Молодежь как особая социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:10, контрольная работа

Описание

Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью, изучить социальный портрет современного студенчества, а так же рассмотреть основы социальной политики за рубежом, в России и в частности в Пермском крае.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


1.Социальный портрет современного студенчества…………………………..4


2.Современная российская молодежь на рынке труда………………………..6


3.Основы молодежной политики за рубежом и в России:

опыт и проблемы………………………………………………………………..7


4.Специфика молодежной политики в Пермском крае………………………15


Заключение………………………………………………………………………17


Список литературы……………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

социология контр.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)
 

Тема 10. Молодежь как особая социальная группа 

Оглавление: 
 

Введение………………………………………………………………………….3 

1.Социальный портрет современного студенчества…………………………..4 

2.Современная российская молодежь на рынке труда………………………..6 

3.Основы молодежной политики за рубежом и в России:

 опыт  и проблемы………………………………………………………………..7 

4.Специфика молодежной политики в Пермском крае………………………15 

Заключение………………………………………………………………………17 

Список  литературы……………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 
Известно, что в структуре населения любого государства одно из важных мест занимают молодые люди, дети, подростки, юноши и девушки, то есть та его часть, которую в обобщенном виде называют «молодежь». 
Анализ основных концепций развития социальной педагогики как области практической деятельности, научной дисциплины и образовательного комплекса позволяет выделить в молодежной проблематике некоторые актуальные социально-педагогические проблемы. 
Социальная педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества.

 
Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в ХХI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.

 
Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью, изучить социальный портрет современного студенчества, а так же рассмотреть основы социальной политики за рубежом, в России и  в частности в Пермском крае.
 

Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения  планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике  и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Социальный  портрет современного  студенчества.

Какие они сегодняшние  студенты? О чем свидетельствуют  современные мировые тенденции? 
Во-первых, в течение сорока последних лет ХХ столетия наблюдался феноменальный рост численности студентов – с 13 млн.чел. в 1960 году до 82 млн. чел. в 1995 году. Такие темпы роста позволяют прогнозировать увеличение этого показателя в 2010 году до 120 млн. чел., а в 2020 году – до 130 -140 млн.чел., что может привести практически к удвоению всей материально-технической инфраструктуры системы высшего образования и расходов на ее содержание.   
Во-вторых, процессы глобализации и унификации, происходящие во всех сферах деятельности, развитие мощных средств телекоммуникаций обусловили беспрецедентную открытость и вариативность образования.  
В-третьих, в последние двадцать лет практически во всех регионах мира происходил существенный рост расходов на высшее образование. Например, в США они выросли в 3 раза; в Западной Европе – в 3,4; в Китае – в 2; в государствах Восточной Азии – в 4. И только в бывших социалистических странах произошло их сокращение – на 25%. 
Кроме отмеченных, все более явными становятся и такие тенденции, как рост. В настоящее время появляются глобальные образовательные мегасистемы. В настоящее время подобные мегасистемы существуют в США (14 млн. студентов); Индии (5,7 млн.); Китае (5,7 млн.); России ( 4,4); Японии (3,9); Канаде, Германии, Корее, Украине по 2 млн. При этом из всего контингента иностранных студентов 28% обучаются в США; 12% - в Великобритании; 10% - в Германии; 8% - во Франции; 4% - в России; 3% - в Японии (Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество М.: Академия, 1999). 
Реалии таковы, что хотя Россия и относится к числу стран, имеющих глобальную образовательную систему, из приведенных данных видно, что ее влияние на мировой образовательный процесс значительно отстает от США и других развитых стран. Тем не менее российское студенчество оставляет за собой и сегодня авангардные позиции по многим параметрам, в том числе и по качеству обучения и по уровню духовности и даже по количественному росту.    
Приведенные ниже данные социологических исследований позволяют дать характеристику современного студента, выделить наиболее типичные черты его социального портрета. 
На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» Получены ответы: семья – 48,7%, любовь – 38,6%, здоровье – 35,4%, работа – 30,3%, образование – 28,4%, уважение окружающих – 15%, творчество – 14,5%, дети – 13,4%. 
По данным опроса студенты больше всего ценят: порядочность – 59,5%, чувство собственного достоинства – 57,2%, понимание – 44,1%, доброту – 42,1%, независимость – 41,6%, свободу – 36,6%. А больше всего ненавидят: предательство – 80,9%, жестокость – 49,2%, ложь – 46,1%, жадность – 33,8%, невежество – 23,1%. 
На вопрос «Какие социальные проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» студенты дали следующие ответы: наркомания – 60,8%, трудоустройство – 49,6%, преступность – 36,7%, пьянство – 24,1%, получение образования – 20,8%, невозможность обрести материальную независимость – 19,8%.   
Считают наиболее важным для достижения успеха в жизни: целеустремленность, упорство, трудолюбие, интересную работу – 63,9%, хорошее образование – 46,8%, «богатые» родители и связи – 25,5%, везение – 10,8%, способности – 9,4%. Студенты явно недооценивают роль способностей в достижении жизненного успеха, каждый четвертый надеется на богатых родителей и связи. 
Угроза безработицы страшит каждого четвертого студента, в социальной защите нуждается – 52,8%.    
Пути решения современных социально-культурных проблем студенты видят в привлечении внебюджетных средств – 70%, качественная подготовка кадров – 70%, доступность представляемых услуг – 30%, совершенствование законодательно-правовой базы – 20%, государственная поддержка культуры – 20%, возрождение традиций и обычаев – 10%, реклама – 10% .  
К первостепенным ценностям современное студенчество относит: карьера – 80%, здоровье – 60%, материальные блага – 50%, семья – 50%, образование – 50%, духовное развитие – 50%, самореализация – 50%, моральная устойчивость – 40%, честность – 10%, любовь – 10%.    
Негативными качествами личности студенты считают: необразованность – 30%, лживость, наглость, инфантильность, лень, неумение работать – 20%, предательство, заносчивость, притворство, доверчивость, зависть, лицемерие, жадность, эгоизм, истеричность, деградацию – по 10%, соответственно каждая позиция. 
Проведенный социологический опрос среди студентов показал, что «портрет современного студента» им представляется как (основные положительные черты): активный, общительный, приветливый – 100% (каждая позиция), внимательный – 80%, ответственный, легкообучаемый – 70%, пунктуальный и вежливый – 60%, аккуратный – 50%, корректный и отзывчивый – 40%. 
К негативным качествам современного студента, опрошенные студенческие группы вуза отнесли: неответственный и неаккуратный – 50%, неорганизованный, неусидчивый и невнимательный – 40%, некоммуникабельный и невоспитанный, соответственно – 30%. 

