друг о друге;  
- формирование установки враждебности и подозрительности, закрепление образа "коварного врага" и его дегуманизация, т.е. исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к "нелюдям" при достижении своих целей;  
- формирование ориентации на победу в конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны.  
 Таким образом, задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы уловить тот момент, когда еще возможно компромиссное решение конфликтной ситуации, и не допустить ее переход в более острую стадию.

 

     Понятие национализма.

    В 1888 г. русский мыслитель В. С. Соловьев писал, что национализм представляет «для народа то же, что эгоизм для  индивида: дурной принцип, стремящийся  изолировать отдельное существо превращением различия в разделение, а разделения в антагонизм»[8]. В другой работе он обозначил три фазы развития национализма – поклонение своему народу как носителю вселенской правды, поклонение его стихийной силе независимо от правды и, наконец, поклонение национальным односторонностям и аномалиям, отделяющим народ от остального человечества, т.е. поклонение своему народу с прямым отрицанием вселенской правды[9].

    Я считаю, что в рамках конфликтологии следует рассматривать национализм как особую концепцию мира, с точки зрения которой разные этносы являются прежде всего соперниками в борьбе за выживание, за достижение преимущественного положения и за различные блага, как искаженную форму естественных национальных чувств, акцентирующую фактор вражды по отношению к другим нациям. Национализм предполагает пренебрежение человеческими правами и достоинством живущих рядом людей других национальностей, «некоренного населения» да и вообще иностранцев – «чужаков», нетерпимость к их обычаям, нуждам и потребностям, а самое главное – идеологию «козла отпущения», когда причину всех своих бед и неудач ищут не в себе самих, но в происках тех или иных злокозненных чужеземцев, пришельцев, «малого народа», соседей...

    И еще один парадокс национализма. Как  ни странно, но по сути он опирается  на национальный 'комплекс неполноценности, хотя эмпирически такую связь  проследить нелегко, поскольку этот комплекс скрывается за, казалось бы, весьма высоким самомнением. В самом деле, как за чванным национализмом, априорно приписывающим соотечественникам высший ранг по сравнению со всеми прочими, разглядеть глубоко запрятанную неуверенность в себе, ущербность массового национального сознания? Комплекс этот бывает как агрессивным, так и, напротив, боязливым. Последнее чаще присуще малым нациям, не имеющим духовных ресурсов для противодействия политической и культурной ассимиляции, не способным сопротивляться нациям более сильным. Проявляется он, как правило, в форме попыток изоляционизма, обычно безнадежных. Антропологи описывали этот феномен на примере индейских племен Южной Америки и малых городов Севера. Впрочем, порой он проявляется даже у таких этнических и культурных гигантов, как русская нация, у которой в течение столетий сохранялась – а в определенной мере сохраняется и до сих пор – пресловутая «западобоязнь», т.е. недоверчиво-опасливое отношение к Западу как к богатому и коварному соблазнителю. Впрочем, непроходимой границы между боязливым и агрессивным видами комплекса нет. При изменении соотношения сил они легко переходят один в другой. Очевидно, что подобное националистическое миропонимание в высшей степени благоприятствует возникновению, подогреванию, обострению различного рода межнациональных конфликтов, к рассмотрению причин которых мы сейчас переходим.

 

     Юридизация конфликтов.

Амплитуда конфликтов – от бытовых обывательских перепалок  до войн на уничтожение, включая различные  виды межобщинной розни, политической, идеологической и вооруженной борьбы.

