Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 17:20, реферат
Нельзя не заметить, что в многонациональных странах существует внутренняя проблема – стремление одних граждан доказать превосходство своей нации над остальными. К сожалению, Российская Федерация не исключение, а яркий пример такой страны. Проблема еще более обострена на постсоветском пространстве, где этнополитические конфликты, нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии, привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Понятие межнационального конфликта……………………………………4
3. Этнос и нация……………………………………………………………..….5
4. Причины конфликтов………………………………………………………..7
5. Типология конфликтов………………………………………………………10
6. Предмет межнационального конфликта…………………………………. .11
7. Субъекты, стороны и стадии конфликта……………………………………12
8. Социально-психологическая трактовка …………………………………. ...13
9. О понятии национализма………………………………………...….………..16
10. Юридизация конфликтов…………………………………………...………...18
11. Пути разрешения межнациональных конфликтов……………………....….21
12. Заключение…………………………………………………...……………….24
13. Библиографический список………………………………………………….28
А для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов. Скажем, суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи могут способствовать переключению интересов конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.
Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. Но есть еще и другая, очень важная сторона проблемы.
Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России. Естественно, такие чувства рационализируются через подбор бытовых и иных примеров; воздействующих на обыденное сознание. И, конечно, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и совершенно точно необходимо.
Снятие или
хотя бы ослабление такого
ложного конфликта, в
В этой связи следует обратиться к роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти. И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. Вспомним герценовские слова 1863 г.: «Мы за Польшу потому, что мы за Россию». И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение – в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях, в карабахскам кризисе. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь малым нациям обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.
Вывод.
Межнациональное
напряжение по моему мнению –в той
участь каждого многонационального
государства, коих 91% от общего числа
государств. От них не застрахованы
ни развитые демократические государства,
такие как Франция и Швейцария,
ни страны «третьего мира». По мнению одного
из основоположников общей теории конфликта
Ральф Дарендорфа концепция общества
свободного, открытого и демократического
вовсе не решает всех проблем и противоречий
развития.
На конфликт как социальное явление существуют две точки зрения. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут только негативные последствия: угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения. Так, социолог структурно-функционального направления Льюис Козер пишет: "Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению и творчеству". Дарендорф утверждает, что и конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения. В определении роли конфликта как такового я однозначно придерживаюсь второй позиции, считая, что конфликт в известной степени – двигатель прогресса, подталкивающий государство и само общество меняться к лучшему, преодолевать противоречия и идти в будущее.
Однако межнациональный конфликт как его разновидность я причисляю к нежелательному явлению в жизни общества, которое по возможности необходимо избегать. Такой конфликт – по-моему, своего рода тормоз в решении проблемы, так как его зачастую разрушительные последствия и длительность «не стоят» преобразований, к которым стремились стороны. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, а его негативные последствия не исчерпываются прямыми потерями.
К последствиям конфликтов можно отнести безработицу среди молодежи, малоземелье, а также значительное изменение возрастно-полового состава территории, ведь беженцами становятся женщины и дети, и именно эти категории населения не имеют тенденции к возвращению. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма – то есть еще большего нагнетания конфликта.
На сегодняшний день на международном уровне еще не выработаны четкие дефиниции национального меньшинства и его прав. При определении данной дефиниции берутся во внимание такие факторы, как количественный аспект, негосподствующее положение, различия в этническом или национальном характере, культуре, языке или религии, а также индивидуальное отношение (принятие решения о принадлежности или непринадлежности к нацменьшинству). К примеру, в Германии национальными меньшинствами признают себя фризы, датчане, сорбы, цыгане (рома). А вот евреи себя нацменьшинством не признают, а считают себя религиозной конфессиональной группой. Уйгуры в Китае (10 миллионов человек) нацменьшинство, россияне в странах СНГ и Балтии также являются нацменьшинствами.
Такую неопределенность
в даже в самом понятии «
Сегодня тот факт, что в России проживают люди многих национальностей, наши сограждане примерно с равной частотой расценивают положительно и отрицательно: 37% сказали, что это приносит стране больше пользы, 35% – что больше вреда, остальные 28% с ответом затрудняются. Четверть опрошенных заявляют, что испытывают раздражение и неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности, причем чаще всего об этом говорят москвичи (42%). Чаще других в своей неприязни признаются люди старшего возраста (74%), респонденты с низкими доходами (76%) и жители сел (74%). При этом доля испытывающих подобные эмоции постепенно снижается: так, в 2002 году о своей неприязни к представителям других национальностей говорили 32% участников опроса, а в 2006 году – 28%.
На вопрос о том, в чем заключаются причины межнациональной розни в нашей стране, чаще всего были получены ответы о засилье приезжих и их вызывающем поведении, о неправильной внутренней политике государства, беззаконии, коррупции, о бедности населения, большом разрыве между богатыми и бедными, зависти к о невоспитанности, бескультурье, несдержанности людей и о шовинистических настроениях, действиях националистических группировок4.
Такие оценки самих
граждан говорят о том, что
и поведение самих «
Однако то, что государство проводит недостаточную политику в области сглаживании противоречий между различными национальностями, я считаю очевидным и неоспоримым. По моему убеждению, многое можно не доводить даже до конфликтной ситуации, используя лишь превентивные, воспитательные меры воздействия – не муссируя в СМИ очередную перепалку с участием иммигрантов, рассказывать о культурных особенностях других народностей, их национальных особенностей. Я уверена, что мнимый во многом «чужеземный враг» тогда для многих обретет «лицо», перестанет казаться опасным и вредным явлением жизни и из разряда недругов постепенно перейдет в число сограждан великой многонациональной федерации.
Библиографический
список.