Думаю, что приведенные социологические данные не требуют подробных комментариев, они лишь подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

2.Современная  российская молодежь  на рынке труда. 

Молодёжь на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодёжи.

Тенденции в занятости молодёжи

Две тенденции  сегодня господствуют на рынке труда  применительно к российской молодёжи. С одной стороны бизнес-сообщество при найме работников отдают предпочтение лицам более молодых возрастов. При условии открытого найма (объявлении о вакансиях) в более 70 процентов случаев если оговаривается возраст желаемого специалиста, то как правило речь идет о лицах «моложе 30 лет». В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.( Положение молодёжи в России. Аналитический доклад. М,:Машмир-ЮНЕСКО, 2005.)

Вторая тенденция  прямо противоположна первой. Частный  бизнес отказывает в трудоустройстве  молодым специалистам, не выдерживающим  конкуренцию в таких отраслях как банковское дело, консалтинг, управление персоналом. Здесь молодёжь в глазах бизнес-сообщества проигрывает специалистам страших возрастов, зарекомендовавших себя на этом рынке. На слушаниях в Совете Федерации в 2004 году приводились такие данные: В 1999 году в госсекторе работало 68,4 %, а в негосударственном — 8,3 %, спустя три года значения этих показателей составили 71,9 % и 7,4 % (Ю. А. Зубок, В. И. Чупров Тенденции социального развития молодежи в современном Российском обществе//Аналитический вестник Совета Федерации № 31 (251), М., 2004.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Основы  молодежной политики за рубежом и в России: опыт и проблемы. 

Государственная молодежная политика - это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества.

     Основной  причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в  современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса адаптации, пополняет ряды маргинальных элементов, становясь очагом социальной дестабилизации и преступности. Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14-18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.

Общая цель молодежной политики различных европейских  государств – содействие бесконфликтной интеграции молодых людей в общество. За 10-12  лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания, чтобы вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность.

     Рассматривая  деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно  выделить достижения четырех стран  – Германии, Франции, Великобритании, Швеции, а также международные молодежные программы, достаточно эффективно осуществляемые Европейским Союзом и Советом Европы.

Несмотря на схожесть форм и методов, в национальных концепциях молодежной политики можно  условно выделить 2 стратегии:

Первая  основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики,

Вторая  – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики.

1. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.

Изучая опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые представляют интерес для стратегии молодежной политики России.

1)Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» и др. Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций.

2) Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный).

В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.

Во Франции  на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

3) Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.

Во Франции  молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

4) Применение комплексного подхода. Например, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами.

Во Франции  в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая  целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым  людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях.

5)Сотрудничество  власти и неправительственных  организаций на всех трех уровнях реализации молодежной политики. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам) могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов.

6) Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.

7) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ.

Информация о работе Молодежь как особая социальная группа