Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:10, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью, изучить социальный портрет современного студенчества, а так же рассмотреть основы социальной политики за рубежом, в России и в частности в Пермском крае.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Социальный портрет современного студенчества…………………………..4
2.Современная российская молодежь на рынке труда………………………..6
3.Основы молодежной политики за рубежом и в России:
опыт и проблемы………………………………………………………………..7
4.Специфика молодежной политики в Пермском крае………………………15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18
Во Франции реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:
поддержка молодежного
кинематографа – поощрение
2. Стратегия паритета государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.
В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно выделить следующие.
1) Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике (и в Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции.
2) Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).
3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.
В Швеции проблема
трудоустройства и
Система становления и реализации государственной молодежной политики в России представляет собой:
1. Специальное
законодательство о
2. Государственное
регулирование молодежной
3. Плановое и
финансовое обеспечение
Формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях:
- общереспубликанском;
- региональном;
И основывается она, прежде всего на создании благоприятных для молодежи условий для реализации трудового потенциала. Координируют и направляют усилия всех государственных и внеправительственных организаций в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации.
В поле их деятельности находятся проблемы:
1. занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;
2. включенности
молодежи в производственные
формы деятельности, в том числе
предпринимательство и
3. формирования системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью;
4. профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
5. поддержки
социально значимых программ
молодежных и детских
6. участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.
Одной из основных
проблем проведения государственной
политики является ее психологическое
восприятие и сведение ее к чисто
затратной, распределительной, убогой
и потребительской, не стимулирующей
молодых людей к
Мировоззренческие
и исторические проблемы создают
трудности в осуществлении
Большую координационную работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Цели, принципы государственной молодежной политики
Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики.
Основными целями государственной молодежной политики являются:
1. Содействие
социальному, культурному,
2. Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу.
3. Создание условий
для полного участия молодежи
в социально-экономической,
4. Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.
5. Реализация
инновационного потенциала
Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
1. Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.
2. Принцип социальной
компенсации: обеспечение
3. Принцип гарантий:
предоставление молодому
4. Принцип приоритета:
оказание предпочтения
Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.
Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.
Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.
Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по двум основным группам результатов. К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи:
1. повышение уровня ее здоровья;
2. повышение уровня образования;
3. повышение
уровня доходов молодых людей
в сравнении с предыдущим
Вторая группа
результатов будет
1. сокращение
уровня безработицы в
2. снижение уровня правонарушений среди молодежи;
3. повышение
деловой, предпринимательской,
4. повышение
уровня самоорганизации и
В целях осуществления объективной оценки хода и результатов реализации государственной молодежной политики, разработана комплексная система измерения эффективности ее мер и положения молодежи в России. В том числе, в результате научных исследований и работ будут выявлены группы факторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку стратегия носит комплексный характер, ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастном сегменте, то создание системы измерителей, будет коррелировать и с общими показателями развития ситуации в стране.
Индикаторы и
показатели для оценки реализации целей
Стратегии государственной молодежной
политики разработаны исходя не только
из возможности получения достоверной
информации для их расчета, но и из возможности
сопоставления с международной статистикой
и определения на этой основе целевых
значений, ориентируясь на средние значения
по странам, входящим в Организацию экономического
сотрудничества и развития.