Конфликт облекается в юридические формы на трех уровнях: на уровне межгосударственных отношений  взаимно независимых субъектов, в том числе и государственных  образований в рамках одной федерации, на уровне отношений внутри федерации  по «вертикали» (центр – места) и на уровне отношений внутри одного государства. Примером облекаемых в юридическую форму межнациональных конфликтов на межгосударственном уровне могут служить акты об аннексии части территории другого государства на основании или под предлогом национального состава ее населения (например, акт о присоединении в 1939 г. к СССР части земель Восточной Польши). Есть и другие формы национально-территориальных претензий: не признаваемые другим государством акты о специальной поддержке проживающих на его территории тех или иных национальных групп (представим себе гипотетический, но всерьез предлагаемый некоторыми ультрапатриотами российский закон о защите интересов русскоязычного населения за пределами Российской Федерации; вспомним о некоторых израильских законах или о коллизионных законах, касающихся признания лишь одним из субъектов международного права двойного гражданства). Конфликт в перспективе может возникнуть и в результате принятия актов, продиктованных самыми добрыми побуждениями (например, о передаче Украине территории Крымской области)

Конфликты «по  вертикали» могут продуцироваться  законодательными актами как центральной, так и местной власти. Это хорошо видно на примере законодательного регулирования вопросов государственного языка. С одной стороны, конституции бывших союзных республик СССР признавали за национальным языком статус государственного лишь для республик Закавказья, что, естественно, провоцировало в других республиках межэтническую напряженность, особенно в контексте проводившейся тогда русификаторской политики. Но с другой стороны, принятые в последние годы на волне «парада суверенитетов» в некоторых новых государствах категоричные законы о национальном языке как единственном государственном игнорируют сложившиеся этническо-культурные реальности и тоже служат источником межэтнической напряженности.

  Однако  нельзя перекладывать всю ответственность  только на издателей «неправильных  законов». Часто и самые безобидные акты, направленные на достижение комфорта сожительства всех этносов и наций воспринимаются как попытка ущемить интересы второй стороны. 4 февраля 2007 г. канадская деревня Эрувилль (Hеrouxvillе) приняла Кодекс норм поведения жителей деревни, направленный, прежде всего, на приведение к общему знаменателю мигрантов из мусульманских стран и членов их семей. В частности, Кодекс запрещает: 
«…— Ходить по улицам и ездить в общественном транспорте с лицом, закрытым платком (исключение — день Хэллоуина).

  — Запрещено  требовать открытие молельных мест вне церкви и личной квартиры (дома).

  — Запрещено  давать дополнительные часы отдыха и  дополнительные дни работникам для  молитв, постов и прочего. Хочешь постись  днем — постись, твое личное дело. В  личное время.

  • Запрещено протестовать против Рождественской Елки в государственных учреждениях.

  — Запрещено  протестовать против потребления продуктов, если санэпидемстанция и другие органы не препятствуют по причинам здоровья.

  — Запрещено  нарушать права женщин, в том числе, побивать их камнями, делать им обрезание, заматывать в паранджу и т.д.

  — Запрещено носить оружие в школу — включая «церемониальные ножи».

  — Запрещено  ограничивать поведение других, если тебе что-то в их поведении не нравится, но другие не нарушают закон (например, нельзя требовать замазывать окна в  спортзале, если напротив молельное место, где молящимся не нравится спортзал — никто вам не мешает замазать собственные окна).

  — Запрещено  не подчиняться женщинам-полицейским, если ты мужчина.

  — Запрещено  отказываться от лечения, если ты женщина, а врач мужчина».

  95% жителей  Квебека поддержали введение правил Кодекса в собственном городе и, в перспективе – по всей стране. Что характерно, и сами мусульманские иммигранты, и их верные «правозащитники» уже успели назвать Кодекс «плохо прикрытой ксенофобией». 

 

Пути разрешения межнациональных конфликтов.

Даже в самых  острых конфликтных ситуациях одной  из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта. Это  предполагает: во-первых, прекращение  насилия; во-вторых, организацию диалога  между сторонами конфликта; в-третьих, обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов; в-четвертых, формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке; в-пятых, юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон; в-шестых, максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание этому соглашению легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения. На этой фазе среди ключевых фигур участников переговоров должны быть юристы. Однако, разумеется, само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами.

Информация о работе Межнациональные конфликты