Миграция населения, ка регулятор заняности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание

Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу. Но и этого, как показывает практика, мало. Необходимо, и наиболее важно, найти такое место и время применения своих знаний, которое в максимальной мере удовлетворяло бы насущные потребности человека.

Содержание

Введение
Сущность и виды трудовой миграции
Межстрановая трудовая миграция
Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья на рынок труда и политику занятости в России
Анализ миграционной политики Российской Федерации
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая киселева.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)
fy">            Природно-климатические включают, как  правило, экологические условия и экологические катастрофы. Оказывает влияние привлекательность для отдельных групп мигрантов районов проживания с благоприятными климатическими условиями и т. д.

            Наибольшее значение имеют социально-экономические  причины миграции населения, которые характеризуют: размещение производства на территории того или иного региона; уровень экономического развития; размеры инвестиций; уровень развития инфраструктуры; возможность трудоустройства; возможность получения образования и жилья. Будучи сложным процессом, миграция населения оказывает противоречивое влияние на социально-экономическое развитие страны. Это относится, прежде всего, к положению мигрантов, уровень безработицы среди которых выше, чем у коренных жителей того или иного региона. Приток мигрантов сопровождается увеличением нагрузки на социальную инфраструктуру, особенно городов, что приводит к значительному повышению цен на жилье. По некоторым оценкам, переход мигрантов в состав постоянного населения длится не менее 10 лет. В этой связи необходимо выделить меры, которые государство разрабатывает для снижения отрицательного воздействия миграционных процессов и их регулирования. В их основе находится политика Российской Федерации. Различают прямые и косвенные методы. Прямые — субсидирование на перемещение мигрантов, обеспечение их необходимой информацией. Косвенные — развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий и т. д.

            К основным принципам миграционной  политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов, введение квотирования и ужесточения контроля иммиграции иностранных граждан в Россию, ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы. 

     2. Сущность международной миграции.

     Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления – международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

     Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

     Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

     - иммигранты и не иммигранты, легально  допущенные в страну. Для стран,  которые традиционно принимают  иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;

     - работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

     - нелегальные иммигранты. Их число  в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные  страны имеют у себя нелегальных  иммигрантов. Часть из них проникают  через границу, другие остаются  в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

     - лица, просящие убежища. До 80-х  гг. численность этой категории  мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

     - беженцы. Поданным ООН, в мире  на конец 90-х гг. насчитывается  более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

     По  приблизительным оценкам, ежегодное  миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, то есть в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики сальдо будет сокращаться.

     Объемы  ежегодных денежных потоков, связанных  с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.

     На  развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным  рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных  неоплаченных переводов, тогда как на все развивающие страны – только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и перемещение мигрантов – около 7%.

     3. Влияние миграций населения из стран ближнего зарубежья на рынок труда и политику занятости в России

     В связи с распадом СССР возникла, по сути, уникальная миграционная ситуация, когда в рамках бывшего Союза внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю, требующую совершенно других подходов, иных миграционных мер и в определенной степени иной политики занятости. И наибольшие изменения коснулись непосредственно России, оказавшейся как бы в эпицентре миграционных потоков, в первую очередь, из ближнего зарубежья.

     На 1 января 1993 г., т.е. по данным, составленным на базе статистики ФМС за II полугодие 1992 г., общее мигрантское давление составило в целом по Российской Федерации 0,2, что для первого учетного года не так мало, с явным превышением среднероссийского уровня по Центрально-Черноземному (0,9), Поволжскому (0,7) и Северо-Кавказскому (0,6) районам. Соответственно, при подсчете коэффициента трудового мигрантского давления эти показатели ниже. В целом по России трудовое мигрантское давление составляет 0,1, а по Центрально-Черноземному, Поволжскому и Северо-Кавказскому районам соответственно 0,5; 0,6 и 0,3.

     Рост  безработицы в 1993 году примерно в 3,5 раза усилил общее мигрантское давление на 1 января 1994 г. в 2,5, а трудовое — в 3 раза. Тогда как по вышеназванным “неблагополучным” регионам мигрантское давление, как общее, так и трудовое увеличилось еще в меньшей степени.

     В то же время в ряде экономических  районов (регионов России) этот показатель превышает средний более чем в 3 раза в Центрально-Черноземном районе. Велико также соотношение мигрантов и безработных в Поволжском и Северо-Кавказском районах. В то время как в Северном, Дальневосточном районах оно ниже среднего в 4 раза, а также в Восточно-Сибирском, Северо-Западном и Волго-Вятском оно ниже среднего в 2 раза.

