Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:10, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью, изучить социальный портрет современного студенчества, а так же рассмотреть основы социальной политики за рубежом, в России и в частности в Пермском крае.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Социальный портрет современного студенчества…………………………..4
2.Современная российская молодежь на рынке труда………………………..6
3.Основы молодежной политики за рубежом и в России:
опыт и проблемы………………………………………………………………..7
4.Специфика молодежной политики в Пермском крае………………………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Тема
10. Молодежь как особая
социальная группа
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
1.Социальный
портрет современного студенчества…………………………..4
2.Современная
российская молодежь на рынке труда………………………..6
3.Основы молодежной политики за рубежом и в России:
опыт
и проблемы……………………………………………………
4.Специфика
молодежной политики в Пермском крае………………………15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Известно, что в структуре населения любого
государства одно из важных мест занимают
молодые люди, дети, подростки, юноши и
девушки, то есть та его часть, которую
в обобщенном виде называют «молодежь».
Анализ основных концепций развития социальной
педагогики как области практической
деятельности, научной дисциплины и образовательного
комплекса позволяет выделить в молодежной
проблематике некоторые актуальные социально-педагогические
проблемы.
Социальная педагогика выстраивает свое
воздействие во всех сферах: от социальной
молодежной политики до социальной работы
с конкретным молодым человеком, реализуя
систему социально-педагогических отношений
во всех социальных институтах государства
и общества.
Обращение к проблеме социальной работы
с молодежью и выделение ее
в число актуальнейших направлений развития
современной педагогической мысли в ХХI
веке явилось результатом осознания кризисных
явлений в российском обществе, которые
обострили социальную проблематику, в
частности, создание равных стартовых
возможностей получения молодежью профессионального
образования, актуализация ее готовности
к преобразованию общественных процессов,
адаптации ее во всех сферах жизни. Все
это требует новых подходов к решению
проблем социализации подрастающего поколения
и вызывает необходимость создания гарантированной
системы защиты и поддержки молодежи.
Цель работы: рассмотреть особенности
социальной работы с молодежью, изучить
социальный портрет современного студенчества,
а так же рассмотреть основы социальной
политики за рубежом, в России и в частности
в Пермском крае.
Моя тема
особенно актуальна, так как молодежь
– это будущее России. На данный
момент молодежь составляет 30% населения
планеты, и именно она займет со временем
ведущие позиции как в
1.Социальный портрет современного студенчества.
Какие они сегодняшние
студенты? О чем свидетельствуют
современные мировые тенденции?
Во-первых, в течение сорока последних
лет ХХ столетия наблюдался феноменальный
рост численности студентов – с 13 млн.чел.
в 1960 году до 82 млн. чел. в 1995 году. Такие
темпы роста позволяют прогнозировать
увеличение этого показателя в 2010 году
до 120 млн. чел., а в 2020 году – до 130 -140 млн.чел.,
что может привести практически к удвоению
всей материально-технической инфраструктуры
системы высшего образования и расходов
на ее содержание.
Во-вторых, процессы глобализации и унификации,
происходящие во всех сферах деятельности,
развитие мощных средств телекоммуникаций
обусловили беспрецедентную открытость
и вариативность образования.
В-третьих, в последние двадцать лет практически
во всех регионах мира происходил существенный
рост расходов на высшее образование.
Например, в США они выросли в 3 раза; в
Западной Европе – в 3,4; в Китае – в 2; в
государствах Восточной Азии – в 4. И только
в бывших социалистических странах произошло
их сокращение – на 25%.
Кроме отмеченных, все более явными становятся
и такие тенденции, как рост. В настоящее
время появляются глобальные образовательные
мегасистемы. В настоящее время подобные
мегасистемы существуют в США (14 млн. студентов);
Индии (5,7 млн.); Китае (5,7 млн.); России ( 4,4);
Японии (3,9); Канаде, Германии, Корее, Украине
по 2 млн. При этом из всего контингента
иностранных студентов 28% обучаются в
США; 12% - в Великобритании; 10% - в Германии;
8% - во Франции; 4% - в России; 3% - в Японии
(Белл, Д. Грядущее постиндустриальное
общество М.: Академия, 1999).
Реалии таковы, что хотя Россия и относится
к числу стран, имеющих глобальную образовательную
систему, из приведенных данных видно,
что ее влияние на мировой образовательный
процесс значительно отстает от США и
других развитых стран. Тем не менее российское
студенчество оставляет за собой и сегодня
авангардные позиции по многим параметрам,
в том числе и по качеству обучения и по
уровню духовности и даже по количественному
росту.
Приведенные ниже данные социологических
исследований позволяют дать характеристику
современного студента, выделить наиболее
типичные черты его социального портрета.
На вопрос «Что для
Вас в жизни самое главное?» Получены
ответы: семья – 48,7%, любовь – 38,6%, здоровье
– 35,4%, работа – 30,3%, образование – 28,4%,
уважение окружающих – 15%, творчество
– 14,5%, дети – 13,4%.
