Молодежь как особая социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:10, контрольная работа

Описание

Цель работы: рассмотреть особенности социальной работы с молодежью, изучить социальный портрет современного студенчества, а так же рассмотреть основы социальной политики за рубежом, в России и в частности в Пермском крае.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


1.Социальный портрет современного студенчества…………………………..4


2.Современная российская молодежь на рынке труда………………………..6


3.Основы молодежной политики за рубежом и в России:

опыт и проблемы………………………………………………………………..7


4.Специфика молодежной политики в Пермском крае………………………15


Заключение………………………………………………………………………17


Список литературы……………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

социология контр.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Во Франции  реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:

поддержка молодежного  кинематографа – поощрение создания и распространения качественных фильмов, развивающих художественный вкус, организация фестивалей молодежного кино и мультипликации, выделение субвенций на реализацию конкретных проектов.

2. Стратегия паритета  государства и  структур гражданского  общества в сфере молодежной политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.

В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно выделить следующие.

1) Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике (и в Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции.

2) Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).

3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса.

     Система становления и реализации государственной  молодежной политики в России представляет собой:

1. Специальное  законодательство о государственной молодежной политике.

2. Государственное  регулирование молодежной политики.

3. Плановое и  финансовое обеспечение государственной  молодежной политики.

Формирование  и реализация государственной  молодежной политики осуществляется на двух уровнях:

- общереспубликанском;

- региональном;

И основывается она, прежде всего на создании благоприятных  для молодежи условий для реализации трудового потенциала. Координируют и направляют усилия всех государственных  и внеправительственных организаций  в решении молодежных проблем Комитет по делам при Правительстве России и 79 комитетов, управлений, отделов по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе Российской Федерации.

В поле их деятельности находятся проблемы:

1. занятости  молодежи, в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных военнослужащих;

2. включенности  молодежи в производственные  формы деятельности, в том числе  предпринимательство и фермерство;

3. формирования  системы социальных служб для  индивидуальной работы с подростками и молодежью;

4. профилактики  преступности и безнадзорности  среди несовершеннолетних;

5. поддержки  социально значимых программ  молодежных и детских организаций;

6. участия в  организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Одной из основных проблем проведения государственной  политики является ее психологическое  восприятие и сведение ее к чисто  затратной, распределительной, убогой и потребительской, не стимулирующей  молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности, а ставящей их в положение "вечно молодого", полностью зависящего от родителей и "дающего" государства. Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как "учащийся", "пациент", "военнообязанный", "нуждающийся в пособии", "правонарушитель" и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

Мировоззренческие и исторические проблемы создают  трудности в осуществлении государственной  молодежной политики.

Большую координационную  работу по формированию и реализации программ улучшения положения семьи, женщин и детей выполняет департамент проблем семьи, женщин и детей бывшего Министерства социальной защиты населения России, ныне Министерства труда и социального развития. Министерство имеет разветвленную структуру органов управления, в большинстве из которых уже образованы подразделения по работе с семьей и детьми. Развивается сеть учреждений по оказанию социальных услуг семьям, женщинам, детям; имеются свой бюджет, предусматривающий финансирование семейных, женских и детских программ, отраслевую систему подготовки кадров, научного обеспечения, внебюджетные фонды. Департамент инициирует предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране прав семьи и обеспечению социально-правовой защищенности женщин и детей, обеспечивает взаимодействие в работе государственных и неправительственных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Цели, принципы государственной  молодежной политики

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной  социальной незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу. Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.

Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики.

Основными целями государственной  молодежной политики являются:

1. Содействие  социальному, культурному, культурному  и физическому развитию молодежи.

2. Недопущение  дискриминации молодых граждан  по возрастному цензу.

3. Создание условий  для полного участия молодежи  в социально-экономической, политической  и культурной жизни общества.

4. Расширение  возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха.

5. Реализация  инновационного потенциала молодежи  в интересах общественного развития  и самой молодежи.

Реализация  государственной  молодежной политики осуществляется на следующих  принципах:

1. Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.

2. Принцип социальной  компенсации: обеспечение социальной  и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

3. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину  гарантированного государством  минимума социальных услуг по  обучению, воспитанию, духовному и  физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

4. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Основные мероприятия  государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодежь России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.

Социальное назначение систем информационного обеспечения  молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Также в программе «Молодежь России» есть и другие вопросы решения: пути решения жилищной проблемы; решение вопросов занятости молодежи; поддержка молодой семьи; развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка талантливой молодежи и многие другие вопросы.

Результаты  реализации и оценка эффективности государственной  молодежной политики.

Главным результатом  реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение  положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых  людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по двум основным группам результатов. К первой группе относятся результаты, характеризующие ожидаемые улучшения в положении молодежи:

1. повышение  уровня ее здоровья;

2. повышение  уровня образования;

3. повышение  уровня доходов молодых людей  в сравнении с предыдущим периодом  и доходами взрослого населения.

Вторая группа результатов будет характеризовать  вклад молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны. К числу важнейших ожидаемых изменений относятся:

1. сокращение  уровня безработицы в молодежной  среде;

2. снижение уровня  правонарушений среди молодежи;

3. повышение  деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

4. повышение  уровня самоорганизации и самоуправления  молодежи в жизни общества.

В целях осуществления  объективной оценки хода и результатов  реализации государственной молодежной политики, разработана комплексная  система измерения эффективности ее мер и положения молодежи в России. В том числе, в результате научных исследований и работ будут выявлены группы факторов, обеспечивающих достижение результатов молодежной политики, ожидаемых и востребованных обществом. Поскольку стратегия носит комплексный характер, ориентируется на развитие социальной сферы в отдельном возрастном сегменте, то создание системы измерителей, будет коррелировать и с общими показателями развития ситуации в стране.

Индикаторы и  показатели для оценки реализации целей Стратегии государственной молодежной политики разработаны исходя не только из возможности получения достоверной информации для их расчета, но и из возможности сопоставления с международной статистикой и определения на этой основе целевых значений, ориентируясь на средние значения по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Молодежь как особая социальная группа