     По  показателям рынка рабочей силы России по экономическим районам (регионам) в сравнении их с трудовым мигрантским давлением мы видим, что отклонение от среднего показателя по России по уровню безработицы в течение всего исследованного периода (1992 — I полугодие 1995 года) вызывает в каждом регионе “обратную реакцию” — повышается безработица — меньше мигрантское давление как общее, так и трудовое на рынок рабочей силы (2.1.1).Так происходит в Северном, Северо-Западном и Волго- Вятском районах. Понижение уровня безработицы против среднероссийского уровня, напротив, соответствует усилению мигрантского давления (Центрально-Черноземный, Поволжский и, в меньшей степени, — Северо-Кавказский район, а к началу 1995 года и Западно-Сибирский район).Исключение составляет Калининградская область, где уровень безработицы на протяжении всего исследуемого периода существенно превышает средний по России, а трудовое мигрантское давление соответствует среднему.

     Тенденция зависимости между уровнем безработицы  и давлением мигрантов на рынок труда отсутствует также в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах, что объясняется, видимо, незначительным притоком сюда мигрантов.

     Интересно, что показатель зарегистрированных на одну вакансию незанятых не отражает этой тенденции с такой же точностью, как и уровень безработицы. Можно сделать вывод, что в целом имеется тенденция стремления мигрантов в те районы, где ниже уровень безработицы, независимо от наличия вакансий. Мало того, за 3 года (1992 -1994) в целом по России уровень безработицы (в процентах) рос довольно равномерно (на 1 января 1993, 1994, 1995 гг. соответственно: 0,7; 1,0; 2,2.

     Мигрантское трудовое давление имело другую тенденцию  за те же годы соответственно: 0,1; 0,3; 0,2, т.е. ориентировалось на миграционные потоки, а не на уровень безработицы. Что же касается напряженности на рынке труда, то эти показатели за те же годы составили 3,2; 3,1 и 5,8. Таким образом, мигрантское давление не оказывает прямого влияния на рынок труда в Российской Федерации.

     В целом на 1 января 1995 года доля трудоспособных мигрантов составляет в РФ 56.7% и колеблется по регионам России незначительно (от 58.5% до 57.7%).Число трудоспособных мигрантов показывает ту же картину, что и по общему мигрантскому давлению.

     Аналогичные ситуации наблюдаются при рассмотрении их тоже детально внутри экономических регионов — по краям, областям и республикам. Однако относительные цифры по показателю трудового мигрантского давления, т.е. соотношение трудоспособных мигрантов, приходящееся на одного безработного, зачастую уменьшается так, что не смотрится так “выпукло”, как при общем мигрантском давлении. Исключение составляет лишь Республика Тува, где 75% трудоспособных мигрантов значительно больше среднероссийского уровня, но в натуральном выражении, и число 21 человек настолько невелико, что не влияет на рынок рабочей силы ни в Восточно-Сибирском районе, ни, тем более, в РФ в целом.

     В первом полугодии 1995 года (на 1 июля 1995 года), несмотря на увеличение общего числа зарегистрированных безработных и рост числа состоящих на учете мигрантов, общие тенденции в мигрантском и в общем и в трудовом давлении на рынок рабочей силы сохранялись как в целом по России, так и по регионам. Но при этом ситуация в самых сложных Северо-Кавказском и Центрально-Черноземном районах ухудшилась, а в Поволжском осталась без изменений.

     Таким образом, мы наблюдаем смягченное мигрантское  давление — общее и трудовое на рынок рабочей силы в России, поскольку темпы роста мигрантского давления ниже темпов роста безработицы. Это смягчение еще больше в наиболее неблагополучных регионах. По-видимому, миграция имеет тенденцию к “самораспылению”, т.е. потоки переориентируются с неблагополучных регионов на более благополучные. Особенно важно отметить, что мигрантское давление не оказывает прямого влияния на напряженность на рынке труда Российской Федерации.

     4. Миграционная политика Российской Федерации.    

       Россия не осталась в стороне  от миграционных процессов. Распад  СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.     

       Рост безработицы подтолкнул  сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.      

       Правительство Российской Федерации  вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.     

       Выход России на внешние рынки  труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.      

Информация о работе Миграция населения, ка регулятор заняности