Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:56, контрольная работа
1. Современная российская молодежь на рынке труда
2. Социальный портрет современного студенчества
3. Молодежная субкультура как социальный феномен
4. Молодежь в условиях формирования рыночных отношений: изменение ценностных ориентаций
5. Самодеятельные объединения молодежи как социальное явление
6. Основы молодежной политики за рубежом и в России: опыт и проблемы
7. Специфика молодежной политики в Пермском крае
Молодёжь
на рынке труда России — один из важнейших
аспектов интеграции молодого поколения
в социально-экономическую жизнь общества.
От того насколько молодые люди себя реализуют
на рынке труда во многом зависит и благополучие
общества и собственное благополучие
молодёжи.
Тенденции в занятости молодёжи:
Две тенденции
сегодня господствуют на рынке труда
применительно к российской молодёжи.
С одной стороны бизнес-
Вторая
тенденция прямо противоположна
первой. Частный бизнес отказывает в трудоустройстве
молодым специалистам, не выдерживающим
конкуренцию в таких отраслях как банковское
дело, консалтинг, управление персоналом.
Здесь молодёжь в глазах бизнес-сообщества
проигрывает специалистам старших возрастов,
зарекомендовавших себя на этом рынке.
Какие
они сегодняшние студенты? О чем
свидетельствуют современные мировые
тенденции? Во-первых, в течение сорока
последних лет ХХ столетия наблюдался
феноменальный рост численности студентов
– с 13 млн.чел. в 1960 году до 82 млн. чел. в
1995 году. Такие темпы роста позволяют прогнозировать
увеличение этого показателя в 2010 году
до 120 млн. чел., а в 2020 году – до 130 -140 млн.чел.,
что может привести практически к удвоению
всей материально-технической инфраструктуры
системы высшего образования и расходов
на ее содержание.
Во-вторых, процессы глобализации и унификации,
происходящие во всех сферах деятельности,
развитие мощных средств телекоммуникаций
обусловили беспрецедентную открытость
и вариативность образования.
В-третьих, в последние двадцать лет практически
во всех регионах мира происходил существенный
рост расходов на высшее образование.
Например, в США они выросли в 3 раза; в
Западной Европе – в 3,4; в Китае – в 2; в
государствах Восточной Азии – в 4. И только
в бывших социалистических странах произошло
их сокращение – на 25%.
Кроме отмеченных, все более явными становятся
и такие тенденции, как рост. В настоящее
время появляются глобальные образовательные
мегасистемы. В настоящее время подобные
мегасистемы существуют в США (14 млн. студентов);
Индии (5,7 млн.); Китае (5,7 млн.); России ( 4,4);
Японии (3,9); Канаде, Германии, Корее, Украине
по 2 млн. При этом из всего контингента
иностранных студентов 28% обучаются в
США; 12% - в Великобритании; 10% - в Германии;
8% - во Франции; 4% - в России; 3% - в Японии
(Белл, Д. Грядущее постиндустриальное
общество М.: Академия, 1999).
Реалии таковы, что хотя Россия и относится
к числу стран, имеющих глобальную образовательную
систему, из приведенных данных видно,
что ее влияние на мировой образовательный
процесс значительно отстает от США и
других развитых стран. Тем не менее, российское
студенчество оставляет за собой и сегодня
авангардные позиции по многим параметрам,
в том числе и по качеству обучения и по
уровню духовности и даже по количественному
росту.
Приведенные ниже данные социологических
исследований позволяют дать характеристику
современного студента, выделить наиболее
типичные черты его социального портрета.
На вопрос «Что для
Вас в жизни самое главное?» получены
ответы: семья – 48,7%, любовь – 38,6%, здоровье
– 35,4%, работа – 30,3%, образование – 28,4%,
уважение окружающих – 15%, творчество
– 14,5%, дети – 13,4%.
По данным опроса студенты больше
всего ценят: порядочность – 59,5%, чувство
собственного достоинства – 57,2%, понимание
– 44,1%, доброту – 42,1%, независимость –
41,6%, свободу – 36,6%. А больше всего ненавидят:
предательство – 80,9%, жестокость – 49,2%,
ложь – 46,1%, жадность – 33,8%, невежество
– 23,1%.
На вопрос «Какие социальные
проблемы молодежи Вы
считаете сегодня наиболее
серьезными?» студенты дали следующие
ответы: наркомания – 60,8%, трудоустройство
– 49,6%, преступность – 36,7%, пьянство –
24,1%, получение образования – 20,8%, невозможность
обрести материальную независимость –
19,8%.
Считают наиболее
важным для достижения
успеха в жизни: целеустремленность,
упорство, трудолюбие, интересную работу
– 63,9%, хорошее образование – 46,8%, «богатые»
родители и связи – 25,5%, везение – 10,8%,
способности – 9,4%. Студенты явно недооценивают
роль способностей в достижении жизненного
успеха, каждый четвертый надеется на
богатых родителей и связи.
Угроза безработицы страшит каждого
четвертого студента, в социальной защите
нуждается – 52,8%.
Пути решения современных
социально-культурных
проблем студенты видят в привлечении
внебюджетных средств – 70%, качественная
подготовка кадров – 70%, доступность представляемых
услуг – 30%, совершенствование законодательно-правовой
базы – 20%, государственная поддержка
культуры – 20%, возрождение традиций и
обычаев – 10%, реклама – 10% .
К первостепенным
ценностям современное студенчество
относит: карьера – 80%, здоровье – 60%, материальные
блага – 50%, семья – 50%, образование – 50%,
духовное развитие – 50%, самореализация
– 50%, моральная устойчивость – 40%, честность
– 10%, любовь – 10%.
Негативными качествами
личности студенты считают: необразованность
– 30%, лживость, наглость, инфантильность,
лень, неумение работать – 20%, предательство,
заносчивость, притворство, доверчивость,
зависть, лицемерие, жадность, эгоизм,
истеричность, деградацию – по 10%, соответственно
каждая позиция. Проведенный социологический
опрос среди студентов показал, что «портрет
современного студента» им представляется
как (основные положительные черты): активный,
общительный, приветливый – 100% (каждая
позиция), внимательный – 80%, ответственный,
легкообучаемый – 70%, пунктуальный и вежливый
– 60%, аккуратный – 50%, корректный и отзывчивый
– 40%. К негативным качествам современного
студента, опрошенные студенческие группы
вуза отнесли: неответственный и неаккуратный
– 50%, неорганизованный, неусидчивый и
невнимательный – 40%, некоммуникабельный
и невоспитанный, соответственно – 30%.
Думаю,
что приведенные социологические данные
не требуют подробных комментариев, они
лишь подтверждают, что современное студенчество,
несмотря на многие сложившиеся в последние
годы негативные тенденции в обществе,
сохраняет присущий ему творческий потенциал,
веру в добро и в людей, готовность служить
российским идеалам гуманизма, культуры,
образования и науки.
Некоторая часть молодежи предпочитает вступать в неформальные группы, учитывая свои потребности, ценности и интересы.
Молодежная субкультура — реальная или условная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической цели.
Всю молодежную субкультуру делятся на четыре вида групп: социально-нейтральные, предкриминальные, неустойчивые криминальные и устойчивые криминальные или преступные.
Первый вид молодежной субкультуры – социально нейтральные (озорные) группы общения. Основными типами неформальных групп являются самовозникающие «неформальные» группы молодежи, сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Средний возрастной состав членов этих групп составляют, по данным исследований лица в возрасте 10-11 лет – 35,6%, 12-13 лет – 44,3%, 14-17 лет – 10,1%. Численный состав их редко превышает 6-7 человек. Большой численный состав для этих групп не характерен, т.к. в них практически отсутствует совместно организованная деятельность. Чаще всего возникают такие группы стихийно, в свободное от учебы время, объединяя подростков и молодое покаление, оказавшихся без дела и ищущих чем бы заняться. Главный мотив для них – «быть вместе». Места встреч у них заранее определены: в укромном уголке двора, на улице, возле подъезда дома, в сарае, на чердаке. Взаимоотношение между групп значительно минимально, поверхностно и носит ситуативный характер. В поисках развлечений они могут приставать к прохожим, царапать стены, лифты, автомашины, пишут и рисуют на стенах не цензурные слова, сексуальные рисунки, ломают двери. Этим самым они самоутверждаются среди своих товарищей.
Второй вид: предкриминальные, или асоциальные группы подражания. К ним психологи относят асоциальные группы молодежи, которые сформированы на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу», политизированной моде – группы «хиппи», «панков», «чернорубашечников», группы околоспортивных болельщиков – «фанатов».
Возрастной состав этих групп несколько старше, чем в социально нейтральных. Они состоят в основном из старших подростков и юношей: 14-15 лет – 23,4%,16-17 лет – 41,2%, от 18 лет и старше – 33,9. По числу членов группы заметно увеличение по сравнению с социально нейтральными.
Криминологическая зараженность тоже увеличивается. «География» места встреч членов группы значительно расширяется и удаляется от дома и подъезда. Наиболее распространенные места сбора групп: возле кинотеатра, на вокзале, на стадионе, на дискотеках и т.д. Длительность существования групп от 1 года и более. Характер и направленность их групповой деятельности состоит в интимно-личностном общении с асоциальным уклоном. Главная цель этой деятельности для молодежи заключается в том, чтобы их заметили, обратили на них внимание, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый из них старается выделиться, обратить на себя внимание в меру своих сил и возможностей: кто одеждой, кто прической, кто поведением. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка, оскорблении личности и достоинства граждан.
Третий вид: неустойчивые криминальные, или антиобщественные группы. Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов. Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Наиболее типичными преступлениями этих групп являются, такие как кражи, хулиганство, разбойнее нападения, изнасилования.
Состоят такие группы в подавляющем большинстве из подростков, но в них входят так же люди молодого возраста. 12-13 лет – 2,1%, 16-17 лет – 44,4%, 14-15 лет – 18,1%, 18-22 – 23,3%. Численный состав групп невелик. Длительность существования групп тоже незначительна: 2-3 месяца. Места сбора групп в подвалах, в сараях, на чердаках встречают, в местах большого скопления людей: на стадионе, на дискотеках, возле кинотеатров, на квартире.
Четвертый вид: устойчивые криминальные, или преступные группы – это устойчивые объединения молодежи, скомпоновавшиеся для совместного совершения каких-либо преступлений. Устойчивые криминальные группы чаще всего совершают кражи государственного и личного имущества, хулиганство, грабежи, разбойные нападения, насильственные преступления. При совершении этих преступлений в 11,3% случаев членами группы применялось оружие, потерпевшие подвергались в 71,2% избиениям, в 8,9% им наносились ранения.
Классификация молодежных субкультур многими специалистами оценивается, как сложное явление, так как процессы, происходящие в данной среде динамичны, неустойчивы и противоречивы. Остановимся на наиболее распространенной классификации неформальных объединений молодежи: 1) собственно, неформальные объединения молодежи, которые имеют четкую структуру, атрибуты отличия от других объединений, определяющих программу и идеологию. 2) «псевдоформальные объединения»- группы несовершеннолетних и молодежи, которые только относят себя к «неформалам», либо окружающие относят их к неформальным объединениям из-за внешних признаков и незнания существа проблемы. Молодежь данной группы подражают или пытаются подражать, различным видам неформальных объединений молодежи следуя при этом моде или искренне желая быть неформалом. В данной ситуации члены данных групп вносят путаницу в сознание молодежи, а также в деятельность заинтересованных лиц и организаций, заменяя при этом более или менее конкретные, не всегда истинные идеи и программы псевдоидеями, а главное псевдодеятельностью.
Существует
множество классификаций
Фрадкин проклассифицировал неформальные объединения по следующим признакам: 1) просоциальные, асоциальные, антисоциальное; 2)группы принадлежности и референтные; 3) большие и малые(здесь речь идет не о количестве, а о качестве: группы в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом – малые, где не могут общаться - большие); 4) постоянные и случайные; 5) с демократическим и авторитарным подчинением; 6) разновозрастные и одновозрастные; 7) однополые и разнополые.
Фролов предлагает следующую классификацию: 1) по принадлежности: ингруппа(моя), аутогруппа (чужие); 2) по взаимоотношениям: первичные (такие, в которых каждый член группы видит в другом индивида), вторичные (обезличенные); 3) по степени общения: малые (где каждый член группы находиться в личном общении с другими членами группы), большие (в этих группах непосредственное общение отсутствует).
По А.В.Толстых классификация представлена следующим образом: 1) общественно-политические группы. Данные группы ставять целью пропаганду определенных общественно – политических взглядов, неагрессивны.; 2) радикалы. Представители таких групп агрессивны, лидеры в основном из старшего поколения; 3) эколого-этические. Данные группы стараются следить за чистотой в окружающей среде; 4) группы образа жизни. Данные группы объедены общими интересами, ценностями.(панки, хиппи); 5) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы); 6) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
Молодежные субкультуры не похожи друг на друга, они все различны. Различаются они по структуре и классификации.
Среди всех неформальных объединений мы можем выделить два типа, различных по своей структуре: 1) демократический (на основе социальных ролей); 2) авторитарный (на основе формальных правил).
Для тех и других объединений характерна групповая динамка. Под групповой динамикой понимают взаимодействие членов социальных групп между собой.
Существует
множество видов
процессам групповой динамики относятся:
руководство, лидерство,
формирование группового мнения, сплоченность
группы, конфликты,
групповое давление и другие способы регуляции
поведения членов группы. Группа может
подчиняться одному или двум своим членам,
но в процессе управления могут включаться
все ее члены. Эти и многие другие образцы
поведения и составляют динамику группы.
Итак, делая вывод, можно сказать, что понятие «молодежная субкультура» определяется по разному: для В. Т. Лисовского – это культура определенного молодого поколения, а Н.Г. Багдасарьян определяет как систему внутри общей системы и Л. А. Карпенко обозначает как общность, состоящую из подростков и лиц молодого возраста, и характеризуемую рядом неотъемлемых признаков. Тем самым, исходя из этих признаков, определяется вид молодежных субкультур, которые носят свои отрицательные и положительные качества.
Классификация
неформальных групп так же не однозначна.
Это свидетельствует о том, что
неформальные группы молодежи разноплановые
и у каждой есть своя особенность
и структура.
Исследование
теоретических и