По данным опроса студенты больше
всего ценят: порядочность – 59,5%, чувство
собственного достоинства – 57,2%, понимание
– 44,1%, доброту – 42,1%, независимость –
41,6%, свободу – 36,6%. А больше всего ненавидят:
предательство – 80,9%, жестокость – 49,2%,
ложь – 46,1%, жадность – 33,8%, невежество
– 23,1%.
На вопрос «Какие
социальные проблемы
молодежи Вы считаете
сегодня наиболее серьезными?» студенты
дали следующие ответы: наркомания – 60,8%,
трудоустройство – 49,6%, преступность –
36,7%, пьянство – 24,1%, получение образования
– 20,8%, невозможность обрести материальную
независимость – 19,8%.
Считают наиболее
важным для достижения
успеха в жизни: целеустремленность,
упорство, трудолюбие, интересную работу
– 63,9%, хорошее образование – 46,8%, «богатые»
родители и связи – 25,5%, везение – 10,8%,
способности – 9,4%. Студенты явно недооценивают
роль способностей в достижении жизненного
успеха, каждый четвертый надеется на
богатых родителей и связи.
Угроза безработицы страшит каждого
четвертого студента, в социальной защите
нуждается – 52,8%.
Пути решения современных
социально-культурных
проблем студенты видят в привлечении
внебюджетных средств – 70%, качественная
подготовка кадров – 70%, доступность представляемых
услуг – 30%, совершенствование законодательно-правовой
базы – 20%, государственная поддержка
культуры – 20%, возрождение традиций и
обычаев – 10%, реклама – 10% .
К первостепенным
ценностям современное студенчество
относит: карьера – 80%, здоровье – 60%, материальные
блага – 50%, семья – 50%, образование – 50%,
духовное развитие – 50%, самореализация
– 50%, моральная устойчивость – 40%, честность
– 10%, любовь – 10%.
Негативными качествами
личности студенты считают: необразованность
– 30%, лживость, наглость, инфантильность,
лень, неумение работать – 20%, предательство,
заносчивость, притворство, доверчивость,
зависть, лицемерие, жадность, эгоизм,
истеричность, деградацию – по 10%, соответственно
каждая позиция.
Проведенный социологический опрос среди
студентов показал, что «портрет
современного студента» им представляется
как (основные положительные черты): активный,
общительный, приветливый – 100% (каждая
позиция), внимательный – 80%, ответственный,
легкообучаемый – 70%, пунктуальный и вежливый
– 60%, аккуратный – 50%, корректный и отзывчивый
– 40%.
К негативным качествам современного
студента, опрошенные студенческие группы
вуза отнесли: неответственный и неаккуратный
– 50%, неорганизованный, неусидчивый и
невнимательный – 40%, некоммуникабельный
и невоспитанный, соответственно – 30%.
Думаю, что приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.
2.Современная
российская молодежь
на рынке труда.
Молодёжь на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодёжи.
Две тенденции сегодня господствуют на рынке труда применительно к российской молодёжи. С одной стороны бизнес-сообщество при найме работников отдают предпочтение лицам более молодых возрастов. При условии открытого найма (объявлении о вакансиях) в более 70 процентов случаев если оговаривается возраст желаемого специалиста, то как правило речь идет о лицах «моложе 30 лет». В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.( Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М,:Машмир-ЮНЕСКО, 2005.)
Вторая тенденция
прямо противоположна первой. Частный
бизнес отказывает в трудоустройстве
молодым специалистам, не выдерживающим
конкуренцию в таких отраслях
как банковское дело, консалтинг, управление
персоналом. Здесь молодёжь в глазах
бизнес-сообщества проигрывает специалистам
страших возрастов, зарекомендовавших
себя на этом рынке. На слушаниях в Совете
Федерации в 2004 году приводились такие
данные: В 1999 году в госсекторе работало
68,4 %, а в негосударственном — 8,3 %, спустя
три года значения этих показателей составили
71,9 % и 7,4 % (Ю. А. Зубок, В. И. Чупров Тенденции
социального развития молодежи в современном
Российском обществе//Аналитический вестник
Совета Федерации № 31 (251), М., 2004.).
3.Основы
молодежной политики
за рубежом и в России:
опыт и проблемы.
Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.
Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14-18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.
Общая цель молодежной политики различных европейских государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.
Рассматривая деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить достижения четырех стран – Германии, Франции, Великобритании, Швеции, а также международные молодежные программы, достаточно эффективно осуществляемые Европейским Союзом и Советом Европы.
Несмотря на схожесть форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики можно условно выделить 2 стратегии:
Первая основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики,
Вторая – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики.
1. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.
Изучая опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые представляют интерес для стратегии молодежной политики России.
1)Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» и др. Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций.
2) Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный).
В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.
Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).
3) Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.
Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.
4) Применение комплексного подхода. Например, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами.
Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях.
5)Сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех трех уровнях реализации молодежной политики. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам) могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов.
6) Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.
7) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ.